search
main
0

Трижды по реке Оби. В Ханты-Мансийском автономном округе высадился педагогический десант

Для события часто достаточно условного повода, предпосылки. Повод для встречи учителя и ученика прозрачен и непререкаем – закон и обязательства по его исполнению. А для встречи учителей между собой? Когда клеточки школьного расписания стираются и учителя оказываются на одном листе, а векторы их действий – направленными друг на друга? Когда география школы ширится и охватывает город, округ… Уже третий год на берегах Оби и Иртыша связываются, как углы разноцветного платка, края географии: в школах встречаются учителя Югры и всей России. Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с «Учительской газетой» организуют путешествие по сибирской реке Обь теплохода с учителями на борту.

Конкурс – площадка для «учительского Букера». «». Потому что не сказать не могу. И говорю не из учебника, не из методички, говорю от себя. Через предмет говорю о мире и личности в нем. И когда слово живет, после его публичного произнесения меняется общий текст.

В этом году десантная группа учителей года России пополнилась учителями округа, прошедшими боевое крещение конкурсом Приоритетного национального проекта «Образование». «Школа учителей года при «Учительской газете» вновь распахнула свои двери. Ненадолго, всего на 10 дней, но в них успел заглянуть даже губернатор Югры – Александр Филипенко. Как и положено, в образовательных учреждениях губернатору пришлось отвечать на вопросы учителей. Учителя остались довольны. Александр Васильевич со встречи тоже уходил в приподнятом настроении. Но обо всем по порядку расскажет участница акции «Учительской газеты», учитель русского языка и литературы, начальник инновационно-аналитического отдела Управления образования города Муравленко ЯНАО Анна ХАМАРДЮК.

Ямбы и гекзаметры сельской школы

Теплоход «Самарово», конечно, не похож на плот, мы – на Гекльберри Финна и Тома Сойера, а Обь – на Миссисипи, но… Нет среди взрослых более близких детству и подростковой «беззаботности» людей, чем учителя. Всякий раз, оказываясь на дорогах своих учеников, они приноравливаются к походке юных. А иначе общего танца не получится и рисунок образования не сложится. На проселочно-речных дорогах – своя хореография. Все по заранее оговоренному плану – причаливаем, выходим, хлеб-соль, слова приветствия, знакомство со школой, а потом… «Как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар». Ремесло учителя – публичное, поэтому на сцену, господа! На сцену!

На сценах актовых залов сельских школ – мастер-классы, в кабинетах – мастер-классы, на крыльце, в коридоре, за столом – мастер-классы… Побывав и по ту сторону мастер-класса, и по эту, я попыталась взвесить «сухой остаток» встреч.

Елизаровская школа – много света, цветов, улыбчивый и гостеприимный директор Игорь Лелюк, он из наших, участвовал в конкурсе «Учитель года России» шесть лет назад. У директора все основательно – и школа, новая и чистая, и семья, большая и дружная. Учителя и ученики сидят вместе. Ритм общения складывался, как четкие ступеньки гекзаметра – основательно, без лишних слов. Народный учитель России из Рязани Екатерина Филиппова учит даже не французскому языку, она учит мечтать. О Париже. В Сибири это получается по-особенному. Перекаты собственных имен на языке Гюго и Малларме, как упругая игра обских волн.

Взрывной текст футуристов, высыпающийся из кедровой шишки, найденной Андреем Успенским, филологом из Череповца, на Елизаровской земле год назад, становится ключом к пониманию стихотворения Блока про аптеку, ночь и улицу. И не только… За 20 минут мастер-класса с Успенским успеваешь понять многое. И самое главное – про «шишки», которые к каждому уроку надо готовить собственные. Те якоря из повседневной жизни, от которых учитель всегда перекинет ниточку понимания к теме урока, к теме, которую не напишешь на доске или в журнале, к теме, которая навсегда остается с учеником.

Директор школы села Шеркалы – Николай Петрович Степаненко – принимал у себя одновременно окружную школу выживания и гостей с теплохода. Второй директор на нашем пути, и опять многодетный отец. Такая югорская норма – вместе учимся, работаем, живем. Все при деле. Для учителей школы Степаненко, как и для тех учителей, которые приехали на моторной лодке из окрестных сел, встреча – это возможность среди будней своей практики услышать и увидеть другое. Дело даже не в мастерстве и опыте, а в поводе. Учитель – человек, ежедневно оказывающийся на перекрестках, поэтому к неожиданностям готов всегда, более того – он должен искать эти неожиданности. Удивление – в остатке. Предлог «у» (у-дивление) – пространственный, а эффект – временной. После встреч все потечет по своему привычному руслу, но… дважды в одну и ту же реку не войти. Если «зацепило», ты стал немного другим, попытался понять: а что делаю я? И после «не делать» уже нельзя. Как на шеркальском берегу, рабочем и очень правильном, как пушкинский ямб.

Математик Роман Волков, и сам директор Рязанской школы, знает все противопожарные и санитарные нормы. Про равнобедренные треугольники он так спросит, что потом еще долго думаешь, как же случилось, что геометрия мимо меня в школе проскочила. Или я сбежала? А зря. Вот в селе Карымкары, где клумбы разбиты, подчинившись эллипсам и перпендикулярам, это понимают. И учатся осознанно, особенно учителя Октябрьского района, из Малоатлымской, Зареченской, Комсомольской, Кормужиханской, Горнореченской, Большелемушинской школ, прибывшие из речного тумана на моторках.

Нижние Нарыкары. Нас встречает Владимир Воробьев, победитель конкурса на звание лучшего директора школы ХМАО. Среди пассажиров теплохода учительница из его школы – Елена Максимова, в ее профессиональной формуле школьного счастья – исторические исследования и научный подход к прошедшим временам. У коллеги из Санкт-Петербурга Сергея Букинича – фотоаппарат. Настоящий историк мгновения останавливает на пике сущности – будь то собака в коляске мотоцикла или закатные блики на реке.

В Березовском музее я узнала, что Брадис, тот самый, чьи таблицы мы в школе изучаем, тоже был здесь. Березовской земле вообще повезло на знаменитых ссыльных начиная с Меншикова. Напитались местные ландшафты не только страданиями, но и умом, энергией, силой опальных изгнанников. Здесь и сейчас можно найти людей из разных уголков бывшей советской Родины.

У Березова свой, порожденный европейским париком ссыльного князя, стиль. Председатель районного Комитета образования Ангелина Асланова, элегантная женщина в экскурсионном автобусе, отработала на всех мастер-классах, потому что интересно и еще потому, что среди административных будней и забот она смогла почувствовать себя учителем.

Сибирское веселье Березову дарил учитель биологии из Новосибирской области Александр Буханистов. Гибель клетки от вредоносного вируса воспринималась в исполнении Буханистова с иронией, без которой учителю в школе тяжело.

Пришел и говорю

Наше странствие – открытое. Как урок. Для учителя часто открытый урок, ситуация публичного выступления не перед учениками – испытание. Ох как же это неприятно – аттестация! Почему? Чересчур ответственно всегда быть автором – выносить свой текст на арену. Але-оп! Могут ведь и помидорами закидать. Чаще мы довольствуемся ролью наблюдателя – «давайте, ребята, почитаем учебник». Кроме методических приемов, опыта освоения современных технических средств обучения, кроме личного обаяния… должна быть и ось общего понимания – какой человек в будущем появится. После школы. После нас. Наших выступлений или, точнее сказать, вступлений в жизнь детей.

Конкурс – площадка для «учительского Букера». «Пришел и говорю». Потому что не сказать не могу. И говорю не из учебника, не из методички, говорю от себя. Через предмет говорю о мире и личности в нем. И когда слово живет, после его публичного произнесения меняется общий текст.

Алексей Баженов, учитель химии из села Охтеурье Нижневартовского района, готов доказать возможность обучения без домашних заданий. Преодолеть косность педагогического института с его методичками и учебниками, войти в дом ученика страничкой Интернета – через свою личную готовность к диалогу помочь победить пространство и приблизить то, что далеко, за тысячи километров. Честный человек Алексей. И сильный. Думаю, это оценили его ученики, будущие врачи и нефтяники, студенты тюменских и югорских вузов.

К разуму все шли через чувства. Наталья Бахман, учитель из села Кышик, убеждена, что без теплого чувства к ребенку, к миру, в котором он живет, Периодическая система не станет для ученика объяснением богатства его земли, она останется просто страницей учебника. Закрытого.

Теплоходные встречи

Ходить по реке педагогам-десантникам нескучно. Рязань, Череповец, Ейск, Калуга, Новосибирск, Сыктывкар, Санкт-Петербург – Излучинск, Белый Яр, Нижние Нарыкары, Лянтор, Охтеурье, Солнечный, Горноправдинск, Ханты-Мансийск. Большой круг – малый, а за столом, из обеденного превратившимся в рабочий, все в одном месте – на уроке. Инна Каракчиева, географ из Коми, по просьбе коллег рассказывает об основаниях исследовательской деятельности в Коми республиканском лицее-интернате для одаренных детей. Постепенно монолог расщепляется, и вокруг ноутбука Инны уже дискуссия о современном уроке, позиции учителя, образовательной политике в стране. Насколько важен учебник, отдельные приемы и методики, можно ли современную образовательную практику строить на основе таких мелких единиц?.. Надо работать не «про» географию, физику, химию, математику и литературу, а «в» самом предмете. Который еще надо для себя определить. Самоопределиться. Если это происходит, то учебник перестает диктовать последовательность рассматриваемых тем, а методичка оказывается чужим инструментом, не вполне уместным для тебя и твоего класса. На вопрос «по какой программе вы работаете?» современный учитель вправе ответить: «По своей». Вот такая у нас штучная работа. «Быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям» – так определял ситуацию педагог Георгий Щедровицкий. Видимо, сейчас иначе не может быть. Иначе получится что-то другое, а не образование.

Заветные желания есть у каждого. Не цели, к которым планомерно двигаются, нет. Желания. Как в детстве. Чтобы все всегда жили, не болели и не умирали. Терапия для взрослых – кукольная. Учитель-логопед из Белоярской школы Надежда Довгань завлекла к ворохам лоскутков и веревочек учителей. А через час на окнах кают висели разноцветные куклы со спрятанными в пластмассовых сердечках желаниями. Прожив с учителями почти две недели на теплоходе, ответственно заявляю: все желания светлые и добрые. Как в детстве, как в сказке.

Разные люди, разные судьбы. Во время путешествия мы узнали истории жизни людей, приехавших на Север из разных уголков страны. Кто-то приехал в сельскую школу Югры из Казахстана, кто-то – из Курганской области, Украины… Вот и получается, что место для учителя – величина переменная, а время – постоянная. Теплоту встреч на теплоходе измерил физик Андрей Семке из Краснодарского края. Увлеченный своим предметом, Андрей как-то появился с линейкой, чтобы измерить силу локтевого рычага коллег.

Власть и учитель

Культурно обоснованная власть школы, социально обоснованная и гуманитарно настроенная власть региона. Финал просветительской акции – «круглый стол» в здании правительства Югры. И вот так запросто зашел и сел между Андреем Успенским и Анжелой Пинюковой, химиком из Калужской области, Александр Филипенко, губернатор округа. Округа, в котором не только про недра и демографическую ситуацию помнят, но и про учителей. «Меняется ли школа по отношению к ученику? Подходят ли к каждому с учетом его индивидуальных особенностей?» – встречу губернатор начал с вопросов к учителям.

Ведь не только волею директора летают на парапланах и развивают характер, например елизаровские школьники, заметил Андрей Успенский. В школах Югры действительно создаются условия, чтобы дети могли проявить свои качества не только в учении. Здесь и лидеры, и командный дух важны. В округе, средний возраст жителей которого чуть меньше 33 лет, темп жизни не позволяет отсиживаться на печи. Конкурсные площадки, организуемые по инициативе Департамента образования и науки, не пустуют. Достоевский говорил, чтобы быть личностью – надо выДЕЛАться. Найти свое дело, попробовать себя в конкретной деятельности. Хорошо, когда молодежи позволяют выделываться.

Человек, развитие человека – на это нацелено политическое развитие региона. Ханты-Мансийский округ этнически неоднороден. 30 тысяч человек 124 национальностей проживают на территории Югры. И если раньше стояла задача спасения Югры, то сейчас система отношений сложилась: щадящий режим природопользования, сохранение и развитие традиционных промыслов, национальных языков. Да, признает губернатор, это за счет государственного патернализма, но это федеральная норма – других вариантов нет. Сохранить многоукладность, национальный язык, культуру северных народов, обеспечив при этом конкурентоспособное образование для выпускников не только городских, но и сельских школ, – вот что особенно важно для округа. Для этих целей открыты вузы, строится система среднего специального профессионального образования, поддерживаются малокомплектные школы. Молодежь не уезжает, продолжает развиваться на родной югорской земле. Хорошо бы задействовать родителей для повышения качества образования. Губернатор вспомнил о хорошей традиции некоторых начальников производств, требовавших от сотрудников информацию об успеваемости детей. Моральную ответственность за образовательный результат педагоги должны разделить с родителями учеников.

«Надо учить работать!» – звучит не как приказ, а как приглашение разделить дело жизни человека власти. Людей не хватает. Для настоящих дел. Для будущих. Через желание сделать образование округа трамплином в будущее проходит задача номер один – положение учителя. Человека, связывающего культурные традиции и амбиции нового времени. Строят жилье, повышают доход, разрабатывают специальные программы. С 1 сентября регион переходит на новую систему оплаты труда, позволяющую оставаться в школе молодым учителям. Стимулирующая доля существенно повлияет на размер заработной платы тех, кто неравнодушен к своему делу.

Таких, например, как Алла Грибцова, директор Департамента образования и науки округа. Она уверена: учителя года России и учителя Югры встречаются не в последний раз. Для того чтобы образы будущего России в 2020 году не остались на бумаге, особое внимание сегодня надо уделить учителям, способствовать поиску ими своей, авторской, позиции. Модернизация начинается у стола учителя, там же она может и закончиться… Это в Югре отлично понимают.

Фото Сергея БУКИНИЧА, Андрея УСПЕНСКОГО и из архива пресс-службы Департамента образования

и науки ХМАО – Югры

Русская традиция в хантыйской глубинке. Вкусно!

На уроке истории у Елены Максимовой

Сходить на берег по трапу не всегда просто

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте