Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Троицкий вектор. Новые перспективы информатизации

Учительская газета, №29 от 15 июля 2008. Читать номер
Автор:

С 26 по 27 июня 2008 года на базе Фонда новых технологий в образовании «Байтик» в подмосковном Троицке прошла традиционная XIX Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» в рамках Конгресса конференций «Информационные технологии в образовании»*. Доклады распределились по секциям «ИТ в среднем образовании», «ИТ в высшем образовании» и «Электронные образовательные ресурсы». Для участников мероприятия сотрудниками Института новых технологий и Троицкого лицея был организован семинар. Коммерческие фирмы провели презентации новых образовательных продуктов и программ.

Среди обсуждаемых вопросов на одно из первых мест по актуальности вышла тема использования свободного программного обеспечения. Это не случайно, так как правительство поставило задачу создания полноценной отечественной инфраструктуры разработки свободных программ. В пилотных субъектах РФ уже проходит апробация пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) на платформе Linux, созданного специально для общеобразовательных учреждений. Пока в эксперименте участвуют три региона: Томск, Пермь, Татарстан. Но уже к 2009 году планируется установка школьного дистрибутива во всех школах России. По мнению участников эксперимента, для его успешной реализации необходимо убрать с компьютеров весь софт, который работает только на платформе Windows, и через год все получится.

Присутствующие на конференции педагоги с огромным вниманием слушали доклад представителя компании ALT Linux Владимира Черного о национальном проекте «Линукс в школе». Сейчас его исполнители разрабатывают методику и планируют отработать технологию внедрения и поддержки ПСПО на примере образовательных учреждений субъектов РФ. Уже созданы пакеты программ для трех типовых конфигураций пользовательского компьютера и для терминального сервера. Вывод очевиден: поскольку все равно придется изучать Linux, лучше начать это прямо сейчас.

С установочным докладом «Информационные технологии в образовательном процессе: современные тенденции» выступил сотрудник Института проблем информатики РАН Сергей Христочевский. По его словам, фундаментальное образование, которое мы еще даем нашим школьникам, далеко не всегда позволяет решать простые жизненные задачи. Поэтому необходимо переходить от репродуктивного подхода к компетентностному, суть которого заключается в способности действовать результативно и эффективно разрешать проблему. Для этого нужно научить:

учиться всю жизнь;

уметь работать в коллективе;

осуществлять выбор и нести за него ответственность;

самостоятельно и нетрадиционно мыслить.

В поиске новых педагогических форм, в изменении роли учителя и ученика могут помочь информационные технологии. Текстовая парадигма должна уступить место визуальной. При этом ориентироваться надо на педагогов-новаторов, а при выборе концепции для образовательных учреждений следует оценивать технические, ресурсные, кадровые возможности и знать уровень развития информационных технологий в России. Сейчас школы подключены к Интернету, в сети много информационных образовательных ресурсов, поэтому экспертом может и должен стать каждый заинтересованный педагог.

В рамках проекта ИСО разработаны наборы ЦОР к конкретным учебникам, информационные источники сложной структуры (ИИСС), инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). Поэтому необходимо и далее развивать дистанционное обучение, особенно профильное, чтобы научить школьников самостоятельно учиться. Очень важна полноценная экспертиза цифровых ресурсов, создание сетевых сообществ как преподавателей, так и учеников.

Инновационным решениям для школьного курса информатики и ИКТ был посвящен доклад ведущего научного сотрудника Института информатизации образования РАО, автора УМК по информатике для 5-7-х классов Людмилы Босовой. Курс информатики и ИКТ – своеобразная точка роста процесса информатизации образования, считает Людмила Леонидовна. Современный учебник в виде УМК – это «бумажная» составляющая (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие, задачник) плюс электронная составляющая (ЦОР), а теперь еще и плюс бесплатная сетевая поддержка (в частности, полный набор ЦОР к УМК Людмилы Босовой можно скачать на сайте издательства «БИНОМ»). Докладчик отметила положительную роль педагогических интернет-сообществ, всевозможных методических копилок, консультаций, дискуссий, форумов, дистанционных курсов и заочных школ.

Представители издательства «БИНОМ» провели презентацию ИУМК непрерывного информационного образования для различных ступеней и уровней обучения. О перспективном УМК для 8-9-х классов издательства «СОЛОН-ПРЕСС» рассказали его авторы. Помимо этого были представлены новые УМК по информатике издательства «Просвещение», которые отличает традиционный фундаментальный подход к преподаванию.

Тема формирования единой информационной среды образовательных учреждений весьма актуальна и нашла отражение как в презентациях компаний-разработчиков, так и в докладах представителей школьной администрации. Разнообразие подходов и широкая география свидетельствуют о том, что рынок информационных систем автоматизации управления образовательными учреждениями сформировался, и практически любая школа может найти для себя подходящее решение. При этом надо учитывать необходимость взаимодействия с вышестоящими структурами на уровне представления информации. Кроме того, не следует забывать, что полный переход на безбумажные технологии в школьном документообороте (например, замена традиционного классного журнала на электронный) возможен только при наличии письменного разрешения органов управления образованием.

Своим опытом организации курсовой подготовки учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе поделились представители подмосковного ММЦ. Цель их работы – обеспечить обучение участников образовательного процесса компьютерным педагогическим технологиям. Особенностью же является комплексный подход в подаче знаний как о технологических возможностях компьютера, так и о его разумном педагогическом применении на уроке и во внеклассной работе. Авторы обосновали принципы комплектования групп и привели примеры итоговых работ учителей.

В докладе сотрудника Института новых технологий Сергея Сопрунова рассмотрены и проиллюстрированы новые возможности современных версий ЛОГО. Так, в третьей версии программы «ЛогоМиры 3.0.» изменился интерфейс – появилось множество закладок, улучшились графические возможности и реализован объектный подход: теперь каждая черепаха носит с собой в рюкзаке весь свой набор (формы, процедуры и так далее).

Более половины секционных докладов выступающие посвятили методике обучения информатике и информационным технологиям. В частности, был рассмотрен метод быстрого старта в преподавании информатики и ИКТ. Он представляет собой такую организацию деятельности обучаемых, которая позволяет им решать реальные задачи без предварительного выполнения многочисленных упражнений. Предпосылками использования подобного метода можно считать распространение визуально-ориентированных средств работы с информацией и изменение способа восприятия информации современными молодыми людьми.

Вниманию участников конференции была представлена авторская программа «Шоу бабочек», разработанная нижегородским Центром психологической помощи и развития. Эта очень красивая креативная работа основана на ряде научных принципов. Она доказывает, что усвоение материала происходит намного эффективнее, когда:

проявляется прием «узнавания»;

достаточный выбор объектов способствует творческому подходу, и ни одна работа не повторяет другую;

используется соревновательный момент, и каждому хочется, чтобы его работа была более красивой и выполнена быстрее всех;

отработка и закрепление пройденного материала основаны не на принуждении, а на эмоционально-личностной компоненте.

Интересен анализ работы Мытищинской школы программистов. Их методика необычна для средней школы, поскольку заимствует некоторые подходы университетского образования: на основе обязательных и факультативных курсов ученик самостоятельно формирует свою индивидуальную программу обучения, выбирая и посещая те курсы, которые соотносятся с его интересами и возможностями. Коллеги из Мытищ рассмотрели принципы авторской методики обучения программированию, а также рассказали об особенностях курсов «Информатика и информационные технологии в профильном образовании» для экономико-математического и гуманитарно-правового классов.

В Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи реализована дополнительная образовательная программа «Азбука информатики» для детей младшего школьного возраста. Ее цель – формирование у детей младшего школьного возраста компьютерной грамотности как социально значимого, этического способа жизнедеятельности в условиях информационного общества. Авторы используют педагогические технологии развивающего, дифференцированного, программированного и игрового обучения.

Помимо этого сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета продемонстрировали электронный инструментарий, разработанный в помощь психологической службе школьного образования. А ученые из Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ представили доклады, посвященные нейропсихологическому подходу к выявлению креативности одаренных личностей, в частности, комплекс для исследования способности к восприятию собственных сердцебиений.

Тамара СЕВЕРОВА, преподаватель информатики центра образования №109, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту