Оставив на несколько дней Париж, где у него вот-вот должна состояться премьера оперы, легендарный режиссер Эмир Кустурица прилетел в Москву, чтобы, пройдя по «звездной дорожке» XXIX Московского Международного кинофестиваля, представить на праздничном открытии новый фильм «Завет». Как ни крути, а подарок царский: многие солидные киносмотры мечтали заполучить картину в свои программы, но знаменитый серб – от большой любви, естественно, – всем предпочел Москву. Каннам, правда, перед этим тоже не смог отказать, но это не считается: Мекка кинематографа – она и есть Мекка кинематографа. Московский кинофестиваль, точнее, его президент Никита Михалков, в долгу не остался. Подарил «сербскому брату» приличный костюм, чтобы было в чем выйти на сцену: в бесконечных странствиях по миру режиссеру недосуг обновлять гардероб.
А на сцену Кустурице подняться пришлось. Именно ему, согласно сценарию, доверили наградить Алексея Баталова и Татьяну Самойлову первыми фестивальными призами «За вклад в мировой кинематограф». В этом году фильму «Летят журавли» исполняется полвека, а потому на церемонии открытия ММКФ не могли не вспомнить о юных Борисе и Веронике, рожденных своей эпохой и воображением двух великих художников – режиссера Михаила Калатозова и драматурга Виктора Розова. И вновь идет по перрону заплаканная Вероника и дарит вернувшимся с фронта солдатам белые лилии, и вновь гибнет Борис, и лежит на раскисшей земле, и смотрит в небо навсегда открытыми глазами – эти кадры, в отличие от людей, отчего-то не стареют. И не надоедают. И оторваться от них невозможно. Алексею Владимировичу и Татьяне Евгеньевне подарили по гигантскому букету трогательных ромашек – именно с этими цветами и ассоциируется май 1945-го. А зрителям ММКФ полагается свой подарок – «Летят журавли» включен в одну из фестивальных ретроспектив, и его вновь можно будет увидеть на большом экране.
В этом году на фестивале будет показано около двухсот фильмов. Любителям старой доброй классики стоит побывать на программах «Золотой век Голливудского мюзикла» и «Далекие огни – звезды немого кино». Ретроспективу «Прощай, СССР!» нелишне посмотреть молодым. Это подборка фильмов, чье рождение совпало с распадом страны и которые теперь не часто увидишь по телевидению. А между тем в большинстве своем это ранние работы сегодняшних знаменитостей – «Камми» Джаника Файзиева, того самого, что позже прогремел своим «Турецким гамбитом», «Счастливые дни» Алексея Балабанова, «Циники» Дмитрия Месхиева с еще совсем молодыми Сергеем Баталовым и Ингеборгой Дапкунайте в главных ролях. Тем, кто следит за событиями и течениями в современном кинематографе, будут интересны программы «Гала-премьеры», «Мир кино», «Китайский экстрим», «Восемь с половиной фильмов», «Московская эйфория». И, конечно же, две основные конкурсные программы – полнометражных художественных фильмов и состязание режиссеров-дебютантов «Перспективы».
Большой конкурс-2007 – это девятнадцать фильмов из США, Франции, Германии, Венгрии, Украины, Грузии, Китая, Японии, Италии, Турции, Израиля. Россию представляют сразу три работы – «Ничего личного» Ларисы Садиловой («Требуется няня»), «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой («Небо. Самолет. Девушка») и «Путина» Валерия Огродникова («Красное небо. Черный снег») – последняя работа режиссера, скончавшегося в Петербурге ровно год назад. Три фильма от страны-организатора – по фестивальному этикету это, правда, не самый элегантный ход, но если все они достойны, почему бы и не похвастаться достижениями народного кинематографа? Впрочем, у российских лент, как обычно, своя епархия – отдельная программа. Тут и скандальный «Груз 200» Алексея Балабанова, и «Изгнание» загадочного Андрея Звягинцева, а еще «Королев» Юрия Кары, «Два в одном» Киры Муратовой и режиссерский дебют актрисы Веры Глаголевой «Чертово колесо».
… Непременный элемент любой церемонии открытия – не считая громких фраз из официальных поздравлений президента и правительства – это представление судей. На XXIX ММКФ, к счастью, обошлось без прошлогодних эксцессов, когда в последний момент австрийский режиссер Михаэль Ханеке отказался возглавить жюри, повергнув дирекцию фестиваля в психологическую кому, граничащую с комой физической. Сегодня, к счастью, председатель куда более благонадежный – австралийский режиссер Фред Скепси. К России у него особое отношение – именно тут 18 лет назад он снимал свою картину «Русский дом». В деле «справедливого судейства» австралийцу аккомпанируют его коллеги из Грузии, Венгрии и Швеции, а также две красавицы-актрисы – итальянка Анна Галиена и наша «богиня» Рената Литвинова. Так как белокурая Литвинова оказалась единственным узнаваемым персонажем в этой яркой компании, то ей, естественно, и хлопали громче всех.
А вот на «звездной дорожке» – в этом году она поменяла цвет и из светло-синей превратилась в традиционно красную, а также значительно прибавила в длине – собравшаяся толпа аплодировала всем без исключения. Одним – по заслугам, другим – по нарядам. В «модную» историю ММКФ наверняка войдут актрисы Виктория Толстоганова – алое атласное платье в японском стиле и Екатерина Гусева в небесно-голубом. Не говоря уж о Вячеславе Зайцеве в кроваво-красном китайском сюртуке – кутюрье и без всяких дорожек уже давно персонаж исторический.
Александр СТЕПАНОВ (фото)
Комментарии