На страницах рукописной «Книги памяти о детях войны Свечинского района Кировской области» оживают биографии учителей Юмской школы, которые в юном возрасте пережили все тяготы Великой Отечественной. Книга составлена по материалам бесед, которые были записаны на встрече, посвященной Году памяти и славы.
– Расскажите, пожалуйста, что вам пришлось пережить в годы Великой Отечественной войны.
Эвелина СЕЛЕЗНЕВА (работала учителем начальных классов. Родилась 12 декабря 1938 года в селении Тальми Приморского края. Отец был бухгалтером, а мама учительницей):
– Когда началась война, мне было два с половиной года. Как только Япония начала наступление на озере Хасан, все население стали эвакуировать на большую землю, во Владивосток.
Наша семья переехала на родину отца в село Екатерина Котельничского района Кировской области. Отца по зрению на фронт не взяли, а взяли на военный завод в 1942 году. Пришел домой он лишь в 1946 году.
Сама я мало что помню. Только воспоминания мамы и старшего брата дают представление об этих страшных, голодных, холодных, непомерно трудных годах. Даже в то время были люди, которые наживались на горе других. Мама меняла вещи то на картошку, то на молоко.
Как-то мельник продал ей вместо муки пыль со стен. Мама нас покормила таким хлебом и ушла на работу в школу. Придя домой, она увидела нас троих в бессознательном состоянии со вздутыми животами. Чудом выжили. Мама за работу в школе получала мизерный паек.
Как только стает снег, мы собирали молодую осоку, щавель, песты. Ели «севериху» (ягодки с елки) и «крупу» (ягодки на сосне), считали их лакомством. В конце войны на Новый год дали мне подарок – маленькую пшеничную булочку. Хотелось съесть сразу, но ведь надо было угостить маму и младшего брата. Помню, как маленькие кусочки от булочки мы сосали как конфетки.
Мама сочиняла сказки по вечерам – как мы будем жить хорошо, когда закончится война и папа придет домой. Почти все население жило во время войны очень плохо. Но дети в любое время – дети: играли, баловались. Но старались вместе со взрослыми работать и помогать во всем.
– Как ваши семьи преодолевали трудности – голод, холод?
Ираида МУСИНОВА (работала учителем начальных классов. Родилась 25 июня 1935 года в деревне Ключи Шабалинского района Кировской области):
– Когда началась война, мне не было и шести лет. Отец ушел на фронт в начале 1941 года. Мать осталась с четырьмя малышами, самому старшему лишь 9 лет, младший родился уже без отца.
Первое страшное испытание – голод. Зерно, что было в запасе, мама отдала рабочим за ремонт дома, который начали строить при отце, иначе зимовать было бы негде. В пищу шло все: трава, ботва, мякина, перемерзлая картошка, грибы, ягоды. Чистого хлеба не было до 1950 года.
В школу я пошла в 8 лет. Там для нас варили похлебку, мы были рады такому супу, он спасал от голода. Электричества и керосина не было, уроки готовили у печки с лучиной. Бумаги тоже не было, писали на книгах, газетах, а чернила были из сажи или свеклы.
Второе испытание в годы войны – это холод. Зимы были морозные, снежные. Одежды и обуви не было. На улицу было не в чем выйти, спасались на печках. В школу до морозов, но уже по снежнице ходили босиком, а зимой в лаптях.
Были случаи, когда портянки пристывали к ногам, вот почему сейчас они и болят. Чтобы выжить, помогали маме, по возможности все делали. Сестра постарше в поле с матерью работала. А я оставалась дома с малышами, но приходилось оставлять их и одних, когда пасла телят.
С 7 лет мама стала брать меня на сенокос, я сначала уминала сено в телеге, помогала загребать, а с 14 лет стала и косить. Возили навоз в поле, на быках боронили. Во время уборки урожая жала серпом вместе с мамой, а в период молотьбы сортировала зерно.
Все летние каникулы работала. Работали с 3 часов утра и до темна. Низкий поклон нашим мамам! Голодные, плохо одетые, они не дали погибнуть нам, детям. Война не сломила их, но здоровье подорвала.
Анна КОРЯКИНА (работала учителем русского языка и литературы. Родилась 22 декабря 1931 года в деревне Чарушино Тужинского района Кировской области в крестьянской семье):
– Отца сразу забрали в армию, он воевал на линии фронта Ржев – Великие Луки. А мама осталась с семью детьми на руках. Детства не было, так как с 8 лет работали в колхозе: возили навоз, боронили, молотили, гребли сено, жали серпами, рвали лен, колотили его, стлали, копали картофель и прочее. Жили в голоде и холоде. Ели «пестья», щавель, головки клевера… Хлеб сдавали государству.
Помню, в колхозе тайком дали крестьянам по несколько килограммов зерна, так на другой день приехали из райисполкома, военкомата и заставили сдать зерно в колхоз. Мама в слезах смотрела на исхудавших детей. Чем нас кормить? Летом спасала природа: грибы и ягоды, луговой лук, щавель. Все ели и сушили на зиму.
Корову кормили ржаной соломой, поэтому молока давала мало, а надо было сдать государству бесплатно 200 литров. Себе оставалось всего ничего.
Скоро в деревню стали приходить похоронки и извещения со словами «пропал без вести». Плакала вся деревня. Народ жил дружно: помогали друг другу в тяжелой работе.
Летом 1943 года я заболела воспалением легких, каким-то чудом выжила, но учиться в 5‑м классе – бегать ежедневно за 5 километров не смогла. Год не училась, набиралась сил. А вскоре из госпиталя медсестра привезла отца. Увидев кучу детей, медсестра сказала маме: «Ой, женщина, как ты их будешь растить?!»
Много детей в деревне за годы войны умерло, а мы выжили: нас спас труд. Дорогие наши мамы от тяжелого труда и горя не дожили до пенсионного возраста.
– Как вы учились во время войны?
Маргарита КОВРИЖНЫХ (работала учителем иностранного языка. Родилась 12 января 1934 года в городе Слободском Кировской области в семье рабочего):
– Еще до войны умер отец, который работал механиком швейных машин на фабрике «Белка». Мы с сестрой Надеждой остались на попечении мамы и бабушки. Было очень тяжело без отца.
Всю войну мы прожили в городе Слободском Кировской области. Хорошо помню начало войны – тот момент, когда мужчин отправляли на фронт: музыка, крики, слезы, женщины и дети цеплялись за борта грузовиков и рыдали.
Маму отправили в город Бобруйск на рытье окопов, а мы остались с бабушкой. Каждый день в 3 часа утра летом и осенью мы с бабушкой отправлялись в лес за грибами и ягодами, затем бабушка уходила на рынок, меняла их на продукты или продавала, а мне приходилось нянчиться с двумя маленькими племянниками.
Учились во время войны в две смены, так как в некоторых учебных зданиях школы располагался госпиталь. Каждый день привозили раненых. Против нашего дома было педучилище, его тоже взяли под госпиталь.
В субботу или в воскресенье мы ходили в госпиталь с концертом (пели, рассказывали стихи, танцевали), дарили вещички, сделанные своими руками. Чаще всего это были носовые платочки или носки.
Когда я училась в 1‑м классе, на мой адрес пришло благодарственное письмо от бойца, у которого не было ни рук, ни ног. Писал его друг по палате. Завязалась переписка. Я долго хранила эти письма. Помню, как в госпиталь приезжали родители раненых, мы их встречали и приглашали переночевать.
Учиться было трудно. Не было ни учебников, ни бумаги. Писали на старых книгах и газетах чернилами из свеклы и сажи. Но учились и получили образование.
После возвращения мамы стало чуть полегче. Мама шила рукавицы, телогрейки для солдат. «Все для фронта, все для победы!» – вот девиз, который окрылял и давал силы. Трудно вспоминать…
– Каким запомнился вам День Победы?
– Хорошо помню День Победы. Мы пришли утром в школу, но занятия отменили. Все собрались на площади на митинг. Были крики, слезы, но не горя, а радости. В этот день был снег с дождем, но настроение было солнечное.
Людмила ГРЕБЕНЕВА, воспитатель дошкольной группы «Солнышко» основной школы села Юма Свечинского района Кировской области, председатель Свечинской районной организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии