search
main
0

Три вопроса от эксперта. Попробуем вместе ответить на них

В прошлом выпуске «Методической кухни» мы подвели итоги V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова», назвали победителей по номинациям. В этом номере даем слово трем нашим экспертам, которые внимательно читали ваши работы и теперь делятся радостями и огорчениями.

Елена ЗАЧЕСОВА, зав. сектором научно-методического обеспечения взаимодействия системы профессионального образования и общественно-профессиональных объединений Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования

Когда осознаешь масштабы нашего конкурса для классных руководителей, захватывает дух. Сотни писем присланы со всей страны: из поселка Новый Свет в Ленинградской области на западе и из села Огоньки на Сахалине на востоке, из Норильска на севере и из села Карман Республики Северная Осетия – Алания на юге, из села с экзотическим названием Претория в Оренбургской области и из хутора с русским названием Ежовка в Волгоградской области. Пишут заместитель директора Великоустюгской детской художественной школы, воспитатель санатория «Озеро Шира» и заведующая очным отделением Черногорского горного техникума из Республики Хакасия, руководитель музея «Москва литературная» из столицы, педагог-организатор школы VIII вида из города Ступино Московской области, а из города Рубцовска Алтайского края – так и вовсе капитан эскадры морских скаутов «Альбатрос». Делятся опытом целые педагогические коллективы. Например, учителя и администрация прогимназии №13 города Майский Кабардино-Балкарской Республики вместе прислали на конкурс девять работ в четырех номинациях.

Читаешь и понимаешь, что это лишь верхушка айсберга и творческих педагогов в стране гораздо больше. С такой командой любые задачи по плечу.

Кстати, о задачах… Интересно, с какой целью педагоги участвуют в конкурсе? И у меня есть еще пара вопросов к конкурсантам, на которые хотелось бы получить ответы из первых рук.

Вопрос первый. Зачем нужны конкурсы?

Себя показать, людей посмотреть.

Русская поговорка

Совершенно очевидно, что «Учительская газета» проводит конкурсы для привлечения творческих учителей к общероссийскому обмену опытом. Присланные работы наполняют бесценную сокровищницу педагогической мудрости, и каждый может выбирать, станет ли он автором или читателем. Лучшие работы публикуются на страницах родной газеты, победители получают награды, но… Иной раз оторопь берет, когда читаешь: «Я готовлю материалы для конкурса на получение денежного поощрения… По критерию №6 «Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах» мне нужны справки или сертификаты участника… Без ваших документов у меня нет смысла участвовать в областном конкурсе». А задумывался ли уважаемый автор, что, если, кроме наших сертификатов, ему нечего предъявить, может быть, еще рановато ему получать деньги за педагогические достижения?

Хочу спросить, дорогие участники, если справок или сертификатов не будет – станете ли вы и дальше участвовать в конкурсах?

Вопрос второй. Что нужно знать

об авторском праве?

В Вене слушалось судебное дело двух молодых композиторов, авторов модных песен. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию. Пригласили эксперта, известного композитора Ференца Легара. Когда тот ознакомился с рукописями обоих композиторов, судья спросил:

– Итак, господин эксперт, кто же все-таки оказался потерпевшим?

– Жак Оффенбах, – ответил Легар.

Музыканты смеются / Сост. А. И. Муха.

Киев: Музична Україна, 1972

Читаешь некоторые работы и диву даешься – вроде бы писали разные люди, а текст у них получился одинаковый. Как такое возможно? Очень просто, списывали из одного источника. При этом многие честно указывают: «При подготовке мероприятия использованы…», а другие надеются, что «пронесет». Среди присланных на конкурс в этом году было несколько работ, в которых использовались фрагменты чужих текстов без кавычек и без указания на авторство, но все эти «мелочи» затмил просто вопиющий пример откровенного плагиата: одна из конкурсанток прислала 3 (!) чужие работы, скопировав их из печатных изданий.

Дорогие участники, как вы относитесь к идее привлечения к ответственности нарушителей авторских прав? Следует ли ужесточить правила конкурса и нужно ли публиковать сведения о плагиаторах?

Вопрос третий. Есть ли в школах Интернет?

В 2007 году все российские школы подключены к Интернету.

Архив приоритетного национального проекта «Образование»

Интернет во всех школах есть. Так утверждают отчеты. Но почему же более полутора сотен работ на конкурс были отправлены на бумажных носителях? Интересно, что в конвертах зачастую находились диски с этими же материалами в электронном виде. Возникает вопрос, сколько деревьев было срублено, чтобы изготовить несколько килограммов бумаги, на которой напечатаны конкурсные работы? Дорогие коллеги, если мы воспитываем у детей бережное отношение к природе, не лучше ли подавать им личный пример и не расходовать зря ценные ресурсы? А может быть, дело в том, что наши конкурсанты просто не имели возможности воспользоваться электронной почтой?

По данным Центра социологических исследований (ЦСИ) МГУ им. М.В.Ломоносова, дома пользуются компьютерами меньше половины учителей, доступ на работе в Москве и Санкт-Петербурге имеют примерно столько же, в других городах – около трети, а в селе – около четверти; больше 70% школьных педагогов знают об Интернете только понаслышке, а 40% вообще не умеют пользоваться компьютером; только половина директоров школ заходили в Интернет, а около 20% из них компьютером не владеют вовсе.

Дорогие коллеги, если бы в конкурсе было введено жесткое условие электронной отправки работ, смогли бы вы принять в нем участие?

И еще одна проблема – реальный уровень информационной грамотности авторов. Из присланных на конкурс работ можно почерпнуть немало сведений об этом. Вот, например, странная ссылка – http://images.yandex.ru/search?p=29&ed=1&text431577, очевидно, автор искала информацию в популярном поисковике, но указала не реальный источник, а путь поиска, все бы ничего, но автор работы – библиотекарь. Как она сможет воспитывать у юных читателей компьютерную грамотность, если сама не обладает ею?

Испытываете ли вы, дорогие авторы конкурсных работ и дорогие читатели «Учительской газеты», сложности в освоении ИКТ? Не нужна ли вам наша помощь?

Пишите (желательно по электронной почте), и мы искренне надеемся, что конкурсом наше общение не ограничится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте