search
main
0

Тридцать три богатыря,. или Школьный урок как прогностическая гуманитарная технология

В ушедшем учебном году был очередной конкурс «Учитель года Москвы». Мы о нем писали довольно много, но не было, пожалуй, главного – обстоятельного анализа драматургии конкурса, который мы предлагаем сегодня.

Время действия: конец марта 2011 г. Место действия: Московский городской Дом учителя на Кузнецком мосту. Драматургия действия: финал профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2011». Формы действия: демонстрационные уроки и мастер-классы.Конкурсный урок… Именно по тому, как учитель проводит урок, можно судить и об общем уровне профессионализма, предметной, методической подготовке, и о профессиональном потенциале конкретного педагога, его творческих возможностях. Профессиональный конкурс как активная включенная форма управленческой диагностики, своего рода профессиональной аттестации учителя позволяет увидеть качество современного урока как основной формы организации образовательного процесса и деятельности учителя.К уроку на конкурсе учитель готовится более, чем обычно. Здесь он находится в ситуации соревновательной, мобилизующей ум и чувство. Она вынуждает многократно «просеивать» через анализ собственный опыт, определяя его самую яркую изюминку, быть открытым и восприимчивым к чужому опыту, сравнивать свои достижения с успехами коллег. В этом случае конкурс выступает как деятельностная форма повышения квалификации.В уроке отдельного учителя проявляется педагогический стиль образовательного учреждения в целом. Урок отдельного педагога – это и результат систематической работы методической службы школы, округа, города. В уроке можно на практике, в действии увидеть, как реализуется в жизни стратегическое представление о содержании образования, методическом обеспечении, технической «начинке» образовательного процесса. Наблюдение за уроком с этой точки зрения раскрывает его инновационное содержание, степень оригинальности и новизны конкретных педагогических находок. В таких условиях конкурс – способ развития образования, форма инновационной деятельности.Школьный урок – зеркало культуры. Если хотите, урок – это своеобразная картина мира нации, модель образа жизни, в который педагог вводит молодого человека. Что мы наследуем из прошлого? Величайшие трагедии или величайшие победы? Почему, научившись возводить мосты, мы не разучились наталкиваться на стены? Зачем так ожесточенно боремся с врагами, если главные победы одерживаем над собой? Кто определяет ход истории: несгибаемые лидеры или негаснущие звезды? Что ждет человека впереди: покорение космоса или крушение надежд? Неужели люди способны уничтожить мир или они все же научатся относиться к нему бережно? Спасет ли мир красота?.. Такими вопросами предварила свой конкурсный урок учитель истории и обществознания О.Донская. Урок становится для познающего человека инструментом открытия и творения будущего, а конкурс – коллективным прогностическим педагогическим исследованием.На языке прогностики конкурс реализует «дерево целей», отраженных в схеме «Урок как прогностическая гуманитарная технология». Я назвал, на мой взгляд, наиболее существенные из них, но могут быть выявлены и другие. «Дерево целей» позволяет определить приоритеты и внутреннюю связь между основными целевыми функциями конкурса.Легенда театра и кино народный артист СССР В.Зельдин (все знают его роль в кинофильме «Свинарка и пастух») рассказал в своих воспоминаниях такой случай: «Однажды… мы играли спектакль в Парке культуры и отдыха им. М.Горького. Сыграли при полном безмолвии зала и… провалились. Играли вроде бы как обычно. Не сразу поняли, в чем дело. Но играли на воздухе, на летней эстраде, в «ракушке». Это обстоятельство и оказалось решающим. Наверное, если бы мы играли современную пьесу, а не костюмную, бытовую, романтическую, то провала бы не произошло. А мы, разодетые испанскими грандами, на фоне современного «урбанистического» пейзажа выглядели, наверное, либо как инопланетяне, либо как люди в маскарадных костюмах. С этими вылазками на пленэр театр должен быть очень осторожен. Этот шаг, по-моему, всегда чреват неожиданностями… на фоне реального пейзажа условность театра выглядела, если так можно выразиться, еще условнее. В театре часто шутят: невозможно переиграть кошку или ребенка – так они органичны. Видимо, и с Природой то же самое. Она столь безусловна и естественна (даже если некрасива), что театр с его условностью, привычной в нормальной театральной «коробке», специальном театральном здании, при специальном освещении, попав в естественную среду, выглядит… декорацией, какой-то потемкинской деревней. Блекнет, тускнеет, а то и совершенно разрушает свою собственную иллюзию. Это все равно что делать фокус, тут же раскрывая его секрет. Или рассказывать «бородатый» анекдот тем, кто его давно знает…».