search
main
0

Труд любви

Несколько лет назад Антонина Викторовна Федосеева в своем интервью одной из местных газет сказала: «Трудными становятся те дети, которых воспитывают люди (я имею в виду и учителей, и родителей) с ленивой душой. Ведь в каждом ребенке скрыто хорошее, доброе. А если мы их только ругаем, унижаем, обижаем, разговариваем строгим голосом категорическим тоном, не терпящим возражения, уверенные в своей правоте, совсем не включаем душевность, понимание, сочувствие, тогда он отвечает тем же – дерзкими словами, поступками, нарочитым непослушанием. Подозреваем во лжи – будет лгать, в воровстве – начнет воровать».

А потом, став взрослым, возможно, станет мстить всему обществу, в коем он оказался изгоем, более серьезными проступками, а то и преступлениями.

После этой публикации коллеги предрекали: «Вот теперь родители десятков трудных подростков приведут их к вам на перевоспитание. И класс у вас будет состоять из одних троечников, лоботрясов и нарушителей дисциплины». «Ну что ж, пусть приводят», – говорила она, уверенная, что справится. Подобные новички приходят к ней из других школ каждый год, не десятками, правда, а один, два, однажды попросились в ее класс трое. И все они постепенно стали неплохо учиться и хорошо себя вести.

Два года назад уже в октябре позвонила ей родительница и попросила взять ее сына шестиклассника: «Отца нет, меня не слушается, начал курить. Помогите». «Пожалуйста, приводите», – коротко ответила Антонина Викторовна. Несколько дней она понаблюдала за мальчиком, а потом предложила матери: «Завтра жду вас с Антоном… у себя дома».

Пока Антон вместе с ее сыном Андреем играли в соседней комнате в шахматы, компьютерные игры, Антонина Викторовна беседовала с его мамой Марьей Васильевной. Та со слезами на глазах все пыталась рассказать о прегрешениях своего мальчика, но Антонина Викторовна каждый раз мягко, но решительно останавливала, говоря, что это ее мало интересует. «Лучше расскажите, что в Антоне хорошее?»

Марья Васильевна сильно призадумалась. Видно, она давно перестала замечать в сыне хоть что-то хорошее, доброе и не сразу нашлась, что ответить. Но собравшись с мыслями, сообщила: Антон любит играть с младшей сестренкой, сам придумывает для нее игры, охотно дома что-нибудь чинит, прибивает, когда-то любил рисовать, но в последнее время забросил карандаши и краски.

Когда Марья Васильевна с сыном уходили, Антонина Викторовна отозвала ее в сторону и тихонько сказала: «Давайте неделю-другую не будем делать мальчику замечаний, ругать его, а только хвалить за малейшую удачу. О том же я попрошу и учителей-предметников».

Понаблюдав несколько дней за Антоном, она попросила его остаться после уроков. Антон ожидал, что его за что-то накажут, потому что хотя он и старался не огорчать добрую Антонину Викторовну, но у него не всегда получалось. А она только предложила ему помочь оформить классную стенгазету, потому что мальчик, ответственный за нее, заболел. А спустя несколько дней Антонина Викторовна объявила своему классу: «Теперь редактором и оформителем нашей газеты будет Антон, помогайте ему». Антон начал меняться, как говорится, не по дням, а по часам. Учителя вдруг перестали на него жаловаться. И он, совершенно доверяя классной, как-то признался: «Теперь мама называет меня Антоном и даже Антошенькой, а раньше – некудышным мальчишкой и даже негодяем».

Как-то Антонина Викторовна поручила Антону вместо нее провести обсуждение книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» на классном часе. «Ну уж это слишком, нельзя же доходить до абсурда в своем демократизме», – осудила ее заместитель директора по воспитательной работе. Она все же не оставила мальчика наедине с классом, а села за заднюю парту и делала вид, что проверяет тетради. Обсуждение ей понравилось. Ребята чувствовали себя еще более свободными, чем при ней, говорили очень эмоционально и убедительно.

Воспитателю, так же как матери и отцу, необходимы терпение и понимание мотивов плохих поступков ребенка. Антону повезло: он попал к талантливому педагогу и, почувствовав к себе теплое, заботливое отношение, стал проявлять себя с лучшей стороны.

Воспитатель должен быть, считает Антонина Федосеева, наделен особым видением. Уметь увидеть в ребенке хорошее, а это значит, помочь ему стать таковым, улучшить его представление о себе. Если подросток ощущает справедливое отношение со стороны учителя, родителей, тогда он вырастет уверенным в себе человеком.

Антонина Викторовна старается поступать с детьми справедливо, и тогда им становится стыдно недостойно вести себя, они не хотят обмануть ее доверие. Воспитывать, по ее словам, значит, уметь любить детей, любить не абстрактно, а деятельно. Есть такое понятие «труд любви». Счастлив ребенок, если именно с такой любовью относятся к нему родители и педагоги.

Белгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте