Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.
Роберт Орбен
Тема трудных детей и подростков всегда была актуальной, особенно в контексте организации воспитания полноценной личности, способной к самостоятельному существованию.
Неустойчивая социально-экономическая ситуация, кризисы, увеличение числа чрезвычайных ситуаций и ухудшение криминогенной обстановки зачастую оказывают сильное давление на человека и порождают необходимость повышать стрессоустойчивость и критически мыслить. Способность адаптироваться к подобным ситуациям детям дается нелегко, а отсутствие этой способности в конечном итоге может привести к нарушению психического здоровья.
Воспитательная функция семьи в таких тревожных обстоятельствах снижается, а школа не всегда может ее полностью компенсировать.
Когда говорят о трудных детях, имеют в виду проблемы их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками и взрослыми – дети часто не умеют вести себя должным образом.
Трудные дети могут учиться, но часто не хотят этого делать, уделяя внимание другим вещам, которые представляются им более важными.
При работе с трудными детьми в классе следует придерживаться следующих правил:
– не использовать агрессивные методы воздействия и тем более запугивание;
– не сравнивать ученика с другими учащимися;
– учитывать индивидуальные особенности, такие как скорость восприятия и усвоения нового материала;
– делать акцент на позитивном при анализе работы и поведения такого ребенка;
– создать прозрачную технологию оценивания работы.
Учащимся следует объяснять, что очевидные и «ненужные» им знания по разным дисциплинам могут пригодиться им во взрослой жизни, еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Мы учимся не для школы, а для жизни».
Скучно изучать то, что идет в отрыве от нашей собственной жизни. Даже взрослый человек не всегда может заставить себя выучить что-то, что кажется ему бесполезным и скучным. Что же требовать от школьника подросткового возраста, который только начал искать ответы на вопрос «Кто я и чего хочу от жизни?»?!
Важно не просто научить чему-то, но показать возможности и пользу, которые это «что-то» может принести в будущем.
Использование на уроках различных видов деятельности, а также положительный эмоциональный настрой способствуют развитию у учеников интереса к предмету.
Правила разрешения конфликтных ситуаций:
1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию, приложите волевые усилия, не бранитесь и не раздражайтесь. Ребята, аудитория ценят спокойствие, «величавую медлительность», юмор педагогов.
2. Перевод реакции: учитель выполняет все по плану, «герой»-шалун остается в одиночестве, так как пафос его шалости снижается.
3. Рационализация ситуации: юмор учителя и дружеский смех зала в конфликтной ситуации разряжают обстановку. Торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности.
4. Парадоксальная ситуация: важно использовать коварный замысел школьника с пользой для урока, поблагодарив (с легкой иронией) нарушителя за помощь.
5. Задержка реакции: сделайте вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, но в то же время дайте понять, что все видите. Факт незамечания позволяет внести некоторую растерянность в действия нарушителя.
«Каким бы ни было социальное происхождение трудных детей, они очень нуждаются в понимании, любви и вере. Отсутствие этого пагубно сказывается на их личностном росте. Им не безразлично, кто разделит с ними радость или неудачу. Дети способны выдержать любые жизненные испытания, если на своем пути встретят настоящих друзей», – говорил Антон Макаренко.
Ирина АБАЛАКИНА, учитель химии школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева
Комментарий
Марина ФАДЕЕВА, педагог-психолог школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского:
– В школе подруги говорили мне, что я очень спокойный человек и что в этом мне повезло, ведь я умею справляться со своими эмоциями и чувствами. Такая оценка моей личности льстила самолюбию до тех пор, пока зебра жизни не увлекла меня своей черной полосой. Все, что аккуратно и технично подавлялось, вырвалось с силой извергающегося вулкана. Почему?
Вам знакомы такие высказывания из детства: «Ты такой смешной, когда плачешь!», «Не распускай нюни!», «Не смей злиться!», «Держи себя в руках!», «Что ты из себя актрису корчишь?», «Не паникуй!»? Этот список вы и сами можете дополнить, у каждого он свой.
Когда к нам обращаются, как бы высмеивая и запрещая выражать эмоции и чувства, мы начинаем считать наши эмоциональные проявления и себя в этот момент плохими и невыдержанными, вешаем огромный крепкий замок на жизненно важную составляющую нашей личности. Но!
Запертые эмоции и чувства обязательно найдут выход, и сделают это в самый неподходящий момент. Как трудно оценить себя и ситуацию в это время! Как трудно принять верное решение!
Любое испытанное чувство – бесценный источник познания себя и создавшейся ситуации. Это важнейшая информация, необходимая нам для того, чтобы выжить, удовлетворить свои базовые потребности, правильно выстроить отношения с людьми, понимать их.
Вы знаете, о чем говорят нам чувства?
Чувство одиночества подсказывает, что нам необходимы человеческое общение и тепло, побуждает к поиску возможности проявить доброту и участие.
Чувство страха предупреждает нас об опасности, побуждает к поиску защиты и поддержки.
Злость оповещает нас о нарушении прав человека и об ограничении в самостоятельной деятельности. Выражение этого чувства помогает ослабить эмоциональное напряжение, дает силы, чтобы найти выход из создавшейся ситуации.
Боль позволяет осознать, что что-то не так и надо в корне изменить ситуацию или свое отношение к ней.
Чувство стыда побуждает нас к важному шагу – покаянию и переосмыслению своих жизненных ценностей.
Вы скажете: «Так что же теперь, давайте выражать все, что чувствуем?» Давайте позволим себе быть открытыми для чувств, научимся сами и научим детей говорить о своем состоянии, не стесняться называть эмоцию и чувство, переживаемые нами в данный момент, оценивать степень этого эмоционального переживания и способы его проявления так, чтобы не захлебнуться в нем и не навредить окружающим нас людям и пространству.
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский когда-то сказал: «Жить – значит чувствовать…» Так давайте жить! Давайте чувствовать!
Комментарии