Школа-интернат «Красные Зори» хорошо известна в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И прежде всего тем жителям этого региона, у кого есть дети с ограниченными возможностями здоровья. И вовсе не потому, что в округе нет подобных заведений, а потому, что здесь воспитанников ставят на ноги в прямом и переносном смысле.
Месяца полтора назад «Красные Зори» отметили свой вековой юбилей. На празднование его пришли воспитанники и учителя, в том числе и прошлых лет. Годом рождения считают 1922 год. В ту пору, после Октябрьской революции и Гражданской войны, было много беспризорных детей. Потому и создавались детские трудовые колонии (это слово не было зазорным). И вот в бывшей великокняжеской усадьбе была открыта сельскохозяйственная школа-колония «Красные Зори». Основателем и директором ее был Игнатий Вячеславович Ионин, которого до сих пор помнят и чтут. После Великой Отечественной войны на месте закрытой колонии возник детский дом, где нашли приют дети-сироты. В пятидесятые годы и его хотели закрыть, потому что в нем почти не осталось воспитанников. Но в это время широко распространилась эпидемия полиомиелита. Советские ученые вскоре разработали очень эффективную живую вакцину, и болезнь удалось остановить. Выздоравливающие дети нуждались в реабилитации, и тогда «Красные Зори» стали санаторной школой.
За сто лет она несколько раз меняла свое направление, но всегда ее суть оставалась одна: подлечить, воспитать, обучить, подготовить детей к жизни. Сегодня сюда поступают ребята с разными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе и колясочники, с разными уровнем психического расстройства и степенью нарушений душевного равновесия. И каждому нужно помочь, восстановить его, подлечить и тело, и душу.
Руководитель школы-интерната «Красные Зори» Анна Игоревна Смирнова постаралась подобрать коллектив учителей, воспитателей и специалистов, отличающихся высоким профессионализмом, в который обязательно входит любовь к каждому ребенку. Они широко используют лечебную педагогику. Это направление до недавнего времени было забыто и теперь успешно возрождается. Оно способствует развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. Благодаря ранней диагностике отклонений происходит комплексное воздействие на организм и личность ребенка.
Используются новейшие оборудование и самые современные методы коррекции развития нервно-психических и соматических отклонений. Педагоги-психологи Алена Дмитриевна Кадашникова и Инна Владимировна Максименко разрабатывают групповые и индивидуальные корректирующие программы. Создают персональные маршруты – индивидуальные методики лечения для каждого на весь период обучения.
Приходится много работать и с родителями, из-за болезни сына или дочери их психика тоже нуждается в поддержке. В школе-интернате создан союз «Учитель, родитель, психолог», который занимается решением проблем, возникающих с детьми группы риска, чтобы у них восстановилось равновесие. Этому, к примеру, способствует сенсорная темная комната – особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода звуковыми и световыми стимуляторами.
Вот однажды мама Илюши, узнав, что ее сыну назначили такое лечение, забеспокоилась: «Мой ребенок и без того страдает страхами, а его хотят поместить в темную комнату. У мальчика после этого еще более ухудшится состояние». Маму постарались успокоить и посоветовали самой побывать в этой «ужасной», как та выразилась, сенсорной темной комнате. Что же она увидела? Пол и стены в ней покрыты мягкими матами, кругом пуфики, подушки, сухой бассейн, разные игрушки, медленно плывущий рассеянный свет, звуки спокойной музыки. Все это создает обстановку спокойствия и безопасности. Мама Илюши сказала, что ей так понравилось, что даже не хотелось уходить.
Психолог Инна Максименко объяснила, что занятия в сенсорной комнате помогают ребенку снизить утомляемость, установить душевное равновесие, корректируют нарушения в опорно-двигательном аппарате, вызывают положительные эмоции. А еще укрепляют нервную систему. И тогда Илюшина мама назвала ее волшебной.
Лечат здесь разными способами. Порой даже совсем неожиданными для непосвященного человека. Скажем, уроки рисования. И не только карандашами, красками, мелками, что развивает моторику рук, но и еще одним древним способом, который был известен грекам 2500 лет назад. И название его непривычное – энкаустика. Педагог-психолог Алена Кадашникова провела мастер-класс для четвероклассников. На этот раз дети учились рисовать картинки с помощью размягченного воска. Им понравилось. Они даже устроили выставку своих работ. Этот вид рисования можно отнести к арт-терапии.
Благодаря умениям педагогов и специалистов, прежде всего психологов, любое начинание, любой проект, даже обычная игра, направлены как на обучение и воспитание, так и на лечение. Скажем, та же энкаустика развивает воображение, моторику рук, снимает эмоциональное напряжение.
Специалисты интерната придумали и психотерапевтические сказки, их ребенок слушает перед дневным сном. Это сказки, где герой лицом к лицу встречается со своими страхами, опасностями. В итоге он преодолевает их, побеждает страхи. Это сказки «Маленький медвежонок», «Слоненок, который боялся темноты», «Сказка о маленьком тигренке», «Цветик-семицветик» и др. Благодаря им дети освобождаются от своих страхов. Для каждого класса подготовлен отдельный диск для прослушивания, который записали для малышей старшеклассники и педагоги. Если не убрать такие страхи, они могут тревожить человека всю жизнь. Учитель начальных классов Елена Михайловна Полякова проводит с малышами часы улыбки и смеха (это смехотерапия).
У воспитанников «Красных Зорь» есть еще один увлекательный проект – «Аргонавты в поисках золотого руна». Еще его называют духовно-нравственным проектом для детей с ОВЗ. Сюжет такой: юные аргонавты на корабле «Арго» отправляются в путешествие в дальнюю страну (дальнюю и по расстоянию, и по времени) – в Древнюю Грецию. Вместе с учителем русского языка и литературы Ариной Сергеевной Гоголевой стараются найти золотое руно. Проект большой, поэтому он содержит три части: «Девять муз», «Золотое руно», «Виртуальный мусейон». Ребята встречаются со всеми девятью музами. Встречу с Клио, музой истории, им устроила преподаватель истории Оксана Сергеевна Морозова. Во время пути аргонавты знакомятся с литературой, искусством, культурой Древней Греции. Путешествуют несколькими командами, у каждой свое древнегреческое название. Педагоги с удовольствием наблюдали, как их юные аргонавты буквально бросались на поиски руна, вороша книги, поглощая знания, чтобы скорее достичь цели. Они стремились как можно больше узнать, чтобы быстрее продвинуться дальше. Эта жажда знаний их потом не покидала и во время обычных школьных занятий. Получается, что все, чем занимаются питомцы этой школы-интерната, как правило, идет на пользу – и дает знания, и укрепляет здоровье.
Вот, к примеру, краеведческая игра «Луговой парк». Имеется в виду парк в Петергофе, который в наше время оказался крайне запущенным, в ходе игры ученикам девятых и десятых классов нужно было ознакомиться с его прошлым и настоящим состоянием, обследовать парк и предложить, что и как нужно восстановить.
Этим детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата не так легко пройти весь маршрут до конечного пункта – дворца Бельведер, расположенного на горе, которую ни объехать, ни обойти, но нужно было обязательно на нее забраться. Помогли предварительные тренировки. Ребята сами выбрали маршрут и преодолели его, опередив соперников, участвовавших в проекте. А на выставке предложений «Луговой парк. Возрождение» их вариант проекта был признан одним из лучших, он будет реализован при поддержке Фонда президентских грантов.
Питомцы школы-интерната, выходя из нее, получают путевку в жизнь. Для этого открыт центр профессиональной ориентации «Выбираю будущее». Кабинеты технологии оснащены современным оборудованием: «умная» теплица, вязальная и швейная машины, шкаф шоковой заморозки, интерактивные панели и другая техника. Как правило, они все трудоустраиваются или поступают в выбранный ими колледж. Никто не оказывается не у дел. После изучения наклонностей большинства подростков были определены востребованные ими профессии: работа с документами в управлении и архивах, швеи и вязальщицы, повара, садовники.
Школа-интернат «Красные Зори» стала Региональным ресурсным центром по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей. А Анна Игоревна делится своим богатым опытом на круглых столах, конференциях и семинарах. В ноябре школа стала победителем Всероссийского конкурса центров по поддержке образования детей с ОВЗ.
Маргарита КУРГАНОВА, Санкт-Петербург
Комментарии