В настоящее время ярко выражено увлечение плановым экскурсионным туризмом, которому способствует и сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране. Большое количество туристских фирм, разнообразные программы, снятие многих хлопот с руководителя группы, поощрение этой деятельности со стороны органов управления образованием. Но многие такие поездки проводятся на низком организационном и педагогическом уровне, носят увеселительный и развлекательный характер, когда главными экскурсионными объектами становятся магазины (так называемый “шопинг”).
Такие круизы за счет родителей, на всем заранее подготовленном для детей, без их участия в работе по подготовке поездок мало чего стоят в воспитательном смысле, а нравственно развращают их. А для укрепления здоровья, для физического развития школьников их значение почти равно нулю.
Самодеятельным же туризмом в школах сейчас занимаются лишь отдельные учителя-энтузиасты.
Налицо противоречие: с одной стороны, перестройка школы требует воспитания в школьниках самостоятельности, предприимчивости, развития инициативы, – как раз тех черт, которые дает самодеятельный туризм; с другой стороны, мы видим отход, перерождение туризма, вымывание из него всего ценного для воспитания.
Каков выход из этого противоречия? Для возрождения самодеятельного туризма требуются два обстоятельства: а) его пропаганда в первую очередь среди учителей, и особенно среди руководителей школ; б) нужно всерьез заняться туристской подготовкой учителей.
Известно, что реформа школы в значительной мере упирается в фигуру учителя, воспитателя, в его психологию, привычку работать так, как его учили. В массе нынешний воспитатель сам воспитан командно-административной системой, он – ее продукт, и ему самому трудно преодолеть себя. Но необходимо, чтобы он отказался от казарменной авторитарной педагогики, сошел с позиций командования, нравоучений и перешел на рельсы демократические, на путь педагогики сотрудничества. В этом ему поможет туризм.
Поход приносит пользу, положительно влияет не только на воспитание и обучение детей, но он помогает и самому учителю в самосовершенствовании, он меняет учителя (или отторгает его от дела, если учитель оказывается в корне негодным для такой работы).
Почему? Здесь играют роль два фактора, выгодно отличающих туристскую работу от любых других форм внеклассной воспитательной работы:
1. Обвальный характер конкретной работы, которая практически реализуется (приносит осязаемую пользу) при подготовке и во время проведения похода.
2. Изменение социального статуса учителя во временно автономном “микрообществе” участников похода.
Первое
Если грамотно и добротно вести подготовку даже однодневного похода, то участникам потребуется проделать очень большой объем работы. При проведении же похода на несколько дней, а тем более похода определенной категории сложности этот объем возрастает в несколько раз. Здесь мы можем выделить несколько крупных блоков работы по подготовке – проектирование, разработка нитки маршрута, вопросы финансирования, питания, гигиены, материальное обеспечение, подготовка личного состава, документирование и т.п. В каждом из этих блоков масса конкретных малых дел.
Учитель, привыкший работать с детьми в императивном ключе, начинает как белка крутиться в повышенном режиме, пытаясь каждым из учеников руководить, каждому давать задания, за каждого решать все умственные задачки, но вскоре убеждается, что это ему становится невмоготу. И тогда он вынужден махнуть рукой и уступить свое право все за всех решать, перейти к педагогике сотрудничества.
Второе
В походе все необычно, все сближает людей.
Вид учительницы с рюкзаком на плечах, в необычном для нее походном костюме заставляет учеников по-новому относиться к ней, понять простую вещь – она обыкновенный, простой человек.
В классе, на уроках, учителя и ученика разделяет какая-то невидимая черта. В туристском походе она исчезает. Дело в том, что в походной группе особые условия: здесь своя, почти полностью автономная, замкнутая в себе экономическая жизнь. Физическое и моральное благополучие всех членов группы (и учителя тоже) обеспечивается в равной мере только трудом самих участников похода. Учитель во многом становится равным со всеми. Он теряет былую свою независимость, а власть его теперь держится только на уважении к нему детей. Ведь случись что-либо с ним – кто его здесь может выручить? Только дети.
Еще один аргумент в пользу туризма. Можно ли узнать ребенка за два-четыре урока в неделю общения учителя с учениками? Конечно, нет! Но стоит пойти в поход – и в распоряжении учителя все 24 часа для изучения своего подопечного.
На уроке учителю приходится тратить немало усилий для того, чтобы добиться внимания учеников к излагаемому материалу. Другое дело в походе – здесь свободное восприятие увиденного и услышанного. Большую роль играет влияние товарищей. Стоит одному из участников похода обратить на что-то внимание, с увлечением рассказать о чем-то, и это не проходит без внимания других ребят.
Каждый ученик обязан выполнять задание на уроке и дома, за невыполнение которых он несет ответственность перед учителем и родителями. Учитель ставит двойку, записывает замечание в дневник, родители читают нотации и иногда наказывают. Для значительной части детей это мало действенная мера, о ней они забывают и продолжают пренебрегать своими обязанностями. В походе же благополучие группы и успех похода зависят от каждого участника. Поэтому, пренебрегая своими обязанностями, ученик вступает в конфликт со всей группой. Приведем пример: участника похода назначили дежурным, он должен встать на полтора-два часа раньше всех, развести костер и приготовить завтрак. Но дежурный проспал и завтрак не приготовил. Вся группа осталась голодная. Как она отнесется к нарушителю?
Во всяком случае в другой раз виновник не проспит. Воспитание ответственности за порученное дело – еще одна возможность туризма.
Так от одной трудности к другой, от одного дела к другому ученик начинает верить в свои силы, воспитывается уважение к себе, к своим товарищам.
Юрий КОНСТАНТИНОВ,
директор Центра детско-юношеского туризма РФ
Комментарии