Лексикон ребенка отличается меньшим объемом, и это проявляется в трудностях понимания при восприятии речи, в частых повторах слов и их неточном употреблении. Существенной особенностью младших школьников является неустойчивая связь между единицами лексикона, свидетельствующая о несформированности понятий в сознании ребенка. Поэтому развитие лексикона должно идти по линиям уточнения семантики слова в языковом сознании ребенка, укрепления семантических связей, которые облегчат выбор нужного слова.
Глаголы движения – самая многочисленная и наиболее употребляемая в речи группа глаголов, которые к тому же обладают развитой многозначностью. Опыт работы позволяет выявить недостаточный уровень усвоения школьниками семантики движений, поэтому необходимо включать в содержание работы на уроках русского языка решение следующих задач: осознание общего значения глаголов движения и их признаков, формирование умений сравнивать и классифицировать глаголы по их лексическим значениям, усвоение наиболее частотных вторичных значений глаголов движения, осознание связей между различными значениями многозначного глагола, развитие умения понимать переносное значение глаголов, усвоение сочетаемости глаголов движения и точности их употребления в речи. На основе этих задач я использую соответствующие упражнения. Первая группа упражнений предполагает сравнение глаголов и их группировку по лексическим значениям. Вторая группа направлена на усвоение многозначности глаголов движения: с утра идет нудный дождь – из трубы идет дым – идут солдаты на парад. Тут же можно составить предложения с многозначными глаголами, например, с глаголом читать в значениях: рассказать стихотворение, долго и нудно воспитывать, угадывать по движению губ сказанные слова. Третья группа включает задания, способствующие усвоению сочетаемости глаголов движения и развитию правильности и точности их употребления в речи. Тут надо подбирать синонимы или находить противоположные по смыслу глаголы, а также выбирать наиболее точно подходящие по смыслу глаголы движения. Только систематическая, целенаправленная работа над усвоением семантики глаголов может помочь в развитии языковой компетентности младшего школьника. Анна ТАРАСОВА, учитель начальных классов лицея №3, Воронеж
Комментарии