Историко-краеведческому музею Богословской средней школы Пензенской области в феврале исполнится 20 лет. Создатель и бессменный руководитель музея – учитель истории Анатолий Тарасов – 40 лет посвятил краеведению. Анатолий Федорович сумел пронести эту страсть через годы, ни при каких обстоятельствах не изменяя своему призванию. Он снискал известность не только как краевед-организатор, но и как исследователь-публицист.
О результатах интересной поисковой работы Тарасов рассказывает в брошюрах «Богословка», «Имени профессора Н.И. Вавилова», «Бельденков», которые привлекают читателя свежестью, новизной и достоверностью информации.
Родился Анатолий в 1942 году в селе Анучино, связанном с дворянской фамилией Араповых. С детства с интересом слушал рассказы старожилов. Они не отличались глубоким анализом причин и следствий, в них была сама жизнь. В душе Анатолия зарождалось не абстрактно-академическое восприятие истории, а личностно-эмоциональное, которое и определило его судьбу как краеведа. Интерес к научному исследованию исторических событий позже пробудили в нем преподаватели Пензенского педагогического института, в который Анатолий поступил по окончании школы.
Педагогическую деятельность Анатолий Федорович начал в Сосновском детском доме, где он сделал первые шаги как краевед-организатор. Его воспитанники собирали сведения о погибших в годы войны односельчанах. Разыскали место гибели Героя Советского Союза С.Е. Кузнецова, нашли его мать Марфу Ивановну, организовали с ней встречу.
В 1968 году детский дом закрыли, и Тарасова перевели в Богословскую школу. Анатолий Федорович вспоминает: «Село в то время было небольшое. Жил на квартире у Никишиной тети Поли. К ней коротать вечера собирались бабки со всего села. Они много калякали о прошедших событиях, вспоминали людей, которые умерли, погибли на фронте. Я прислушивался, задавал вопросы, хотелось больше узнать об истории села».
При школе был создан штаб «Поиск». Перед юными краеведами молодой педагог поставил трудную, очень интересную и ответственную задачу – собрать материал об истории села, обычаях и традициях, изучить боевой путь участников Великой Отечественной войны. С фронта не вернулись сто жителей Богословки.
Обращались в Центральный архив Министерства обороны СССР, райвоенкоматы. Вели переписку с радиокомитетами Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, ГДР. Связывались с посольствами этих стран в Москве. Большую помощь в поиске оказало командование Западной группы войск. Вскоре стали приходить первые сведения о погибших односельчанах, открывались новые имена героев.
Удалось установить боевой путь летчика Б.Ф. Федюшова, повторившего под Сталинградом 6 августа 1942 года подвиг Н.Гастелло. Из Белоруссии и Украины пришли фотографии с места захоронения Безрукова и Сорокоумова. Завязалась переписка с Героем Советского Союза, летчицей В.С. Гризодубовой. В ее полку отважно защищал воздушные просторы Родины В.И. Никишин – один из прославленной династии летчиков Никишиных.
Из ГДР прислали фотографии, письма А.П. Левина и книгу «Спасибо, братья», посвященную советским бойцам. Из Польши сообщили: «И.А. Куйбышев погиб 1.09.44 года, захоронен в Варшаве». Писатель Антони Юрьев подарил Тарасову свою книгу с памятной надписью: «Уважаемый Анатолий Федорович, эту книжку посылаю Вам как доказательство того, что в ПНР помнят тех, кто ценою своей жизни освобождал братский народ». А писатель Пан Пшимановский прислал книгу «Память» и благодарственное письмо.
В результате многолетней кропотливой работы с документами в областном архиве, краеведческом музее, встреч со старожилами Богословки был собран богатейший материал. 22 февраля 1984 года Герой Социалистического Труда Ф.В. Середкин под звуки торжественного марша перерезал кумачовую атласную ленту. Школьный музей был открыт. Первую экскурсию провел ученик седьмого класса, член совета музея С.Глухов. Почетные гости, ветераны войны и трудового фронта, представители общественности, журналисты с большим интересом знакомились с экспозициями, рассказывющими об истории села.
На месте Богословки первоначально проживали мордва-эрзя, село называлось Ерзеневка. Во время нашествия монголов оно было разорено. Долгие годы местность пустовала. Только в 1710 году здесь возникло новое поселение – деревня Гавриловка. В 1712 году был построен храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, он и дал новое название селу.
В этнографическом отделе краеведы собрали образцы женских костюмов, характерных для здешних сел, разучили фрагменты исконных народных обрядов, лирические песни и исполняют их, погружая посетителей в атмосферу «преданий старины глубокой».
В эскпозиции представлены документы, письма, предметы быта и многое другое. Далекое эхо Первой мировой войны – бритва в футляре, принадлежавшая В.В. Сорокоумову. Во время братания на фронте Василию Васильевичу подарил ее германский солдат.
Отдельное место занимают материалы, посвященные жизни и деятельности ученого-селекционера Н.И.Вавилова, чье имя носил колхоз, организованный в Богословке в 1928 году. Краеведы связались с ленинградским институтом селекции, которым он руководил. В экспозиции можно найти книги ученого, газеты с рапортом колхозников Н.И. Вавилову, воспоминания сына академика Юрия Николаевича, дополненные рассказами первых тружеников.
В центре зала – объемное панно. На кумаче, словно клятва, отливают золотом слова: «Никто не забыт, ничто не забыто». Вечный огонь высвечивает на мраморе фамилии односельчан, чей подвиг бессмертен.
Содержателен материал о выпускниках школы – воине-интернационалисте Юрии Брюшкове, воевавшем в Афганистане и отмеченном орденом Красной Звезды, и Сергее Суркове, погибшем в Чечне, посмертно награжденном орденом Мужества.
Музей стал центром воспитательной работы. Здесь проводятся интегрированные предметные уроки, семинары, викторины, краеведческие игры. По материалам музея ученики пишут рефераты. В его стенах у первоклассников проходит первый урок.
За учебный год музей посещают около 2000 человек. Это не только жители районного и областного центров, но и гости из ближнего и дальнего зарубежья – Германии, Кореи, Венгрии, Польши.
Выступления богословских краеведов привлекают разнообразием форм и методов подачи материала. Наряду с докладами демонстрируются магнитофонные записи с воспоминаниями фронтовиков, звучат стихи, рассказы о «сороковых, роковых». Анатолий Федорович на основе исторических документов написал пьесу «Утро в барской усадьбе Дубенских», главные роли в которой сыграли члены кружка «Юный краевед». Сегодня неуемный Тарасов продолжает работу над второй частью пьесы.
А его воспитанники получают всевозможные дипломы и грамоты за успешное выступление на всероссийских и международных конференциях.
Сегодня без музея жизнь в селе была бы неполной. Сколько прекрасных страниц из истории здешних мест оказались бы утраченными! Сколько Иванов, не помнящих родства, выросло бы на этой древней земле! Благодаря Анатолию Федоровичу и членам кружка не зарастает тропа памяти.
Алексей МАЛЬКОВ, отличник народного просвещения, член Союза журналистов России
с. Богословка, Пензенская область
Комментарии