search
main
Топ 10
В России подготовили план мероприятий Года педагога и наставника В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Школьникам хотят запретить использовать данные из «Википедии» в своих работах В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Секреты Третьяковки и мурализм: новый открытый урок пройдет на тему «Международный день художника» Восемь проектов педагогических вузов вошли в перечень олимпиад на 2022/23 учебный год В России может появиться ГОСТ на школьную форму Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы
0

Труд – отец удовольствий. Тема «Труд: право или обязанность?». 9-й класс

Цель – создать представление у учащихся о сторонах трудового договора, трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюза в регулировании трудовых отношений.

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. Труд облагораживает человека.Виссарион Белинский

Задачи – дать краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних;

определить основные права несовершеннолетнего работника, льготы и гарантии, предоставляемые ему в трудовых отношениях;

познакомить с деятельностью профсоюза (профсоюзной организации) по обеспечению трудовых гарантий несовершеннолетних работников, контроля за соблюдением их трудовых прав.

Ход урока

Вступление

Второй год в старших классах школ города Москвы по инициативе Московской Федерации профсоюзов и по согласованию с Правительством города Москвы и Департаментом образования проходят уроки, посвященные профсоюзному движению, выявлению роли, места, функций профсоюзов в современном обществе. Сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен ровесник старшеклассников, учащихся 9-11-х классов.

В связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в современной России, под влиянием глобализационных процессов продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно всероссийскому опросу фонда «Общественное мнение», 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, еще 44% – с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% – в 19 и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного муниципального управления доля молодых работников невелика.

Нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Одним из существенных различий является и частое несоблюдение правовых норм в процессе труда в сфере бизнеса, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, так и форму выплаты вознаграждения («черный», «серый» нал), учет трудового стажа (открытие трудовой книжки), предоставление и оплату очередного отпуска, оплату листка нетрудоспособности.

Очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

В этом им будет способствовать знание этих прав, способность их отстоять, а профсоюз всегда готов быть рядом и прийти на помощь.

Введение и закрепление нового материала

Начать можно было бы с обсуждения таких вопросов:

Кто в России (по законодательству РФ, по международным нормам) считается ребенком?

С какого возраста можно поступать на работу?

Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 16 лет (а при определенных условиях – 14 лет)?

Зачем при поступлении на работу лицам, не достигшим 18-летнего возраста, надо проходить медицинский осмотр? Не является ли это вмешательством в личную свободу?

Почему на несовершеннолетних возлагается обязанность проходить медицинские осмотры ежегодно? Разве здоровье не является личной ценностью?

На каких видах работ труд несовершеннолетних запрещен? Считаете ли вы справедливым установленные государством запреты?

Какая норма переноса тяжестей для несовершеннолетних установлена законодательством? Не считаете ли вы, что, учитывая акселерацию, ее давно пора пересмотреть?

Какие нормы рабочего времени установлены законодательством для несовершеннолетних и как в связи с этим оплачивается их труд?

Какой отпуск установлен для несовершеннолетних и почему им дается в этом отношении льгота?

Что представляет собой квота, установленная на предприятиях для приема несовершеннолетних? Для кого она предназначена? Куда можно обратиться, если администрация отказывается принять подростка в счет квоты?

Какой существует порядок увольнения с работы несовершеннолетних и почему?

Какие трудовые права и гарантии работника вы могли бы назвать?

В трудовом праве существуют категории работников (женщины, инвалиды), в отношении которых устанавливаются более льготные условия и дополнительные гарантии. К таким же категориям относятся и несовершеннолетние.

В чем состоят основные дополнительные гарантии для несовершеннолетних?

Выделение квоты для трудоустройства молодежи;

прохождение бесплатного медицинского осмотра при приеме на работу;

снижение объема недельного рабочего времени;

снижение норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей;

увеличение продолжительности очередного отпуска.

Что такое квотирование и зачем оно применяется? Что необходимо оговорить в трудовом договоре, чтобы не возникало конфликтов и все ваши трудовые права были соблюдены?

Есть ли у вас друзья или знакомые вашего возраста, которые уже работают?

Как обеспечиваются их трудовые права и гарантии?

В структуре государственных органов есть специальные службы, осуществляющие надзор и контроль за обеспечением охраны труда и соблюдением трудовых прав работников (прокуратура, суд, государственная трудовая инспекция, в Москве – арбитражный трудовой суд и др.).

Из общественных организаций этим правом наделены профсоюзы (Приложение 1).

В связи с тем, что действующий Трудовой кодекс значительно расширяет договорное регулирование трудовых отношений, у профсоюзной организации появляется возможность, как стороне коллективного договора, представляя интересы работников, добиваться дополнительных гарантий, в том числе для молодых работников, и контролировать выполнение работодателем установленных для несовершеннолетних норм трудового права.

Можно привести примеры улучшения условий труда молодых работников, расширения социальных гарантий в рамках принимаемого в организации коллективного договора дополнительных гарантий для несовершеннолетних:

увеличение продолжительности очередного отпуска (свыше 31 дня);

при наличии сменности гарантия работы только в первую смену;

предоставление оплачиваемого учебного отпуска, если молодой работник является студентом вечернего или заочного отделения вуза;

дополнительное медицинское страхование за счет средств работодателя;

дополнительная единовременная выплата к очередному отпуску;

направление на курсы повышения квалификации, целевое обучение в вузе и т.д.

Именно начиная трудовую деятельность, надо быть готовым к отстаиванию своих прав, а в этом всегда поможет профсоюз. В случае индивидуального трудового спора работника с работодателем профсоюз также может помочь консультацией в подготовке документов, выступая в качестве посредника, в привлечении к рассмотрению заявления комиссии по трудовым спорам, в представлении интересов работника в судебном рассмотрении.

Упражнения для закрепления

1. Представьте себе, что вы работодатель. К вам в фирму устраивается молодой человек. Что вы ему обязаны гарантировать, что пообещаете и что реально предоставите?

2. Представьте, что вы устраиваетесь на работу в эту фирму. Какой вывод вы сделаете, поговорив с работодателем?

3. Вы – председатель профсоюзной организации. К вам обращается молодой работник в связи с возникшей у него конфликтной ситуацией с руководителем (не доплачивают, не заводят трудовую книжку, не оплачивают больничный лист…).

Как вы отреагируете?

Что посоветуете?

Каковы ваши действия?

Подводя итоги урока, было бы целесообразно остановиться на том, что права и гарантии в трудовой деятельности являются лишь одной ее частью, второй неразрывной частью являются обязанности работника, его добросовестный и честный труд.

Возможны следующие задачи:

1. Петя Алексеев, ученик 10-го класса, решил поработать в летний период. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на загородную дачу. Заведующая детским садом, справедливо полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать необходимые рабочие инструменты и личные вещи к назначенному сроку. Петя Алексеев отказался.

Законно ли отказался Петя выполнить распоряжение заведующей детским садом?

2. Торговая палатка недалеко от дома, в котором проживали двое подростков, учащиеся ПТУ, специализировалась на продаже овощей и фруктов. С согласия подростков их привлекали для разгрузки арбузов каждый раз, когда работники не справлялись своими силами. Труд ребят оплачивали сдельно. Кроме того, подросткам поручалась ночная охрана арбузов, находившихся в пристроенном к палатке помещении. Участковый милиционер сообщил в инспекцию труда, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.

Может ли инспекция труда наложить штраф на хозяина палатки и на каком основании?

3. После окончания школы Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолгой. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли его увольнение? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодательства?

4. После окончания школы рослый и симпатичный парень Костя поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухмесячной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела на должность официанта.

Законно ли был произведен перевод?

Тема для обсуждения

В Конституции СССР труд был провозглашен в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ вторую составляющую (труд как обязанность) не фиксирует. Правильно ли это, на ваш взгляд? И как вы относитесь к труду (как к свободному праву или унизительной обязанности)?

Юлия НИКИТИНА, учитель права, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте