search
main
0

Тройное удовольствие. «Люблю свой предмет, восхищаюсь им, развиваюсь в нем»

Где, в каком времени лежит самое начало ее пути в профессию? В одиннадцатом классе, когда решила поступать в педагогический вуз? Или намного раньше, когда взялась дополнительно к школьной программе изучать иностранные языки и не хотела утратить приобретенный навык? Кира Домрачева окончила Уральский государственный педагогический университет и в отличие от большинства сокурсников пришла с дипломом иняза не в языковой центр, не в переводческую компанию, не в торговую фирму, сотрудничающую с заграницей, а в общеобразовательную школу. Человек решительный и сознательный, она знала, что именно здесь сможет сама многому научиться: «Учитель английского языка должен знать все!» Хотелось развеять некие стереотипы, которые существуют в обществе в отношении современных детей, уровня школьного преподавания. Кира Андреевна два года преподает в школе №16 Екатеринбурга, и ее интерес к профессии только возрастает.

…Страха перед учениками, что испытывают некоторые свежеиспеченные выпускники вузов, не было абсолютно: начиная со второго курса университета, Кира Домрачева ездила в языковые лагеря, активно занималась репетиторством, а в школе, в которую пришла молодым специалистом, работала на практике. «Но первый, самый первый урок прошел ужасно!» – говорит эмоциональная Кира Андреевна. Она подготовила увлекательное интерактивное занятие, но девятиклассники изначально были настроены негативно к новой молоденькой учительнице и не приняли ее. Расстроилась, было обидно. Но вслед за этим классом пришел другой, тоже девятый, отношения сложились отлично, и первое впечатление немедленно стерлось: «Если бы вы не спросили, я бы и не вспомнила».Сейчас у Киры Андреевны 31 час в неделю в четырех параллелях. Старший возраст – любимый, с взрослыми ребятами чувствует себя наиболее естественно и уверенно. Но до чего же интересно растить шестиклассников или четвероклас­сников, наблюдая, как они созревают, меняют отношение к учебе! Класс и педагог настраиваются друг на друга, без этого никак. Кира Домрачева человек экспрессивный, говорит энергично, быстро, темп работы задает высокий, у нее особо не расслабишься. Приходя к ней на урок, дети знают: поспать не удастся.- Много времени тратите на подготовку к занятиям?- Раньше времени уходило больше, хотелось детей постоянно удивлять, тормошить. Сейчас пришел навык. Беспрерывно «креативить» трудно, важно успеть освоить программу. На одном уроке стараюсь и письменные задания давать, и ауди­ро­ва­ние, и живое общение, чтобы были задействованы все уровни речевой деятельности.- В отношении иностранных языков у нас наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, со знанием языка связывают будущую успешность. С другой стороны, отсутствует активная языковая практика. Как вы разрешаете эту ситуацию?- Думаю, сейчас эта проблема не столь остра, как раньше. Посмотрите вокруг: едва ли не половина вывесок – на английском языке. Мнения, хорошо это или не очень, могут быть разные, но я просто констатирую факт. Сегодня многие семьи отдыхают за рубежом – прекрасная возможность попрактиковаться в иностранном языке. Еще одно современное явление, к которому опять же можно относиться по-разному, но оно существует: увлечение компьютерными играми. Сами игры чаще всего на английском языке, а также постигровое общение на форумах.Перед каникулами я говорю своим ученикам: «Задание на лето не даю, новые слова зубрить не заставляю, только один совет. Занимайтесь своим хобби на английском языке. Если вы обожаете мультики, смотрите их англоязычные версии. Если увлекаетесь поделками из бумаги и других материалов, ищите обучающие программы опять же на английском. Кто любит художественную литературу, почитайте произведения англоязычных писателей на языке оригинала. Поначалу будет тяжело, но потом вы получите двойное удовольствие – и от любимого дела, и от свободного владения иностранным языком».- Вам самой удается бывать в странах носителей английского языка?- Я вожу группы в Ирландию, Англию. Вскоре мы с учениками отправляемся на две недели в небольшой городок вблизи Лондона. Цель поездки – языковая практика, в межнациональных группах собираются ребята со всего мира, и другого варианта, чем говорить по-английски, просто нет! И мне такие мероприятия помогают держаться в языковом тонусе.- Кира Андреевна, вы не утомляетесь от общения с детьми?- Совсем нет. Я человек открытый, ничего из себя не строю, а дети ценят искренность. Если честно, гораздо труднее мне с родителями. Они не всегда способны увидеть проблему в ребенке, в его воспитании, которое идет от семьи. Им бывает проще обвинить учителя, мол, это он что-то делает неправильно, а не они, перекладывают ответственность с себя на другого. Меня удивляет, что некоторые родители воспринимают педагогов как врагов. Раньше школу почитали святым местом, о котором нельзя было ни сказать, ни подумать плохо, сейчас нас только ленивый не ругает. Говорят: «Кто, если не мы, защитим своих детей?» От кого защищать, от учителей? Как будто мы желаем причинить вред. Мой девиз такой: «Я хочу сделать для детей как лучше и надеюсь на вашу помощь».- Да, педагогика – та сфера, в которой каждый считает себя специалистом. Скажите, какие стереотипы вам помогла развеять школа?- Часто говорят, что современные дети сильно отличаются от представителей прошлых поколений. Я думаю, это не так. Впервые мысль о том, что дети всегда одинаковые, пришла мне в голову лет в 15, когда я посмотрела фильм «Приключения Петрова и Васечкина» и поняла, что в моей школе творится то же самое, что отражено в старой киноленте! Так и теперь: окружающая обстановка трансформировалась, но сущность детей осталась прежней. Уверена, что, если бы современного ребенка поместили в условия 30‑ или 50‑летней давности, он вел бы себя так же, как его предшественники. Люди не меняются, меняются обстоятельства.- Как вы оцениваете систему российского образования с позиции педагога?- Система постоянно подвергается реформированию, в то время как по своей сути она достаточно консервативна. Может, было бы лучше, если бы образование на время оставили в покое?Однако изменения, которые коснулись моего предмета, радуют. Возросла его значимость, произошла переориентация на формирование навыков. Иностранный язык способен помочь в любой профессии и вообще в жизни. Любой учитель, конечно, любит свой предмет и считает наиболее важным, мне иностранный язык кажется объединяющим. Он связан с математикой, на уроке я пишу формулы и поясняю: вставляя разные слова вместо знаков, вы получаете предложения с новым смыслом. Он связан с русским языком, его правилами и внутренней структурой. Контрольные работы мои ученики пишут под классическую музыку, я считаю, что она помогает успокоиться и сосредоточиться на теме. Поэтому я убеждена, что настоящий учитель английского должен знать все!Главным сегодня является коммуникативный подход: мы учим детей общению. Хотя на это времени на уроке не всегда хватает, к сожалению.- Кира Андреевна, свое ближайшее будущее вы видите в школе?- Да, конечно: есть еще несколько проектов, которые мне хотелось бы реализовать на базе школы. Первый из них, который, надеюсь, стартует с нового учебного года, касается как раз навыков общения на иностранном языке. С директором школы Любовью Борисовной Безбородько мы обсуждаем возможность создания разговорного клуба. Думаю, клуб будет пользоваться спросом.

Второй проект имеет более отдаленные перспективы, но тоже представляется мне очень интересным и полезным. Серьезное место в моей жизни занимает театр. Я десять лет посещала театральную студию, в университете создала студенческий театр на английском языке. Хочется сделать это и в нашей школе.

Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте