Как-то в МЦРКПО лектор показал нам в презентации приказ Министерства просвещения СССР об использовании учащимися средней школы шариковых ручек в середине 70‑х. Тем самым давая нам понять, что все новое всегда с трудом входило в нашу жизнь, встречая на пути преграды и сопротивление. Тем радостнее результат, чем больше препятствий на пути к нему придется преодолеть.
Дистанционное обучение призвано заставить сражаться ученика с самым суровым противником – собственной ленью. А если ученик уверен в своих силах и твердо намерен учиться, дистанционное образование предоставит ему разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.
Два месяца тернистого пути по дорогам знаний в режиме «дистанционки» в нашей школе позволили существенно продвинуться вперед всем участникам образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал учителей и учащихся, поделиться опытом, заняться самообразованием и многое другое. Это позволяет сделать определенные выводы.
Ребенок учится добывать знания самостоятельно, что особенно важно в современном мире. В идеале дистанционное обучение развивает у ребенка самостоятельность и самоконтроль. В сложившихся условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками. Возрастает родительский контроль – теперь родитель наглядно видит, как ребенок выполняет задания. Поэтому уже реже возникает вопрос, за что выставлена та или иная оценка.
Для ребенка дистанционное обучение – это хороший способ освоить компьютер на более высоком уровне, а не только играть на нем в игры. Дистанционное обучение помогает научиться быстрому поиску информации. Ведь если не знаешь ответ, то нужно его быстро найти, так как время на выполнение задания ограничено. Дистанционное обучение помогает найти свои слабые стороны. Ведь после выполнения теста можно обратить внимание на свои ошибки и разобрать их, а видеоурок или презентацию можно просмотреть несколько раз, обращая внимание на наиболее непонятные моменты.
Также можно отметить и влияние дистанционного обучения на формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Стеснительные ученики при такой форме обучения получают возможность более активно проявлять себя на онлайн-уроках. Для многих детей онлайн-урок создает менее стрессовую обстановку, они чувствуют себя намного комфортнее и утрачивают страх несоответствия.
Учителя же имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них: создание хранилища видеоуроков, лекций, презентаций, справочных таблиц и другого учебного материала на Google- и Yandex-дисках; ведение своего учительского канала на YouТube; проведение видеоконференций и онлайн-консультаций с использованием платформ Skype и Zoom; обмен теоретическими сведениями и практическими заданиями через различные приложения, в том числе мобильные; использование материалов различных образовательных платформ: МЭШ, РЭШ, Яндекс.Урок, Яндекс.Учебник и многое другое.
Среди 39 учащихся 5‑х классов, в которых я работаю, по итогам работы в формате дистанционного обучения в мае 2020 года было проведено анкетирование. По результатам ответов, которые давали дети, можно увидеть, что учащиеся выделили в качестве главного преимущества дистанционного обучения возможность обучения в удобное время, в комфортном месте; выбор доступного для них темпа работы; возможность сдать работу или получить ответ на возникший вопрос в любое время.
Однако 28 из них не хотели бы, чтобы дистанционная форма полностью заменила очное обучение, и не рассматривают данную форму работы как основную при получении новых знаний.
Многие из нас уже создали собственную коллекцию информационных ресурсов. Это веление времени, необходимость жизни в современном мире. Еще пару десятилетий назад человек, желавший получать новые знания, должен был регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня же для обучения нам нужен только компьютер с доступом в Интернет.
Светлана ТОМИНА, учитель русского языка и литературы школы №1900
Комментарии