search
main
0

Трудная тема Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов – одна из трудных тем программы 5-го класса. Трудность ее объясняется многообразием форм глагола. И главную трудность составляет наличие видов глагола: глагол несовершенного вида при образовании инфинитива ученик незаметно для себя подменяет глаголом вида совершенного. Ведь различие между ними нередко заключается в одной букве суффикса: уступать-уступить, улучшать-улучшить и т.д. А эта буква решительно меняет тип спряжения: глаголы на ИТЬ относятся ко 2-му спряжению, на АТЬ – к первому. Отсюда – орфографическая ошибка. Нужно постоянно предупреждать учеников, что проверяемый глагол и проверочный должны быть одного вида: разделИТ-разделИТЬ, разделЯЕТ-разделЯТЬ.
Имея в виду эту предстоящую орфографическую трудность, следует при изучении темы “Глагол” с первого урока тренировать учеников в сопоставлении глагола в любой форме и инфинитиве. Это делается просто и ненавязчиво. Например, в ответе ученика прозвучал чем-то интересный глагол. Учитель подхватывает его и требует, чтобы ученик (или весь класс) образовал от него неопределенную форму. При этом не забудьте похвалить за быстрый и правильный ответ.
Итак, чтобы научить детей пользоваться правилом о правописании личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения, нужно тренировать их в сопоставлении нужных глагольных форм. Кстати, выработанное умение понадобится не только в этом конкретном случае. Это база для многих правил. Начинаем урок с повторения известного с начальных классов правила об ударных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения. Затем предлагаем определить тип спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Сделаем это так. Один ученик пишет на доске, например, такие глаголы: пишем, рисуем, чертим, чиним, маним, просим, полем, пляшем, будем жить и будим утром брата. Глаголы записываются в столбики (в один столбик – глаголы 1-го спряжения, во второй – 2-го спряжения).
Учитель подсказывает правильность записи. Рядом с каждым глаголом пишется неопределенная форма. Наблюдаем, что общего в неопределенной форме глаголов 2-го спряжения. Вывод – глаголы 2-го спряжения имеют неопределенную форму, которая оканчивается на ИТЬ. Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению. Сравниваем инфинитивы глаголов 1-го спряжения.
Исключения:
Глагол брить относится к 1-му спряжению (бреешь-бреют).
Глагол стелет-стелют образуется от глагола стлать и поэтому относится к 1-му спряжению. Глагол стелить раньше считался нелитературным.
Кроме глаголов на ИТЬ, ко 2-му спряжению относится 4 глагола на АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать и 7 глаголов на ЕТЬ: видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть, вертеть.
Семь плюс четыре – это немного для запоминания, но знать их надо назубок, потому что они очень часто употребляются, особенно видеть и слышать. Кроме того, они употребляются почти со всеми приставками, почти все бывают возвратными. Приставки и частица СЯ не меняют тип спряжения глагола. Так что из 11 глаголов вырастает обширная семейка. Но выучить назубок нужно все же только 11, остальные формы – домысливаются.
Повторим. Какие глаголы относятся ко 2-му спряжению? Отвечают желающие. Учитель подводит итог и переходит к упражнениям.

Упр.1. По неопределенной форме необходимо определить тип спряжения глаголов в данных предложениях. Работа устная.
Хозяюшка. Вы меня не окликайте, от забот не отвлекайте. Не зовите, не маните! Не могу покамест выйти. У меня работы тьма. Сделать все должна сама: перемыть посуду, пыль стереть повсюду, постирать, погладить и обед наладить. Вот как куклы лягут спать, так и выйду погулять.
Беленький, гладенький зайчонок говорит ежу: “Какое у тебя некрасивое колючее платье!” Еж отвечает: “Мой колючий грубый костюм спасает меня от зубов лисицы, собаки, волка. Служит ли тебе так твоя хорошенькая шубка?” Зайчонок только вздохнул. (Лифшиц)

Упр.2. Предупредительный диктант. Объясняются только глаголы. Рядом с глаголом пишите его неопределенную форму и тип спряжения.
Словами, что листьями, стелет, а делами, что иглами, колет. Все пашут, а он руками машет. Блином масляным в рот лезет. Кто плачет от жалости, а он от зависти. Он за словом в карман не полезет. Встречает калачом, а провожает кирпичом. Что знает, то скажет, и чего не знает, тоже скажет. В глаза любит, а за глаза губит. Победит тот, кто не дрогнет. И в сито, и в решето проскочит. (Пословицы)
О ком так отзывается народ? Кроме глаголов объясняются слова масляным, калачом, кирпичом и тоже.

Упр.3. Объяснительный диктант. Внимание к исключениям. Запись происходит по образцу предыдущего упражнения.
Ежа без рукавиц не поймаешь и не удержишь. За чужим погонишься и свое потеряешь. Видит око далеко, а ум еще дальше. Мышь гложет, что может. Удобришь землицу – соберешь пшеницу. Кто ищет друзей без недостатков, тот остается без друзей. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Чем хвалишься, на том и провалишься. Дождичек вымочит, солнышко высушит, буйный ветер волосы расчешет. (Пословицы)

Упр.4. Комментированное письмо. Объяснения дает очередной ученик. Объясняются все сомнительные написания. Запись по образцу предыдущих упражнений.
Знаете ли вы, какое удовольствие – выехать весною до зари? Выходишь на крыльцо еще затемно. Ветерок набегает легкой волной. Ты садишься в телегу. Лошади трогаются. Ты едешь через плотину. Пруд как будто дымится. Край неба светлеет. Сейчас ты увидишь, как золотые полосы протянутся по небу и услышишь пение жаворонка. Тихо всходит багровое солнце. Свет так и хлынет потоком. Сердце в тебе затрепещет, как птица. Свежо, весело, любо.

Упр.5. Словарный диктант. Повторяем чередующиеся гласные и глаголы на ТСЯ и ТЬСЯ.
Стелется туман, расстилается. Решили расположиться лагерем в роще. Предполагается отдохнуть часок. Это касается всех. Дети собираются в лес. Заря загорается на востоке.
Глагол стелется – 1-го спряжения. Он образован от бывшего литературного глагола стлать. Глагол стелить считался нелитературным и не повлиял на тип спряжения, как и до сих пор не влияет, хотя стелить почти повсеместно вытеснил инфинитив стлать.

Упр.6. Спишите, вставляя пропущенные слова и буквы.
Кто как защищается. … кол.т рогами. … бьет копытом. … царапа.т когтями. … хватает хоботом и топч.т ногами. … бодается. …реж.т зубами. … свертыва…ся в клубок. … пряч.т голову и ноги в панцирь. Многие.. принимают вид сухих листьев, а … – сучков.
Для вставки: корова, кошка, слон, козел, еж, черепаха, волк, бабочки, гусеницы.
Упр.7. Выпишите сначала глаголы-омофоны, затем – глаголы-омографы. Записывайте каждое слово с новой строчки. Рядом с выписанным глаголом запишите его в неопределенной форме и во 2-м лице единственного числа. Укажите тип спряжения.
Я спишу стихотворение Пушкина “Узник” в свой альбом. Я спешу на поезд. Я никогда не плачу от обиды. Я аккуратно плачу членские взносы. Я скрою платье для куклы своей младшей сестры. Я не скрою правды от друзей. Он будит своего младшего брата по утрам. Он будет петь в школьном хоре. Я лечу болезни. Завтра я лечу в Сибирь.

Упр.8. Образуйте от данных глаголов 3-е лицо множественного числа и определите тип спряжения. Затем разберите слово по составу и подберите 3-4 родственных слова, относящихся к разным частям речи. Образец: позаботиться-позаботЯтся (2-е спряжение, по-забот-ят-ся).
Позабавиться, выговорить, успокоить, осветить, украшать, упростить, взволноваться, запретить.

Упр.9. Для домашнего задания. Напишите сочинение по данному началу. Употребите в нем побольше глаголов в форме разных лиц настоящего времени. Не делайте ошибок в личных окончаниях 1-го и 2-го спряжения.
На пруду. В нашей местности имеется довольно большой и чистый пруд. Он не очень глубок, но чист: в нем песчаное дно. В пруду водится разная рыба. Жители любят свой водоем. Они катаются на лодках, ловят рыбу, подростки купаются с ранней весны до поздней осени. Вода в пруду летом теплая и свежая. Однажды… (Расскажите о каком-либо происшествии на пруду: кто-то испугался, стал тонуть; поймал большую рыбу; нашел в камышах мертвую утку; заметил у берега гнездо ласточки-береговушки и т.д.).

Упр.10. Решение орфографических задач. Самая трудная задача при изучении глагола – это определение типа спряжения глагола. Чтобы не ошибиться в написании Е или И, Ю или Я, необходимо образовать неопределенную форму данного глагола, да так, чтобы не изменился вид. Если глагол в настоящем времени отвечает на вопрос Что делает?, то его неопределенная форма тоже должна отвечать на вопрос Что делать?. И не меняйте приставки, хотя приставка не меняет тип спряжения, но, меняя приставку, вы можете изменить последний гласный основы и тогда вы ошибетесь в определении типа спряжения глагола. Например: Он никому не уступит в силе. Ищем неопределенную форму. Она должна отвечать на вопрос Что сделать?, потому что данный глагол совершенного вида. Это глагол уступить, а не глагол уступать несовершенного вида, который не может быть проверочным словом для глагола вида совершенного. Уступить – относится ко 2-му спряжению. Задача решена. Пишем уступИт.
Решите самостоятельно. Определите тип спряжения глаголов в предложении: Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова (Н.Некрасов).
Это довольно просто: 1. Определите вид глаголов. 2. Образуйте неопределенную форму. 3. По этой форме определите тип спряжения.
На втором месте по трудности стоит различение ТСЯ и ТЬСЯ. Первое пишется в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Это вы знаете с 4-го класса. И помните, что ТЬСЯ пишется тогда, когда глагол отвечает на вопрос Что делать? На смысловой вопрос Что делать? отвечает не всякий глагол в неопределенной форме. Например, Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. Здесь глагол напиться отвечает на вопрос Зачем пригодится колодец? и вопрос Что делать? неуместен. Этот вопрос не связывается ни с одним словом в данном предложении. В этом случае нужно применить иной прием проверки. Образуем 3-е лицо будущего времени: он напьется, они напьются. Глагол звучит совсем по-иному, значит, в данном случае не нужно писать ТЬСЯ, значит, разбираемый глагол не стоит в 3-ем лице, значит, он стоит в неопределенной форме. Задача решена. Пишем напиТЬСЯ.
Не всякий глагол отвечает и на вопрос Что делает? Есть безличные глаголы. Они употребляются в предложениях без подлежащего. Например, Недаром говорится, что дело мастера боится. Здесь говорится употреблено в роли сказуемого. Но к нему не подобрать никакого подлежащего, чтобы затем поставить вопрос Что делает? Говорится. Это несовместимо. В таких случаях тоже приходится прибегать к иной проверке. Возвратный глагол следует заменить невозвратным: Недаром говорят, что дело мастера боится. Форма глагола прояснилась. Это 3-е лицо, правда, не единственного числа, но, во всяком случае, не неопределенная форма. Задача решена. Пишем говориТСЯ.
Разберите самостоятельно глаголы в предложении Волков бояться – в лес не ходить.
Это, конечно, довольно трудные задачи для учеников 5-го класса. Но такие случаи будут встречаться и в 6-м, и в 7-м, и в следующих классах, где ошибки на правописание ТЬСЯ и ТСЯ будут непременно.

Упр.11. Для контрольного диктанта.
Корабельная чаща. В немереных северных лесах высИтся корабельная чаща, которая славИтся далеко и всеми любима. Чем же хороша корабельная чаща? А вот чем. В народе говорИТСЯ: в еловом лесу надо трудиТЬСЯ, в березовом – веселиТЬСЯ, а в сосновом – душой возносиТЬСЯ к великому. Такова корабельная чаща. Растут там сосны так часто, что и дерева не вырубИШЬ. Мертвому дереву некуда падать: одно дерево к одному стоит. Мертвое прислониТСЯ и тоже стоит. Стволы прямые, как свечи, до самого верха сучка не увидИШЬ. СмотрИШЬ вверх, на вершины деревьев, и тебя самого тянет подняТЬСЯ в высь поднебесную, хочется сделать что-нибудь большое для людей: бросиТЬСЯ на опасный подвиг, спасти от гибели другого человека или полететь куда-нибудь. А внизу белый-белый олений мох под ногами хрустит, а земля тебя самого будто вверх поднимает, и руки на полет тянуТСЯ, да ноги подкашиваюТСЯ… (По М.Пришвину)

Ираида ПРОНИНА,
Елена Перфильева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте