search
main
0

Трое в шалаше, не считая Жюля Верна . Вечера под зеленым абажуром

Традиция семейного или домашнего чтения существует с прошлых веков и передается от поколения к поколению. Правда, сегодня такое времяпрепровождение взрослых и детей встречается, к сожалению, нечасто. В семье моего деда по материнской линии, Сергея Тимофеевича Николаева, принадлежавшего к купеческому сословию, чтение по вечерам считалось любимым и очень нужным занятием. Читали не только прозу, но и стихи, а по драматическим произведениям ставили спектакли. Мне рассказывали, что они были хорошо поставлены, режиссером обычно был мой дед, в качестве «актеров» привлекались родственники, знакомые и их дети.

Из богатой библиотеки деда сегодня сохранилось около трех десятков книг, остальные пропали в 30-40-е годы. А традиция осталась.

В моем детстве мы с родителями часто читали по вечерам. Этого момента я всегда ждала с нетерпением. Ставили на стол лампу под зеленым абажуром, выключали верхний свет и радио и рассаживались вокруг. И комната вдруг «наполнялась» знакомыми или еще не знакомыми персонажами из произведения. Казалось, что всей семьей принимаем гостей, с которыми не хотелось расставаться.

Нашей дочери Лене мы с мужем начали читать сказки, когда ей исполнился год. Специалисты в области ранней детской педагогики считают, что малышам полезно с младенчества слушать хорошую литературную речь, поэтому, когда они начнут говорить, у них сразу окажется большой запас слов. До шести лет мы с Леной перечитали все или почти все русские народные сказки, сказки народов СССР и народов мира. В 6 лет девочка, научившись читать, стала полноправной участницей наших чтений.

Тогда в нашей семье был настоящий культ книги. Каждая новая книга встречалась с восторгом и редко попадала в шкаф непрочитанной.

В нашей тогда однокомнатной квартире папа Лены построил небольшой шалаш, провел туда электрический свет. А на стенах комнаты и даже в коридоре вместо ковров мы повесили географические карты. На потолке комнаты была нарисована карта звездного неба. К 6-7 годам девочка знала все планеты Солнечной системы, основные созвездия, на географических картах могла показать столицы стран мира и известные реки и моря, горные хребты, низменности, плоскогорья.

Благодаря картам мы вместе с героями «Морских рассказов» Константина Станюковича, романов Жюля Верна «путешествовали» по дальним странам и морям. Именно в шалаше были прочитаны все тома Жюля Верна. С помощью фантазии шалаш легко превращался то в подводную лодку «Наутилус», то в воздушный шар, то в корабль «Дункан».

Мы в своей семье продолжали сообща читать книги и тогда, когда Лена стала студенткой МГУ. Так получилось, «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса был прочитан накануне экзамена по зарубежной литературе ХVII века, и Лене неожиданно достался билет по творчеству этого писателя. Традиция, заложенная моим дедом (а может быть, она и до него существовала), продолжается и сегодня. Теперь слушателем и участником семейного чтения стал наш внук Саша. У него рано возник интерес к буквам и самому процессу чтения, и, видимо, поэтому мальчик скоро стал читать самостоятельно. Удивительно, но Саша почти не читал по складам, а сразу довольно бегло. В первом классе читал на уровне учеников 4-5-х классов. Он мог читать перевернутые строки, сбоку строки.

Саша любит наши семейные чтения. Когда мы собираемся вместе, он приносит книгу, которую читали накануне, или новую по его выбору.

Когда появились первые тома «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, мы отказались читать сообща. Тогда Саша прочел их сам (ему тогда было 7 лет), причем отдельные тома по 2-3 раза.

До сих пор вызывает удивление неожиданная популярность этого произведения. Так произошло, видимо, потому что читать о необычайных приключениях юного волшебника, их сверстника, детям чрезвычайно интересно. К тому же автор удачно придумала свой динамичный метод изложения событий в духе сегодняшнего дня.

Но есть вечные книги, которые и в наши дни, и еще долгие-долгие десятилетия будут привлекать и взрослых, и детей. Среди них, конечно же, романы Жюля Верна, которые помогают воспитывать у юного читателя лучшие человеческие качества.

Мы начали с романа «Дети капитана Гранта». Во время чтения Саша тут же набрасывал карандашом портреты героев: Роберта, Мэри, капитана Гранта, Жака Паганеля. Подумалось, что это неоспоримо доказывает преимущество чтения перед просмотром фильма, где уже даются готовые образы и не надо пускать в ход фантазию.

К десяти годам Саша прочитал почти все известные детские книги. Но вот ему подарили компьютер, и скоро он им так увлекся, что почти перестал читать. Новое увлечение сказалось и на его устной речи. Лексикон несколько обеднел, появились некоторые трудности с пунктуацией, раньше Саша писал без единой ошибки.

В результате такого сидения у спортивного мальчика заметно ослабло здоровье. Врачи рекомендовали ему общаться с компьютером не более полутора часов в день. Теперь в свои 13 лет мальчик снова стал много читать. И наши совместные вечера за книгой начали проходить с прежней регулярностью. В последнее время это были рассказы Михаила Зощенко, Антона Чехова, Марка Твена, О’Генри, Акутагавы. Мы не предлагаем Саше: давай почитаем. А он сам каждый вечер напоминает: уже половина десятого, пора! Для Саши чтение снова стало увлекательнейшим занятием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте