search
main
0

Триллион. Рубеж перейден. Что дальше?

Коллегия Министерства образования и науки РФ на своем очередном заседании подвела итоги исполнения федерального бюджета отрасли за 2006 год и определила задачи на 2007-й. Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, расходы на образование консолидированных бюджетов регионов и муниципалитетов в 2006 году, по предварительным данным Минфина РФ, составили 815 миллиардов рублей. Если добавить к этому 200 миллиардов федерального бюджета, то это означает, что впервые за многие годы расходы на образование превысили триллион, и по уровню финансирования образование вопреки расхожему мнению далеко позади оставило и здравоохранение, и оборону, и правоохранительные органы. «Конечно, на все денег не хватает, конечно, нужно добиваться дополнительного финансирования, – отметил Фурсенко, – но при этом надо понимать, что темпы роста бюджета образования увеличиваются».

Что это увеличение дает работникам образования? Министр ознакомил членов коллегии с размером средней зарплаты в отрасли: в 2006 году она составила семь тысяч рублей. «Темпы роста зарплаты заметны. Это происходит не за счет всех остальных статей, потому что рост идет и по другим статьям. Конечно, и этого недостаточно, – сделал вывод министр, – и мы понимаем, что и в образовании, и в науке нужно ставить перед собой амбициозные задачи по повышению зарплаты и добиваться их решения». Тут же Андрей Фурсенко с сожалением отметил, что часто деньги не осваиваются, поскольку система образования и науки не всегда жестко следует установленным процедурам. «Их бессмысленно критиковать, они есть, к ним нужно приспособиться и работать по этим процедурам, – призвал министр. – В рамках напроекта практически все университеты-победители сумели потратить выделенные 5 миллиардов рублей на 100 процентов. В основном деньги пошли на приобретение научного оборудования. Инновационные школы вышли на 95-процентное расходование грантов. Проблемы остались только в Татарстане и в Москве. Поставки школьных автобусов в регионы выполнены на 100 процентов. Оборудование не поставлено только в химические и биологические классы, но бюджетом предусмотрено резервирование средств для того, чтобы мы смогли оплатить это оборудование и в 2007 году. У нас до недавнего времени всегда звучал плач производителей насчет того, что не можем дать заказ на изготовление оборудования. Мы такой заказ в 2006 году дали, и выяснилось, что производители не успевают сделать все к сроку. Никто не был готов к такому росту заказов, и, судя по проектировкам на 2007-2009 годы, эти тенденции будут сохраняться. Наша задача – обеспечить в полной мере реализацию тех возможностей, которые у нас появились. Интернет подключен с опережением к 23 тысячам школ. То есть реально, несмотря на все сложности, почти все обязательства по нацпроекту выполнены».

Бюджет-2006 был первым в череде трех бюджетов, принятых после 2005 года. Особенностей его исполнения несколько. Во-первых, новый порядок применения бюджетной классификации, введенный приказом Минфина РФ. Изменившиеся формы бюджетирования заставили пройти финансистов Минобрнауки РФ через немалые муки с марта по ноябрь 2006 года, когда им приходилось искать ответы на множество новых вопросов, особенно в конце года, поскольку новые формы связаны с появлением новых методик, среди которых методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. Во-вторых, участие министерства в эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, серьезно изменило практику его работы. Об этом весьма обстоятельно рассказал членам коллегии Бронислав Шкатов, заместитель директора Департамента прогнозирования и организации бюджетного процесса Минобрнауки РФ. В 2006 году министерство выполняло приоритетный национальный проект «Образование». Это оказалось нелегким делом, например, в бюджетную роспись Рособразования в течение года было внесено 16 изменений, в том числе по виду расходов «Субсидии бюджетам субъектов РФ на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство» и «Внедрение современных образовательных технологий». Изменение росписи существенно осложняло своевременное освоение средств.

В минувшем году Минобрнауки РФ показывало пример отрасли, участвуя в различных конкурсах и побеждая в них, что означало выделение дополнительного финансирования. По результатам эксперимента, проведенного при формировании бюджета на 2007 год, министерству было выделено дополнительное бюджетное финансирование на мероприятия по повышению качества планирования целей, задач и результатов деятельности, по расширению сферы применения методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, по совершенствованию распределения ассигнований между подведомственными органами и учреждениями с учетом результатов их деятельности, оптимизации бюджетной сети и повышению качества управления бюджетными средствами, по повышению качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в установленной сфере деятельности. Такие успехи министерства и его департаментов стали для некоторых членов коллегии и приглашенных откровением.

Итак, исполнение бюджета 2006 года составило 98,2 процента. По двум позициям – «Инвестиции» и «Прочие расходы» – деньги потрачены на 100 процентов, по разделу «Наука» – на 99,9. Существенное отставание имеет только раздел «Образование» – 97,4 процента, что не может не настораживать. Слишком дорого даются бои на подступах к бюджетам, чтобы потом на счетах оставались неосвоенные государственные средства. «Министерство на стадии защиты бюджетных проектировок отстаивает каждый рубль, – отметил Бронислав Шкатов, – поэтому обидно, что некоторые суммы бюджетных средств, особенно в конце года, оказываются неиспользованными должным образом».

Почему возникают эти остатки? Отчасти из-за несвоевременного проведения конкурсов и заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Так произошло в 2006 году со средствами, выделенными на конкурс инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование»: на счетах Рособразования остались неистраченными 3,6 миллиарда рублей, которые будут освоены в 2007 году. Отчасти остатки образуются в результате нарушения сроков и условий договоров поставщиками и исполнителями работ и услуг по госзаказам. Особенно часто такие ситуации возникают при поставках оборудования.

В 2007 году продолжится работа по реализации нацпроекта «Образование», поэтому особое внимание при планировании перспективного финансового плана и федерального бюджета было уделено ему. На реализацию проекта в 2007 году будет выделено из федерального бюджета 48 миллиардов 891,5 миллиона рублей, что на 19,6 миллиарда больше, чем в 2006 году. Практически по всем направлениям нацпроекта предусматривается паритетное финансирование федерального и региональных бюджетов, поэтому в целом объем выделенных средств составит 94 миллиарда рублей (плюс почти 4 миллиарда рублей неиспользованных остатков бюджетных средств за 2006 год). Столь внушительное финансирование нацпроекта существенным образом увеличило общий объем средств, выделенных системе образования на 2007 год. Главное, что в текстовых статьях 60 и 84 Закона о бюджете на 2007 год удалось при поддержке Правительства РФ прописать такое увеличение объема финансирования ПНПО.

Расходы федерального бюджета на 2007 год по разделу «Образование» формировались исходя из требований ФЗ №3266 от 10 июля 1992 года и составят 5,1 процента по отношению к расходной части федерального бюджета и 0,89 процента по отношению к ВВП.

Общий объем финансирования из федерального бюджета по субъекту бюджетного планирования Минобрнауки РФ в 2007 году составит в целом 281,1 миллиарда рублей (рост по отношению к 2006 году – 137,5 процента).

При защите бюджета на 2007 год Минобрнауки РФ как объекту бюджетного планирования удалось получить дополнительное финансирование сверх предельных объемов в размере 52 миллиардов рублей. Солидные деньги предусмотрены, в частности, на капитальный ремонт и на реконструкцию зданий центрального аппарата Минобрнауки РФ. По Рособразованию дополнительное финансирование пойдет:

на повышение размеров стипендии в 1,5 раза с 1 сентября 2007 года (2 миллиарда 736,3 миллиона рублей);

на проведение капитального ремонта студенческих общежитий и зданий, находящихся в аварийном состоянии (2,4 миллиарда рублей);

на материальное обеспечение детей-сирот в образовательных учреждениях вещевым довольствием и учебной литературой (1 миллиард 575,2 миллиона рублей).

С 2007 года введено существенное новшество: Рособразование будет главным распорядителем бюджетных средств по реализации четырех направлений демографической политики:

обеспечение ежемесячных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, повышенных до 4 тысяч рублей в месяц;

выплата заработной платы приемному родителю до 2500 рублей в месяц;

стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью в виде единовременного пособия в сумме 8 тысяч рублей;

компенсация затрат на дошкольное воспитание, предусматривающая для первого ребенка – 20 процентов, для второго – 50, для третьего – 70 процентов от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения.

Финансирование по всем этим направлениям будет вестись с января 2007 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте