search
main
0

Трудная работа

Участники психолого-педагогической олимпиады не испугаются войти в класс

Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников имени К.Д.Ушин­ско­го длится всего три дня. Немного, казалось бы. Но эти дни весьма насыщенны, а программа «ветвится». Есть «ветки» для участников-старшеклассников, многие из которых видят себя учителями, есть для их наставников и организаторов психолого-педагогических классов из разных регионов страны, которые приехали не только поддержать своих воспитанников, но и чему-то научиться, пообщаться с коллегами. И есть общие «узлы» на обширном древе программы, где встречаются дети и взрослые, – конечно, это открытие и закрытие, экскурсия по древнему городу «Ярославль тысячелетний». А еще яркий творческий спектакль студенческого театра «Ключ» Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского по мотивам пьесы А.Н.Ост­ров­ско­го «На всякого мудреца довольно простоты».

 

Алексей СОКОЛОВ и Евгений РОМАНЕНКОВ вручают подарки наставникам

 

«Узелок» на память

Итак, первый «узловой» момент программы олимпиады – старт. Он совсем не пафосный, наоборот, вдохновляющий. Музыкой и стихами, которые исполняют со сцены юные таланты. Дробью барабанов, под которые идет представление регионов и участников. А также словами, которые произносят организаторы.

Главный организатор – Министерство образования Ярославской области. Соорганизаторы – Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского, Общероссийский Профсоюз образования. Оператор – Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа».

Приветственные слова замминистра просвещения России Татьяны Васильевой – это и пожелание удачи, и благодарность за организацию олимпиады. Правительству Ярославской области, Профсоюзу образования. И вузу: «Примечательно, что один из организаторов олимпиады – Ярославский государственный педагогический университет, носящий имя Константина Дмитриевича Ушинского, наследие которого и сегодня остается актуальным в познании педагогических наук как для начинающих, так и для опытных педагогов».

Вот слова Александра Гудкова, замминистра образования Ярославской области: «То, что будет происходить в ближайшие три дня, позволит вам раскрыться, самореализоваться, увезти впечатления. И самое главное, что должно произойти, – вы уедете другими людьми, которые понимают, что делать дальше. И дай бог, многие из вас выберут нашу профессию».

Обращение ректора Ярославского государственного педагогического университета Михаила Груздева было, как всегда, искренним и исповедальным. Он признался, что завидует тем, кто впервые оказался в Ярославле: «Любите свои города, поселки, села, но и Ярославль полюбите, он стоит того. Для меня педагогическая профессия очень личная, потому что учителями были мои родители, блистательные педагоги. Они мне говорили: «Парень, не надо идти в педагогический вуз». Они понимали, что это безумно трудная работа. Но меня тянуло только в педагогику. Наша профессия стоит того, чтобы ей посвятить жизнь».

Личным признанием поделился и заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата профсоюза Евгений Романенков: «У меня бабушка преподавала еще в царское время, до революции 1917 года. Шесть лет назад, когда мы затевали эту олимпиаду, не ожидали, что придем к такому хорошему результату. В 2019 году было всего 27 участников и 4 региона – Ярославская, Вологодская, Кировская и Новосибирская области. А что сейчас? 40 регионов, 239 участников!»

И конечно, в такой день нельзя без подарков. Особый дар от Общероссийского Профсоюза образования – спикеры деловой программы, мы пригласили выступить с мастер-классами молодых ярких педагогов – Анастасию Шрамко, призера Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021, и абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»-2023 Татьяну Воробьеву.

 

Мастер-класс Анастасии ШРАМКО

 

Мастер-классы для детей и взрослых

Анастасия Шрамко выступала и перед ребятами, и перед коллегами. «Детям-то затем повышать квалификацию?» – спросите вы. Во-первых, на будущее, ведь кто-то из них уже видит себя педагогом. Во-вторых, накануне олимпиадного испытания, на котором надо показать фрагмент урока, советы молодого, но уже опытного педагога еще как пригодятся (они, кстати, есть на этом газетном развороте).

Анастасия Викторовна выбрала отличный формат мастер-класса для школьников – она показала свой путь в профессии. Назвала выступление «Слагаемые профессионального успеха и мастерства педагога». И первое слагаемое – наставники из школьного детства и юности. У каждого педагога Анастасия взяла то, что пригодилось потом в работе: оптимизм, тягу к экспериментам и так далее. В Ставропольском государственном педагогическом институте были свои наставники. В том числе те, которые встретились на педагогической практике: «Вы можете найти человека, который вас будет учить своим отношением к профессии, давать советы. Я у наставника на практике взяла технологии и методы, которыми пользуюсь до сих пор». Дальше Анастасия рассказывала о работе в школе, о конкурсах в ее жизни, об ошибках – да, без них тоже нельзя стать учителем. Интересно, что путь к блистательным победам на «Учителе года России» начался для Анастасии Шрамко с конкурса «Шаг в профессию», и это состязание стало судьбоносным: «В жюри была директор школы, в которой я сейчас работаю. Она сразу после окончания конкурса сказала: «Приходи к нам». И я пришла».

Приведу еще одну цитату из выступления Анастасии Викторовны: «Две главные ценности для меня – необходимость давать голос детям и быть неравнодушной. Напоминаю себе о неравнодушии, когда у меня 12‑й урок и ко мне пришел мой шебутной 8‑й класс. Бывает, срываюсь на них, но извиняюсь на следующий день…»

Юлия Никольская, инструктор по физической культуре детского сада №140 Ярославля, лауреат конкурса «Воспитатель года»-2023, рассказывала ребятам об опыте работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, о том, как с помощью мяча, точнее различных мячей, помогает малышам преодолевать затруднения. Упражнения с мячом удивительным образом улучшают физические качества ребенка, зрительно-моторную координацию. Собрана целая игротека, в эти игры с удовольствием играли участники олимпиады. А также познавали технологию – кто знает, вдруг кому-то пригодится для работы в школе или детском саду? А еще олимпиадники учились самостоятельно создавать развивающие игры! Рисовали схемы и читали их друг у друга, показывали упражнения.

Вот мы и до взрослых дошли. Гости из Северной столицы – директор Информационно-методического центра Петроградского района Санкт-Петербурга Татьяна Модестова и заместитель директора средней школы №47 имени Д.С.Лихачева Елена Цимбалова – рассказали о своем опыте организации психолого-педагогических классов. В помощь коллегам, желающим создать такие профильные классы в своей школе, создан чек-лист «47 шагов к успеху». Эту брошюру выступавшие подарили своим слушателям. Вот ссылка на полезный методический материал: https://disk.yandex.ru/i/8B3oiTxRqt6new.

Елена Цимбалова не просто наставник, третий год работающий с психолого-педагогическими классами, она победитель первой Всероссийской олимпиады «Педагог – это призвание», которую профсоюз проводит вместе с РАО и МГУ имени М.В.Ломоносова.

«Мы в нашей школе никогда в лоб не говорим: «Вот вы пришли, 52 человека, вы все будущие учителя», – делится Елена Юрьевна. – Мы должны показать красоту профессии, создать такую среду, которая позволит ребятам сказать: «Спасибо большое, я мечтал быть педагогом и действительно им стану, потому что поверил в себя». Но если выпускник психолого-педагогического класса скажет: «Было здорово, я научился многому – взаимодействию, убеждению, работе в команде – и принял решение: педагогика – это не мое. Я буду хорошим родителем, хорошим работником», – это тоже важный результат».

 

Беседа с доброжелательным жюри

 

Школьная «ветка»

Каждый олимпиадник независимо от того, в 9‑м, 10‑м или 11‑м классе он учится, должен был пройти письменный тур с тестовыми и ситуационными заданиями. И устный тур, на котором нужно было в течение 30 минут подготовить и за 10 минут показать фрагмент занятия профориентационного курса «Россия – мои горизонты». Тема вытягивается по жребию. Статисты для уроков – ученики ярославских школ. Возраст тот же, что и у «педагога»-конкурсанта.

В красивом классическом коридоре ЯГПУ у кофейного автомата я встретила десятиклассников из Владимирской области, которые только что прошли письменную часть испытаний. Дарья Бабошина и Кирилл Балабанов – ученики гимназии №2 города Александрова, Анна Мртчян – из 10‑й школы города Струнино.

Их отзывы я собрала в один монолог: «Испытание рассчитано на полтора часа, но все закончили раньше. Были тестовые задания. Где-то ты можешь поразмышлять, если понимаешь, о чем идет речь. А есть задания просто на знание, на общую эрудицию. Так, надо было отгадать имена известных педагогов, давались их портреты, цитаты, информация о том, какую методику они разработали. Довольно сложные задания… Были ситуационные задачи. Например, такая: «Вера и Семен – студенты педагогического университета, их практика проходила в летнем лагере, они были вожатыми. Дети в лагере были послушные. Семену пришлось уехать, назначили нового вожатого. Дети перестали соблюдать дисциплину. Надо было объяснить, почему это произошло, и что делать. Выбрать варианты ответов».

Ребята рассказали, что к письменному заданию готовились большей частью самостоятельно, используя ресурсы Интернета, литературу, решая задачки прошлых лет. А вот к проведению фрагмента занятия активно помогали готовиться наставники.

– Почему вы пошли на олимпиаду?

Дарья: Об олимпиаде мне рассказала классный руководитель. А я как раз решила поступать в педагогический вуз. Для меня поездка на эту олимпиаду – определенно значимое событие.

Кирилл: Я хочу связать свою жизнь с медициной. Но для меня олимпиада – это опыт общения, возможность узнать что-то новое. Очень интересно знакомиться с людьми со всей страны. Вчера мы в холле гостиницы пили кофе с ребятами из Республики Коми.

Анна: Для меня это совершенно новый формат. Но я не пожалела, что решила участвовать. Пробую себя в журналистике, планирую писать олимпиаду по этой специальности. Полезно узнать, как проводятся такие конкурсы. Да и знания из области психологии и педагогики мне пригодятся, так как я иногда пишу статьи о психологии, об образовании.

Особенно напряженная обстановка в ауди­то­ри­ях, где ребята показывают фрагменты уроков. Некоторые растерянно молчат. Другие превращают занятие в монолог. Не все ориентируются в методике, поэтому им трудно выстроить структуру урока.

Мальчик (участники олимпиады обезличены для жюри, надо назвать номер, можно – имя), раскрывая тему «Жизненные ресурсы самоопределения», выбрал тактику «вопрос – ответ». Вопрос был такой: «Что вы понимаете под термином «ресурсы самоопределения», откуда взять эти ресурсы?» И ребята-«ученики» не могли или не захотели отвечать на них.

Девочке досталась тема «Волонтер – это звучит гордо». Она раздала своим «ученикам» ладошки, вырезанные из бумаги, предложила написать на них качества волонтера. Объяснила, почему ладошки, ведь волонтер протягивает руку помощи. Ребята написали: «доброта, милосердие». «Спасибо, круто», – сказала девочка. И, увы, на этом урок закончила. Объяснила экспертам, что тема ей не очень близка. Члены жюри настроены доброжелательно, поэтому от них олимпиадница получила полезные советы: «Если нечего сказать, можно взять историю из жизни, из книги, из кино. На примере выдуманных персонажей или ваших знакомых. Вот недавно был Всемирный фестиваль молодежи, там работали волонтеры, можно было от этого оттолкнуться». Взрослые успокоили: «Это не последний конкурс в вашей жизни, это ваша точка роста!»

Перед столом со статистами появляется девушка по имени Эмилия, обращается к ребятам: «Я очень рада, что встретилась с вами и могу обсудить одну очень важную и интересную тему. Но сначала я хочу, чтобы мы с вами поделились позитивом». Ударили друг другу в ладони и сказали приятные слова – поделились «счастьем, улыбкой, любовью». Ребята заулыбались. Дальше Эмилия загадала стихотворную загадку, ответ на нее – «Учитель». Олимпиадница назвала тему: «Учитель. Путешествие вглубь времен».

«Есть мнение, что учитель – это вечная профессия. Предлагаю вам погрузиться в историю, оценить, как менялась профессия учителя и система образования в целом», – говорит конкурсантка.

Разделив статистов на две группы, Эмилия предложила им описать доступность образования в современном мире и в древности. Сделать акцент на плюсах и минусах: «Двух минут вам хватит? Если у вас будут вопросы, обращайтесь ко мне. Я всегда рядом».

И вдруг эти молчащие дети стали говорить интересно и полно! Вот что значит настроить на тему и хорошо сформулировать вопрос.

Финальное задание: «Вам представилась возможность один день отучиться в школе прошлого. В какой школе вы хотели бы учиться? Какой исторической эпохи?»

«Мне было приятно с вами работать», – завершила юная учительница.

Мы любовались работой Эмилии. И заметили, как много она успела сделать во время своего десятиминутного фрагмента.

Это были девятиклассники. А в группе десятиклассников мне запомнилась Анастасия, которая говорила со «своим классом» о новых гранях профессии учителя. Отвечая на вопросы жюри, грамотно отметила: «Я думаю, что в обучении важна наглядность, поэтому мой урок был построен на символах, рисунках». Размышляя на тему урока, сказала: «Сейчас идут дебаты, может ли искусственный интеллект заменить учителя. Я тоже об этом рассуждала. Мне кажется, не может заменить, но может ему помочь. В будущем, я думаю, ИИ и педагог будут тесно сотрудничать друг с другом, это даст новые возможности учителю». Анастасия из учительской династии: мама – педагог, сестра учится на педагога и сама олимпиадница, тоже планирует работать в школе.

 

Ирина ЛОБОДА награждает победителей

 

Подарки – в студию!

На церемонии подведения итогов Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени К.Д.Ушинского было много улыбок, наград и профсоюзных подарков. Теплые слова дистанционно сказали абсолютные победители всероссийских профессиональных конкурсов – учитель года России-2023 Олег Янковский и воспитатель года России-2023 Дарья Глебова.

Председатель Ярославской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Алексей Соколов вручил награду девятикласснице из Санкт-Петербурга Наталии Евтеховой, победителю конкурса постеров в честь Года семьи, который провели среди участников олимпиады.

Затем наградили призеров олимпиады. Девятиклассникам вручила медали и дипломы директор Ярославского регионального инновационно-образовательного центра «Новая школа» Ирина Леонова. Десятиклассникам – первый проректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Александр Ходырев. Одиннадцатиклассников наградил замруководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата профсоюза Евгений Романенков.

Победителей объявила министр образования Ярославской области Ирина Лобода. Среди девятиклассников жюри отметило Анну Бердникову из Самары, среди десятиклассников – Таисию Кирпикову из Новосибирской области, среди одиннадцатиклассников – Юлию Белоус из Воронежской области.

Алексей Соколов и Евгений Романенков вызвали на сцену наставников победителей, вручили им букеты и подарки.

Школьники-победители получили приятный сюрприз от Общероссийского Профсоюза образования – подарочные карты в магазин «Читай-город». А призеры олимпиады из Ярославской области станут участниками летней профсоюзной профориентационной смены во Всероссийском детском центре «Смена» в Анапе! Специального приза от профсоюза также удостоен девятиклассник из Кировской области Тимофей Загайнов.

Ребята, которым не достались звания призеров и победителей, держались достойно, по-взрослому. Но хочу сказать, что за эти три дня даже я, журналист-наблюдатель, искренне их полюбила и зауважала. Они отнеслись к олимпиаде серьезно, очень хорошо потрудились. И даже если не станут педагогами, точно будут хорошими специалистами. Ответственными!

 

Кстати

Советы конкурсантам

После мастер-классов для участников Российской психолого-педагогической олимпиады школьников имени К.Д.Ушинского Анастасия Шрамко написала в своем телеграм-канале «Из школы с любовью»:

«На каждом мастер-классе ребята спрашивали, какие бы советы я могла им дать.

  1. Подумайте, с чем уйдут ребята после вашего занятия, начните с конца. К каким мыслям или поступкам приведет ваше взаимодействие?
  2. Не увлекайтесь представлением себя и знакомством – у вас всего ничего времени.
  3. Четко понимайте структуру занятия (вред ли там будет больше трех этапов), определите, сколько у вас времени на каждый этап.
  4. Приготовьте несколько универсальных форм работы (дискуссионный клуб, совместная деятельность с беседой/творческая лаборатория, ролевые игры: консилиум или педсовет, «правда или ложь» и так далее).
  5. Не забывайте про рефлексию, это очень важный этап занятия.
  6. Получите удовольствие от этого события. Пусть вам правда будет интересно.

Смелость – это не отсутствие страха, но скорее осознание того, что есть нечто более важное, чем страх».

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте