XX век – один из сложнейших и драматичных периодов развития нашей страны. Кризис самодержавия, революции, Великая Отечественная война, призрачная стабильность «застоя», «перестройка», победа демократии, создание нового государственного строя, экономические реформы – вот далеко не полная цепь ключевых моментов истории, через которые пришлось пройти нашему народу. Событиям XX века посвящены сотни исторических трудов, научных статей, множество романов, фильмов, газетных публикаций. Палитра взглядов историков на них подчас напоминает абстрактную живопись. Как рассказать обо всем этом школьникам за сорок часов, отведенных на историю в 11 классе базисным учебным планом, чтобы при этом историческая картина в сознании ученика получила реальные очертания? Без учебника, который был бы опорой на уроке и незаменимым подспорьем при подготовке к экзамену, это практически невозможно.
Авторы учебного пособия «История России. XX – начало XХI века» – профессиональные историки, доктора наук, профессоры, Александр Федотович Киселев и Василий Петрович Попов, – использовали в работе над ним свои многолетние исследования истории России, свой опыт преподавания в Московском государственном педагогическом университете (МПГУ). В результате им удалось создать оригинальную книгу, которая будет интересна не только учащимся, но и всем, кто интересуется современной историей.
Как ни удивительно, при сравнительно небольшом объеме учебник получился довольно емким по своему содержанию. Авторы старались не перегружать книгу фактическим материалом, но давать только те даты, называть те имена или приводить те цифры, которые подтверждают или иллюстрируют в той или иной мере авторскую позицию. Так, например, характеризуя политику Л.И. Брежнева, авторы учебника пишут: «В отличие от своих предшественников Сталина и Хрущева Брежнев устранял конкурентов без серьезных конфликтов, репрессий и даже без публичного поношения. Он полагал, что поскольку при Сталине население боялось репрессий, а при Хрущеве – реорганизаций и перестановок, то народ не был уверен в завтрашнем дне, а поэтому свою задачу на посту руководителя страны он обозначил как «обеспечение спокойной жизни для советских людей». Ученые приводят несколько фраз, которые позволяют школьникам вспомнить и сопоставить три исторических периода в истории СССР: эпохи правления Сталина, Хрущева и Брежнева.
В своем учебнике авторы попытались решить и еще одну непростую задачу: показать, как менялись мнения историков на многие события XX века, из чего они складывались, от чего зависели. Исследователи во многих главах приводят краткие историографические экскурсы, которые дают школьникам представление о сути важнейших исторических дискуссий по таким вопросам, как революция 1917 г., истоки Победы советского народа в Великой Отечественной войне и др. Свои выводы авторы подкрепляют ссылками на новые, ранее не использовавшиеся в учебниках документы. Это и воспоминания эмигрантов, и выдержки из книг западных историков, и свежие мемуары «отцов современной демократии». Многие из этих документов авторы отыскали вместе со своими коллегами из МПГУ и оформили в хрестоматию, по которой в университете работают со студентами-историками.
Но авторы не только приводят различные мнения историков, касающиеся множества спорных вопросов в истории советского периода, таких как роль Сталина, реформы Ельцина и т.д. Они дают и свои оценки, но при этом, как пояснил А.Ф.Киселев: «Мы старались избегать крайних оценок и хотели показать школьникам всю трагедию и высоту той исторической судьбы, которую пришлось пережить многонациональной России в этот период, и не только России, но и всему миру. В ХХ веке мир жил между двумя мировыми войнами, он потрясался революциями. Но мы показали, что и в самые тяжелые времена в истории нашей страны всегда находилось место свету творчества, нравственности, служению своему Отечеству».
Современность, ставшая историей
Поскольку учебник освещает события вплоть до 2007 года, в нем, естественно, дается характеристика и эпохам Ельцина и Путина. Эта глава учебника, по мнению авторов, будет особенно интересна школьникам, которым большинство событий этих лет хорошо известны не по книжкам. Так, в учебнике подробно рассказывается об этапах «приватизации» как о процессе перехода государственной собственности в частные руки. «Приватизация способствовала перераспределению национальных богатств в пользу немногочисленного слоя состоятельных людей, наживших свои капиталы в условиях быстрого перехода к рынку. По данным Российской академии наук, к концу 1993 г. слой богатых в стране составлял 3-5%, среднеобеспеченных 13-15%. Остальные находились за чертой бедности», – пишут авторы учебника. Умение просто и точно говорить о вещах, казалось бы, запутанных и сложных – еще одна отличительная черта данной книги. С ее помощью и не искушенный в экономике и финансах человек легко разберется в особенностях денежных или каких-либо других экономических реформ именно потому, что авторы умеют ясно излагать суть дела благодаря большому преподавательскому опыту.
Так же четко в учебнике рассматривается и время правления В.В. Путина. В основу оценки деятельности нынешнего президента историки положили проблему государственности. Авторы учебника показывают, как В.В. Путин последовательно решал задачу укрепления российского государства, как менялось отношение к новой России за рубежом. В то же время авторы не скрывают и того, что в современной России есть множество проблем, которые ждут своего решения. «Дети же видят сами эти проблемы, – говорит А.Ф. Киселев, – поэтому замалчивать их значило бы лукавить, в то время как мы стремились быть откровенными и излагать наше субъективное восприятие объективных событий». Думается, что не только школьники, прочитав исторический анализ событий нескольких последних десятилетий, могут открыть для себя в нем много интересного. Экскурс в недавнее прошлое помогает последовательно вспомнить прошедшие события, увидеть логику их развития и, может, исходя из этого, ответить для себя на сложный вопрос: чего же нам ждать в будущем?
Простой и понятный язык, которым авторы говорят с читателем, глубокий анализ событий – лучшее свидетельство того, что все, о чем говорится в книге, написано не вдруг, это вынашивалось и проверялось годами работы. Рассказывая о работе над своим учебником, А.Ф. Киселев вспомнил одну историю, которая случилась с художником В.А. Васнецовым. Как-то художник писал портрет одного богатого купца и закончил работу за 45 минут. Когда же закончил, сказал: «С вас 500 рублей». «500 рублей за 45 минут?!» – возмутился купец. «Да, – подтвердил художник, – 45 минут и вся моя жизнь»… Так же можно сказать и об учебнике А.Ф. Киселева и В.П. Попова: историки вложили в него всю свою профессиональную жизнь, – и, безусловно, их труд не останется незамеченным.
Представить и понять
При создании учебника серьезное внимание было уделено методическому аппарату, который разработал кандидат исторических наук В.А.Клоков. Для учителя главное – не просто объяснить ход исторических событий, донести необходимый фактический материал – важно научить школьников думать, анализировать, уметь делать выводы. Поэтому в каждой теме учебника предлагаются разнообразные задания различного уровня сложности, связанные с работой над документами, анализом событий, сопоставлением фактов, предлагаются вопросы на знание и понимание изученного материала и т.д.
Обращает на себя внимание оригинальный и тщательно проработанный иллюстративный ряд учебника. Большинство иллюстраций – это фотографии, которые помогут учащимся представить атмосферу, события, людей времени, о котором идет речь. Многие фото («Продотряд перед отправкой в деревню. 1918 г.», «Бывшие граждане СССР в форме вермахта», «У Белого дома в дни политического кризиса. Октябрь 1993 г.» и др.) сюжетны, и могут служить своего рода историческим документом, который поможет и лучше понять историю, представить, как это было, составить свое мнение. Важно и то, что иллюстрации не повторяют тот материал, который уже знаком ученикам по учебникам первого концентра.
Украшают учебник две цветные вкладки, наполненные оригинальным содержанием. На одной вкладке отражена история страны в геральдических символах и флагах, показано плакатное искусство и разные направления в живописи ХХ века. На другой вкладке – карты, которые содержат много новаций. Они удачны с точки зрения дизайна, в их содержание внесено немало дополнений по сравнению с издававшимися ранее аналогичными учебниками. Например, на карте «Советский Союз в 1945-91 гг.» отмечены места межнациональных конфликтов, показаны точки, связанные с запуском космических аппаратов и испытанием ядерного оружия, отражены события, связанные с вооруженными конфликтами с КНР в 1969 г. и др. Эта карта может «работать» на многих уроках.
В конце книги есть словарь исторических терминов, хронологическая таблица, а также список дополнительной литературы, которая поможет школьникам подготовить интересные доклады, написать рефераты, выполнить другие творческие работы.
Комментарии