Очень важно развивать на уроках искусства духовность, эмоциональную отзывчивость школьников. Музыкальная деятельность на уроках музыки – это труд души ребенка. Он требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки. На уроках я стараюсь создать такую творческую атмосферу, которая помогает ребятам стимулировать позитивную активность и сдерживать негативную, создает объективные предпосылки для всестороннего личностного общения детей, положительного взаимовлияния друг на друга. На мой взгляд, разнообразные творческие задания способствуют созданию творческой атмосферы на уроке. Цель творческих заданий – формирование у школьников навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, нравственно-эстетическое совершенствование детей на основе художественно-творческой деятельности.
Система творческих заданий, применяемая мною на уроках музыки, базируется, с одной стороны, на жизненных примерах, впечатлениях школьников, а с другой – на произведениях искусства, в которых запечатлены знакомые ученикам образы, явления, ситуации.
Приведу примеры творческих заданий.
Задание 1. Передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажей. Например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь, доброту, нежность и т.п.?» или «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали, горя и счастья; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»
Задание 2. Словесное рисование. Например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения, каков его характер, злой он или добрый?»
Задача – помочь ребенку сознательно обратить внимание на связь средств музыкальной выразительности, цветового решения с характером музыкального образа, о котором повествуется в произведении, теми чувствами, которые несет в себе этот образ. Таким образом, происходит нравственное осмысление искусства и окружающего мира. На основе сравнительного анализа идет дальнейшее постижение понятий «прекрасное», «добро», «зло» и так далее. Ребята самостоятельно находят эмоциональное и духовное родство различных художественных произведений.
Дать возможность раскрыться каждому ученику мне помогает творческое задание «Музыкальная шкатулка». Дома ребята заполняют «шкатулки» своими рисунками, созданными под влиянием понравившейся музыки. Здесь могут оказаться стихи или слова-эпитеты, возникающие как ассоциации и характеризующие отдельные моменты произведения, интересные факты из жизни композитора и многое другое. Одни дети сразу начинают делиться впечатлениями и демонстрировать свои находки, другие не сразу и далеко не всем открывают свои тайны. Но проходит время, и я замечаю, что даже застенчивые дети превращаются в активных, чувствуют себя достаточно свободно и комфортно, раскрываясь перед своими одноклассниками. Таким образом, это задание дает возможность каждому ученику самореализоваться и по-другому взглянуть на своего одноклассника. Формируются такие нравственные качества, как толерантность, доброта, взаимопонимание.
Духовные ценности нельзя передавать и осваивать тем же путем, что и, скажем, математические знания. В этом случае ценности могут стать лишь формальным багажом, который никак не влияет на нравственные установки и убеждения детей. С помощью творческих заданий учитель определяет детское отношение к миру в непосредственной и ничем не скованной обстановке. Создается структура личности, формируется отношение ребенка к действительности, его общественное мировоззрение и личное самосознание. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, которые обеспечивают рождение художественной позиции ученика.
Елена РЕБРОВА, учитель музыки лицея №29, Омск
Комментарии