Урок – модель реальности, но тоже условность. Уроком так же, как спектаклем, надо оказать воздействие, оставить впечатление. Урок проходит в «коробке» классной комнаты. Урок имеет своего сценариста и режиссера (в лице учителя, актеров) и одновременно зрителей (в лице учеников). Только, пожалуй, урок не может создавать иллюзии. Наоборот, он должен стремиться к естественной среде жизни, искать с ней общие сюжеты и линии развития, преодолевая своим широким содержанием кабинетную условность, в пространстве которой, как правило, проходит. Глубина прогностического содержания урока зависит от характера его связи с естественной средой обитания человека, то есть с обществом, общественными отношениями в их определенном состоянии и динамике изменений, теми болевыми точками, которые предстоит преодолеть человеку на его жизненном пути. Первая дружба и первое предательство, взаимопомощь и подлость, ссора одинаково любимых отца и матери, столкновение с несправедливостью, жестокостью и цинизмом в разных формах, бессилие перед сильными мира сего, выбор между успехом и совестью, профессиональная карьера и материальный достаток, невостребованность, бедность, самореализация – все, с чем каждый человек обязательно столкнется в жизни (своей собственной, личной жизни!) и по причине чего потратит свой невосполнимый ресурс: жизненные силы и жизненное время. «Жизнь человеку дается только один раз. Только один раз промелькнет для него этот маленький проблеск времени между двумя вечностями; вторично жить нам никогда более не придется», – заметил великий шотландец Томас Карлейль. Педагог не должен оказаться на месте умных и талантливых мастеров сцены, которые заигрались в гениальной пьесе и упустили… жизненную среду. Ему надо найти средства научить человека бережному отношению к своим жизненным ресурсам, эффективному распоряжению ими на жизненном пути.Наблюдая за финальными уроками и мастер-классами конкурса «Учитель года Москвы-2011», я попробовал определить в представленном коллективном опыте участников проявившиеся основные тенденции в развитии урока как прогностической гуманитарной технологии, особенности его содержания и организации.От предметной структуры знаний – к межпредметным связям и от межпредметных связей – к метапредметности. Универсализация содержания образования. Термин «метапредмет» внедрен в педагогический лексикон сравнительно недавно. Можно предположить, что обозначаемая им область содержания образования – нечто более абстрактное, чем межпредметные связи. «Мета» – то, что имеет отношение к первоосновам, например метафизика – то, что «после физики». Тенденция к первоосновам, к универсализации предметного знания нашла практическое отражение в конкурсных уроках. Такова была, например, тема урока учителя английского языка Е.Корневой. Для автора метапредметность имеет деятельностный характер и выражается в освоении школьниками таких познавательных умений: постановка познавательной цели, сбор и отбор информации, ее систематизация, формулирование вывода. Учитель математики Х.Гонсалес-Ушаков предложил пересмотреть роль и значение ошибки в деятельности, изменить к ней отношение: вместо того чтобы переживать по поводу ошибки, использовать ее как источник развития, как сигнал о несовершенстве способа деятельности, для понимания исходной причины и создания нового способа деятельности. Предлагаемый метод работы над ошибкой: осознание трудности – осмысление – деятельность – рефлексия – формулирование нового способа. В подходе учителя химии Я.Попова был осуществлен поиск (исследование) универсальных знаниевых моделей – знаков и символов, выполняющих в процессе познания различные функции, в числе которых автором специально рассмотрена взаимообратная связь конкретного и абстрактного. Учитель информатики И.Дементьев выбрал метапредметность предметом специального анализа: там, где не просто стыкуются предметные знания (это межпредметность), а где при их пересечении генерируется новое знание. Попытку анализа метапредметности предпринял учитель физики С.Канов. Учитель начальных классов М.Силина рассматривает пропедевтический предмет «Окружающий мир» как подготовительный к изучению многих предметов (на примере темы коллекций и игрушек). Каков здесь жизненный смысл? Когда формально в условиях предметной структуры содержания образования преобладает частнонаучное знание, мы обречены на такие педагогические трудности:- не хватает учебного времени на «освоение» учебного материала – и не хватит никогда, потому что объем научных фактов бесконечен и обманчиво важным кажется все (ведь каждый педагог считает свой предмет самым важным!);- фактическая профессионализация начинается как минимум с 5-го класса (каждый предмет соответствует своим профессиям) – над реальным же профессиональным выбором человек задумается только лет через 5-6, на нынешнем же этапе главное – развитие общих способностей;- мир современных профессий динамичен, профессии группируются и динамично перегруппировываются, проникают друг в друга, изменяют свое содержание – и происходит это не по тому принципу, по которому построены школьные предметы, что неизбежно приводит школьное содержание образования в противоречие с жизнью.Тенденция к универсализации знания оправданна. Однако по урокам финалистов видно, что метапредметность строится по различным педагогическим сюжетам. Она не имеет ясных границ для своего содержания, как их не имеют названия сетевых розничных магазинов типа супермаркет, гипермаркет или мегамаркет. Каков же характер этой «первоосновы»? Чем именно оперировать педагогу? Каковы критерии? Полагаю более продуктивным обращение к науковедческому подходу, к анализу структуры научного знания (а в основе современного содержания образования находится именно научная картина мира). «Большая наука» имеет внутренние механизмы для преодоления предметной ограниченности, вводя последовательные и взаимосвязанные функции, уровни научного знания: от рефлексивной до прогностической. Каждой функции научного знания соответствует определенный его уровень, например, описательной функции соответствует фактологический уровень (сбор, описание, первичная систематизация фактов), объяснительной – научные теории, нормативной – методология познания, прогностической – прогнозы. Уровни научного знания взаимосвязаны. Названия уровней и функций могут несущественно различаться, но принцип един. Например, понятие «проблема» относится к методологическому уровню, сбор, описание, систематизация фактов осуществляются субъектом познания не вообще, а для решения проблемы. Функции и уровни ясно описаны применительно к основным наукам, вполне инструментальны (разработаны, чтобы ими оперировать), достаточно полно отражают универсальные первоосновы и для этого, собственно говоря, предназначены, а нужда заключается в их целесообразном педагогическом освоении и интерпретации.Современное предметное содержание образования закладывалось в эпоху научно-технической революции – нам же говорят, что Россия стоит перед задачей модернизации. Но это разные эпохи! Я по своей наивности полагал, что задачи модернизации решались в России естественно-исторически после отмены крепостного права (развитие капитализма) и особенно интенсивно в период советской индустриализации, когда ежедневно (!) вводился в строй новый завод. В 90-е годы под лозунгом «постиндустриального общества» и «цивилизации сферы услуг» произошла фактическая деиндустриализация и под лозунгом «глобализации» «сдан» для зарубежных производителей внутренний рынок как основной источник накоплений. Каков же характер нынешней модернизации? Где ее материальные источники? Каковы ее практические основания? Сколько и каких перспективных рабочих мест будет создано, например, на территории ее флагмана технополиса Сколково, хотя бы для школьников и студентов соседних городских территорий, Западного и Северо-Западного округов Москвы, а также Одинцовского района Подмосковья? С педагогической точки зрения это означает неопределенность жизненной стратегии человека, откладывание выбора приоритетов «по мере созревания вопроса», а значит, необходимость именно универсальных способностей, ценность которых долгосрочна, и изменение удельного веса частнонаучных знаний – их самоценность снижается, но растет роль как «площадки» для отработки универсальных способностей. Таким образом, тренд универсализации содержания образования в том или ином виде нашел практическое, устойчивое, ясное отражение в уроках многих финалистов.Научный анализ как ведущий элемент содержания образования. Научный анализ находит свое выражение в различных аспектах, но, пожалуй, наиболее существенное – в применении автором методологического аппарата исследования или его ведущих элементов. Для педагога это означает освоение методологического аппарата и обучение школьников его основам. Учитель биологии Е.Садовникова показала категории анализа и синтеза как универсальные для прояснения и решения проблемы, ситуации, явления.Процесс мышления от анализа к синтезу представлен автором следующим образом: жизненная проблемная ситуация – анализ ее на составляющие – их сравнение – синтез – решение. Учитель истории Н.Мохова продемонстрировала обучение школьников способу, алгоритму работы с информацией, а именно работе над теоретическим понятием: апелляция к жизненному, житейскому опыту учащихся – выделение признаков понятия – применение признаков к фактам – сравнение – квалификация исторического явления (определение его места и роли в истории). Обращает внимание то, что этот способ применим в иных жизненных ситуациях.Каков жизненный смысл в таком научном подходе? Жизненный путь человека можно представить в виде непрерывной череды жизненных ситуаций. Ему необходимо уметь проанализировать их корректно, адекватным способом, а не по логике «мне кажется» или путем проб и ошибок.Актуальная, значимая жизненная ситуация как элемент содержания образования. В демонстрационных занятиях и мастер-классах налицо было обращение педагога к жизненным ситуациям, носившим житейский, но не бытовой характер. Учитель биологии Е.Садовникова сделала предметом и биологического, и педагогического анализа собственные анализы на кровь – почти как классический естествоиспытатель периода научной революции! Учитель обществознания М.Иванцов сформулировал характерные признаки современной семьи, опираясь на личный жизненный опыт участников фокус-группы. Учитель экономики В.Старостин обучал секретам экономической грамотности при взятии потребительского кредита (кейс-метод). Анализу своего поведения при взятии потребительского кредита, предупреждая легкомысленное отношение, посвящен мастер-класс учителя экономики О.Гончаровой. Учитель географии В.Ломакин с помощью географических методов организовал непосредственное изучение фокус-группой зала, в котором проходил финал. Учитель начальных классов М.Силина показала важность опоры учителя на личный внутренний интерес школьников, например коллекционирование различных предметов, от чего педагогу можно оттолкнуться.Категория повседневности заняла достойное место в социальном познании благодаря «реабилитации» в трудах И.Забелина, Л.Карсавина, наконец, французской исторической школы «Анналов» (после их возвращения в историографический оборот в 80-90-е гг.). Обращение к повседневному жизненному опыту учащихся для активизации их внимания, мобилизации жизненного опыта проявляется как распространенная педагогическая тенденция.Опора на настроение, эмоциональное переживание, чувство, телесную память. В создании своеобразной ассоциации-опоры в помощь учащимся проявляется интересный признак современного урока. Учитель русского языка и литературы Е.Храпченкова с фокус-группой создали коллаж о Есенине, визуализируя поэтические смыслы, настроение лирического героя. Отвечая на вопросы жюри, автор отметила, что однажды дети «связали» из ниток Петербург – получился «вязаный Петербург». Учитель русского языка и литературы Е.Лебедева на примере стихотворения В.Высоцкого (приведенное без знаков препинания; задание – проставить их так, как вы чувствуете, прочесть вслух) раскрыла роль знаков препинания как выразителей чувства и мысли человека, языковой картины мира народа. Учитель начальных классов Е.Зайцева показала метод творческого комментирования текста на основе ассоциаций. Очень близко к этому тезису стоит активное использование педагогами метода ассоциативного мышления, размышления по аналогии, языковой догадки, особенно ярко показанных на уроках иностранного языка: как английского – в группе, где английским владеют многие (учитель английского языка Ю.Брагина), так и в «немых» группах, где французским и немецким не владеет никто (учитель французского языка Е.Ерохин, учитель немецкого языка Ю.Колерова). Учитель информатики Т.Громова разработала «алгоритмическую гимнастику»: для лучшего запоминания изучаемые операции на компьютере соединяются с придуманными соответствующими простыми физическими движениями рук, их последовательностью. Учитель изобразительного искусства Е.Фартышева построила работу на ассоциациях, в частности, продемонстрировав интересный прием: переход от размытого ассоциативного изображения своего настроения – к завершенному художественному образу. На практической части урока участники красками рисуют свое настроение, добиваясь полноты чувственного самовыражения средствами цвета для того, чтобы затем связать его с прекрасным образом, созданным художником.Так педагоги продемонстрировали «тонкую настройку» эмоционального мира человека, за который ответственно целое полушарие головного мозга. Мир чувств, связующий человека с его «звериным» прошлым, приобретает человеческий, социальный облик благодаря воспитательному обрамлению, взращиванию, окультуриванию – в отличие от жесткого нормирования (что такое хорошо и что такое плохо). Использование ассоциаций, ремесленное творчество – один из показанных педагогических путей открытия, раскрытия своих чувств. Воспитание чувств, творческая самореализация – педагогическое средство против манипуляции сознанием человека, перспективная профилактика попадания его в тоталитарные секты, «пирамиды» и «сети».Апелляция к архетипическим смыслам, образам и понятиям. Учитель русского языка и литературы О. Черкасова предложила участникам фокус-группы прочесть известный отрывок «Быть или не быть?»: у каждого получился свой Гамлет. Педагог оттолкнулась от индивидуального опыта, пробы, дав затем возможность прослушать отрывок в исполнении Смоктуновского и Высоцкого. Получился разговор о ценности жизни и смерти, роке, судьбе – в применении ситуации к себе. Такие мастер-классы – яркая иллюстрация того, как педагог с помощью мировых классиков обращается к глубинным вопросам смысла человеческой жизни. Учитель русского языка и литературы Ю.Бушина при анализе романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» продемонстрировала педагогический «метод одного аспекта»: аксиологическое (жизненно ценное) содержание романа рассмотрено через понятие дома (в контексте дом – любовь – одиночество). Можно жить в особняке и при этом страдать от одиночества, ждать свою любовь как Маргарита. Автор урока считает, что важность субъективного прочтения художественного текста даже выше понимания. Неожиданными, даже порой смелыми были уроки о такой мировой субстанции, как время. Авторы подошли к нему именно с педагогической точки зрения, а не с управленческой (как к тайм-менеджменту) – воспитанию особого отношения к этому ограниченному ресурсу и средству развития собственной личности, понятию «временного капитала», пониманию многомерности времени, переживанию наполненности личной жизни событиями, ее полноты (учитель биологии И.Эшба, учитель биологии С.Юрьева). Учитель музыки Л.Чуракова, организуя урок хорового пения песни «Калинка», раскрывала глубинное явление русской культуры, корневую черту русского национального мироощущения и самосознания – уметь слышать и чувствовать друг друга в социуме. На «аксиологической глубине» работала учитель истории О.Донская (ее вопросы к Истории, как концептуальные, я уже приводил). Учитель истории и обществознания С.Ермакова сделала инструментом исторического познания категорию с высоким философским смыслом – «цветущую сложность» К.Леонтьева. Учитель живописи И.Вилкова попыталась представить произведение искусства как «совершенство незавершенного» – послание вечности современному человеку о незавершенности образа, судьбы, эпохи, которое надо уметь прочесть, раскрыть его код. Учитель химии Е.Калинина организовала поиск ответа на вопрос, что это за сила, которая пробуждает все весной, стараясь показать то, что может задеть каждого, его здоровье, жизненную энергию, их биологические источники.Когда педагог работает на поле высших человеческих смыслов, это не только в русле лучших традиций отечественной педагогики, но отвечает на истинно человеческие вопросы жизни. «Телефонная цивилизация невыносима, – писал А. де Сент-Экзюпери. – Подлинное присутствие сменилось карикатурой на присутствие. С человека на человека теперь переключаются так же, как в одну секунду поворотом ручки приемника переключаются с Иоганна Себастьяна Баха на «Пойдем-ка, цыпочка». Нынче ни на чем не сосредоточишься, человек сейчас во всем и ни в чем. Ненавижу это растворимое человечество».Качество жизни как образовательная ценность и принцип. Учитель физкультуры Н.Щеглова показала использование на занятии предметов, находящихся под рукой (мячик, линейка, стул), для развития основных физических качеств (ловкости, гибкости, координации). Важно то, что предметы для выполнения физических упражнений, сами упражнения подбираются исходя из принципа возможности и доступности, не уменьшая их оздоровительного эффекта. Физкультура для всех и всякого, а не для сдачи норм. Это важно еще и потому, что торговля спортивными товарами и занятия физкультурой и спортом стали сферой бизнеса, иначе говоря, стали дорогими и для многих недоступными, а педагог находит им полноценную замену. Не менее важно и другое: у ребят развивается взгляд, как можно «из ничего сделать что». Это имеет мировоззренческое значение вообще для выбора человеком поведения в других жизненных сферах с точки зрения улучшения качества своей жизни. Уроки учителей биологии И.Эшба и С.Юрьевой о времени можно отметить и в этом разделе: время как критерий и условие развития необходим и возможен, когда развитие анализируется именно с точки зрения его качества.Как отмечал известный системолог Р.Акофф, качество – это не то, что мы имеем, а что мы можем сделать с тем, что имеем. Такой педагогический подход учит личность развивать и использовать внутренние ресурсы при решении тех или иных жизненных затруднений.Педагогическое действие как драматургическое искусство (педагогическая драматургия и режиссура). Изящество и красота урока. Таким можно назвать мастер-класс учителя русского языка и литературы Ю.Бушиной по роману «Мастер и Маргарита»: наличие конфликта, сквозных образов, умелое применение музыки. Учитель русского языка и литературы О.Черкасова создала условия для того, чтобы каждый стал автором своего прочтения «Гамлета», сравнивая себя с Гамлетом Высоцкого и Смоктуновского. Учитель химии О.Шестакова в своей концепции урока прямо сказала, что планирует урок как пьесу (например, начиная урок с кажущихся нелепостей, в которые надо внести ясность). Учитель обществознания М.Иванцов сумел сделать участников актерами своего урока-пьесы, которые, рассуждая о современной семье, «играли» самих себя. Хоровыми исполнителями стали на уроке учителя музыки Л.Чураковой члены фокус-группы: они научились и душевно, слаженно спели фрагмент «Калинки» (при этом ранее никто из них не пел вообще и тем более хором). В значительной мере напрямую использована театрализация на уроке учителя истории О.Донской.Талантливые произведения искусства показали свое глубокое влияние на человека. Педагогика – счастливое сочетание науки и искусства. Талантливый урок, построенный по законам драматургического жанра, усиливает эффект своего научного содержания.Педагогическая интрига и провокация как методический прием. Учитель обществознания М.Иванцов применил «аксиологическую провокацию» (конфликт ценностей). Учитель химии Я.Попов использовал интригу в начале занятия для быстрой активизации внимания и «включения» участников (проблематизация аудитории надписями на арабском языке и иврите). Учитель физики О.Шестакова пригласила исследовать вопрос «Можно ли увидеть звук?». Интригу в начале урока использовал учитель истории А.Молев (смяв пластиковый стаканчик). Применение педагогами всех этих приемов показывает и потенциал роста урока как основной формы организации образовательного процесса (качества развития!), и практический интерес педагогов к педагогической драматургии, успешность опыта.Артистичность. Свободное, раскованное, выразительное и точное поведение на сцене отличало учителя физкультуры Н.Щеглову, учителя французского языка Е.Ерохина, учителя обществознания М.Иванцова. Стиль и манера поведения педагога как организатора общения, разговора на уроке позволяет добиваться естественности, необходимой для создания доверительной атмосферы.Моделирование содержания образования и технологизация образовательного процесса. Учитель обществознания М.Иванцов вышел на проблему технологизации образовательного процесса, осваивая вместе с участниками «технологию развивающего напряжения». Учитель истории и обществознания А.Молев продемонстрировал метод историко-культурной реконструкции на теме «Конец холодной войны. СССР глазами американского подростка в 1990 г.». В этих мастер-классах проявилось научное творчество педагога, поскольку получен результат высокого научного обобщения (модель, технология).Игра. Учитель математики А.Ключникова провела мастер-класс по теме «Интеллектуальные игры на уроках» (использование игры «Морской бой») и предложила педагогам выполнить практическое задание, как из детской затеи сделать предметную игру. Элементы игровой деятельности в той или иной форме использовались практически всеми педагогами.Образовательная игра как метод уверенно и широко применяется педагогами.Характеризуя современный урок, можно обратить внимание и на другие признаки в деятельности педагога, которые свойственны всем финалистам конкурса:- активное, грамотное, уместное применение современных информационных технологий;- педагогический синтез подходов, приемов, искусств, например, широко применялись фрагменты музыкальных произведений в сочетании с литературным словом и презентациями;- организация исследовательского поиска на уроке;- стремление добиться эмоциональной насыщенности урока, и когда это удавалось, затихал весь зал.Было бы неправильно сказать, что показаны идеальные демонстрации и мастер-классы. Безусловно, они различались, и анализ показал коллективную модель современного московского урока. Каждый педагог-автор после такого прогона, как финал, еще неоднократно будет возвращаться к своей модели урока, многократно прокручивать его в сознании. Мой анализ – взгляд, причем субъективный, со стороны, который, если это потребуется, может помочь авторам в дальнейшей творческой работе. Я бы обратил внимание на то, что мне кажется самым существенным:- не всегда заявленная авторская концепция воплощалась в ходе и результатах урока, ее смысл и содержание были значительно шире, чем содержание самого урока;- не хватает более четкого, ясного формулирования и обоснования своей концептуальной идеи.Однако главный вывод состоит в том, что мы увидели содержание образования, опираясь на которое, молодое поколение правильно поймет общество, в котором живет, уверенно войдет в будущее, найдя в нем для себя достойное место. Педагоги продемонстрировали формы организации образовательного процесса, в которых человек выступает созидателем, творцом собственной судьбы и судьбы своей страны, своего родного города. Так школа и учитель формируют культуру.Наука дала сотни определений понятию культуры, сотни тысяч книг написаны о будущем, но мне кажется, будущее – за тем, в чьей культуре закладывается бережное, хозяйское отношение к жизненным силам и времени человека на повседневном уровне….Любой урок имеет место и время действия, конкретную форму, определенных участников. Станет ли он театральной условностью или уроком культуры будущего зависит от педагогического творчества учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте