search
main
0

Триста таблеток – это слишком! Здравый смысл поможет заметить ошибку

Никаких принципиальных изменений в содержании ЕГЭ по математике 2014 года по сравнению с предыдущим годом не произошло. Экзамен по-прежнему делится на две части.

Ч​асть В, в которой 10 задач проверяют уровень знаний по математике, необходимый и в жизни, и в профессии каждому человеку. Эти 10 заданий и составляют часть 1. И еще 5 задач из части В предназначены в большей степени для тех, кто планирует использовать математику в своей профессиональной деятельности. Эти 5 задач вместе с задачами части С составляют часть 2.Часть С состоит из 6 задач, для которых нужно записать полное решение. Эта часть рассчитана на тех, кто имеет неплохие знания по математике и хочет продемонстрировать их на экзамене для поступления в вуз. Теперь о некоторых новых нюансах. Небольшое, но важное изменение связано с количеством арифметических задач, направленных на решение практической жизненной ситуации – посчитать сдачу в магазине, определить, когда в пункт назначения прибудет поезд, вычислить, сколько таблеток нужно развести в бутылочке шестимесячному ребенку. Теперь таких задач две – В1 и В2. Умение их решать помогает не просто формально выучить математические правила и научиться производить действия, но и уметь применять их в простейших жизненных ситуациях. Конечно, в этих задачах, как и во всех остальных, важно правильно прочитать условие, чтобы дать именно тот ответ, какой требуется в условии задачи. Нужно безошибочно произвести пускай и несложные выкладки, проявить внимательность. Надо помнить, что все практические задачи на ЕГЭ – это задачи, числовые данные в которых абсолютно соответствуют реалиям жизни. Здравый смысл поможет увидеть ошибочность ответа в таких задачах. Если получилось, что шестимесячному ребенку нужно развести в бутылочке 3 тысячи таблеток, остановитесь и задумайтесь, наверняка неверно прочитано или понято условие задачи или просто ошибка в вычислениях. Небольшие изменения по сравнению с прошлым годом произошли и в части С. Там уже несколько лет присутствует задание по планиметрии. Это задание С4, в котором в последние годы нужно было полностью исследовать обычную геометрическую конструкцию, найти все возможные случаи расположения имеющихся геометрических фигур. С этого года задача С4, сохранив свою планиметрическую суть, проверяя то же содержание, несколько уточнила проверяемый акцент, а именно: задание теперь разделено на две части: пункт а и пункт б. Пункт а – это доказательство не очень сложного факта, связанного с предъявленной геометрической конструкцией, которая иногда может помочь при решении второго пункта. Во втором пункте нужно полностью решить геометрическую задачу, найдя то или иное значение геометрической величины.Остальные задания по сути своей не изменились. Но я напомню, что задачи, приведенные в демонстрационной версии ЕГЭ, – всего лишь примеры тех заданий, которые могут быть на реальном экзамене. В любом случае полезно прорешать задания из открытого банка (бесплатно), где есть все прототипы и типы заданий ЕГЭ по математике.Более сложные задания части С, которые проверяют умение найти решение иногда даже в необычной ситуации, пока не входят в открытый банк, но подробное описание аналогичных задач присутствует в спецификации ЕГЭ.Теперь подробнее о заданиях части С.Задание С1 – это задача на решение уравнения, пункт б этого задания посвящен выбору корней на том или ином промежутке. При этом само уравнение может быть как тригонометрическим, так и логарифмическим, или рациональным, или каким-то другим уравнением, изученным в школе.Задание С2 – задание по стереометрии. Хочу обратить внимание, что мы рекомендуем решать его обычными геометрическими методами. Правильное решение этой задачи методом координат (вполне допустимый в математике метод) с получением верного ответа  получит полный балл. Однако выполнение этого задания методом координат зачастую связано с достаточно сложными и длинными алгебраическими преобразованиями и выкладками. Шанс ошибиться в такой выкладке достаточно высок. Многие ребята, выбирая метод координат, не доводят решение до конца, по дороге допуская арифметические или алгебраические ошибки. В этом случае решение оценивается в 0 баллов. При выборе геометрического пути решения (по сути, сводя задачу к планиметрической, когда уже достаточно на плоскости найти геометрические величины) даже с вычислительной ошибкой в решении планиметрической задачи может быть получен 1 балл из 2.Задание С3 посвящено решению системы двух неравенств. Решение каждого из них по отдельности оценивается в 1 балл. За правильное решение обоих неравенств при правильном пересечении полученных множеств выставляется максимальный балл – 3.Про задание С4 я уже рассказал раньше, это задание по планиметрии. Оценивается из 3 баллов: пункт а – доказательство – 1 балл, пункт б – 2 балла.Задача С5 не поменялась. Это задание с параметром. Здесь либо функциональный сюжет, либо геометрический. Задание достаточно традиционное, но требует высокой математической культуры и внимательности.Сохранило свою суть и задание С6. Оно позволяет участнику экзамена продемонстрировать нестандартное мышление и то, насколько весь курс математики в целом сформировал умение находить решение необычной задачи. Отмечу, что при решении задачи С6 не требуется никаких так называемых олимпиадных методов, выходящих за курс школьной программы (хотя С6 иногда называют олимпиадным). По сути, тут действительно главное – мышление, но в отличие от большинства задач многих олимпиад здесь не требуется ничего выходящего за рамки школьной программы.Я очень советую выпускникам при подготовке к школьным экзаменам потренироваться и оценить необходимое время, чтобы в первую очередь успешно выполнить и проверить те задачи, в которых уверены, не допустить ошибок и получить полный балл. И только оставшееся после этого время советую спланировать на выполнение задач, в которых не столь уверены, но можно попытаться и за них получить соответствующий балл.Критерии проверки части С, напомню, сформированы на «проверку в плюс», то есть какой бы путь решения ни избрал участник экзамена, эксперт ориентирован в первую очередь на нахождение содержательных достижений, а не снижение оценки за допущенные ошибки.Удачи на экзамене!Иван ЯЩЕНКО, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математикеNB! Рособрнадзор подготовил видеоконсультации экспертов по всем предметам ЕГЭ. Смотрите их по адресу http://www.youtube.com/user/RosObrNadzor

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте