search
main
0

Трудно быть подростком

Дети способны выдержать любые жизненные испытания, если на своем пути встретят настоящих друзей

Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.
Роберт Орбен

 

Тема трудных детей и подростков всегда была актуальной, особенно в контексте организации воспитания полноценной личности, способной к самостоятельному существованию.

 

Неустойчивая социально-экономическая ситуация, кризисы, увеличение числа чрезвычайных ситуаций и ухудшение криминогенной обстановки зачастую оказывают сильное давление на человека и порождают необходимость повышать стрессоустойчивость и критически мыслить. Способность адаптироваться к подобным ситуациям детям дается нелегко, а отсутствие этой способности в конечном итоге может привести к нарушению психического здоровья.

Воспитательная функция семьи в таких тревожных обстоятельствах снижается, а школа не всегда может ее полностью компенсировать.

Когда говорят о трудных детях, имеют в виду проблемы их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками и взрослыми – дети часто не умеют вести себя должным образом.

Трудные дети могут учиться, но часто не хотят этого делать, уделяя внимание другим вещам, которые представляются им более важными.

При работе с трудными детьми в классе следует придерживаться следующих правил:

– не использовать агрессивные методы воздействия и тем более запугивание;

– не сравнивать ученика с другими учащимися;

– учитывать индивидуальные особенности, такие как скорость восприятия и усвоения нового материала;

– делать акцент на позитивном при анализе работы и поведения такого ребенка;

– создать прозрачную технологию оценивания работы.

Учащимся следует объяснять, что очевидные и «ненужные» им знания по разным дисциплинам могут пригодиться им во взрослой жизни, еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

Скучно изучать то, что идет в отрыве от нашей собственной жизни. Даже взрослый человек не всегда может заставить себя выучить что-то, что кажется ему бесполезным и скучным. Что же требовать от школьника подросткового возраста, который только начал искать ответы на вопрос «Кто я и чего хочу от жизни?»?!

Важно не просто научить чему-то, но показать возможности и пользу, которые это «что-то» может принести в будущем.

Использование на уроках различных видов деятельности, а также положительный эмоциональный настрой способствуют развитию у учеников интереса к предмету.

Правила разрешения конфликтных ситуаций:

1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию, приложите волевые усилия, не бранитесь и не раздражайтесь. Ребята, аудитория ценят спокойствие, «величавую медлительность», юмор педагогов.

2. Перевод реакции: учитель выполняет все по плану, «герой»-шалун остается в одиночестве, так как пафос его шалости снижается.

3. Рационализация ситуации: юмор учителя и дружеский смех зала в конфликтной ситуации разряжают обстановку. Торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности.

4. Парадоксальная ситуация: важно использовать коварный замысел школьника с пользой для урока, поблагодарив (с легкой иронией) нарушителя за помощь.

5. Задержка реакции: сделайте вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, но в то же время дайте понять, что все видите. Факт незамечания позволяет внести некоторую растерянность в действия нарушителя.

«Каким бы ни было социальное происхождение трудных детей, они очень нуждаются в понимании, любви и вере. Отсутствие этого пагубно сказывается на их личностном росте. Им не безразлично, кто разделит с ними радость или неудачу. Дети способны выдержать любые жизненные испытания, если на своем пути встретят настоящих друзей», – говорил Антон Макаренко.

Ирина АБАЛАКИНА, учитель химии школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева

 

Комментарий

Марина ФАДЕЕВА, педагог-психолог школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского:

– В школе подруги говорили мне, что я очень спокойный человек и что в этом мне повезло, ведь я умею справляться со своими эмоциями и чувствами. Такая оценка моей личности льстила самолюбию до тех пор, пока зебра жизни не увлекла меня своей черной полосой. Все, что аккуратно и технично подавлялось, вырвалось с силой извергающегося вулкана. Почему?

Вам знакомы такие высказывания из детства: «Ты такой смешной, когда плачешь!», «Не распускай нюни!», «Не смей злиться!», «Держи себя в руках!», «Что ты из себя актрису корчишь?», «Не паникуй!»? Этот список вы и сами можете дополнить, у каждого он свой.

Когда к нам обращаются, как бы высмеивая и запрещая выражать эмоции и чувства, мы начинаем считать наши эмоциональные проявления и себя в этот момент плохими и невыдержанными, вешаем огромный крепкий замок на жизненно важную составляющую нашей личности. Но!

Запертые эмоции и чувства обязательно найдут выход, и сделают это в самый неподходящий момент. Как трудно оценить себя и ситуацию в это время! Как трудно принять верное решение!

Любое испытанное чувство – бесценный источник познания себя и создавшейся ситуации. Это важнейшая информация, необходимая нам для того, чтобы выжить, удовлетворить свои базовые потребности, правильно выстроить отношения с людьми, понимать их.

Вы знаете, о чем говорят нам чувства?

Чувство одиночества подсказывает, что нам необходимы человеческое общение и тепло, побуждает к поиску возможности проявить доброту и участие.

Чувство страха предупреждает нас об опасности, побуждает к поиску защиты и поддержки.

Злость оповещает нас о нарушении прав человека и об ограничении в самостоятельной деятельности. Выражение этого чувства помогает ослабить эмоциональное напряжение, дает силы, чтобы найти выход из создавшейся ситуации.

Боль позволяет осознать, что что-то не так и надо в корне изменить ситуацию или свое отношение к ней.

Чувство стыда побуждает нас к важному шагу – покаянию и переосмыслению своих жизненных ценностей.

Вы скажете: «Так что же теперь, давайте выражать все, что чувствуем?» Давайте позволим себе быть открытыми для чувств, научимся сами и научим детей говорить о своем состоянии, не стесняться называть эмоцию и чувство, переживаемые нами в данный момент, оценивать степень этого эмоционального переживания и способы его проявления так, чтобы не захлебнуться в нем и не навредить окружающим нас людям и пространству.

Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский когда-то сказал: «Жить – значит чувствовать…» Так давайте жить! Давайте чувствовать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте