Переводя школу на «информационные рельсы», подумали, казалось бы, обо всех. О чиновниках – откуда им брать деньги на дорогую технику, о директорах – как им эту технику расставлять и защищать. Озаботились судьбой учителей-предметников – словесников, биологов и художников: компьютер должен стать для них чем-то столь же обыденным и в то же время незаменимым, как мел и доска. Даже о детях подумали – Pentiumы призваны расцветить, наполнить новыми красками их школьные годы. А что же учителя информатики, на чьи плечи в связи со всеми этими нововведениями лег двойной, если не тройной, груз забот?
Они налаживают локальную сеть и настраивают компьютеры (мало какая школа может позволить себе «лишний рот» – сетевого администратора, в чьем ведении была бы только техника), они консультируют коллег, занимаясь с ними компьютерным ликбезом, и, наконец, дают уроки – ведь от учебной нагрузки их никто не освобождал.
Даже если вынести за скобки все внеурочные организационные проблемы, в скобках все равно остается очень много сложностей. Слишком много требований предъявляется сегодня к их предмету. Ученики и их родители хотят одного – практических навыков, да побольше: написать письмо и отправить его по электронной почте, отредактировать текст, скачать из интернета музыку и картинки, создать свой собственный сайт или презентацию. Детям в большинстве своем совершенно не интересно, из каких запчастей состоит компьютер и какая неведомая сила что-то там гонит по проводам. Серьезное программирование и знание языков программирования также интересно далеко не всем. Но есть стандарт, и он гласит, что ребенок не должен покинуть класс без хотя бы элементарных знаний о «дискретной форме предоставления информации, формализации описания реальных объектов и процессов, моделировании объектов и процессов». Конечно же, ситуация осложняется тем, что во многих российских школах полноценные компьютерные классы все еще остаются красивой мечтой. Учителя информатики вынуждены работать по старинке, объясняя материал на пальцах. Многие и рады бы научить детей бродить по интернету, да где ж тот интернет взять? И вообще, прежде чем учить кого-то, неплохо было бы попрактиковаться самому. Новые диски и программы, одна совершеннее другой, появляются как грибы после дождя, но и их раздобыть не так-то просто. Нельзя отмахиваться и еще от одной проблемы, венчающей и без того немалый список: ребенок знает больше, чем я. Вот он, страшный сон любого информатика. Одним словом, без разумного компромисса между всеми участниками – детьми, учителем и школой – не обойтись. Пример грамотного решения этих вопросов – Ейский район Краснодарского края. Андрей Семке, заместитель главы районного отдела образования, – сам практикующий учитель. Он к этим проблемам подходит основательно и двусторонне: и как педагог, и как управленец:
– Для начала надо разобраться, кто сегодня преподает информатику. В основном это математики, физики, иногда даже историки, учителя с двойной специализацией. Немало тех, кто в свое время окончил какой-то технический вуз и попал в школу после курсов переквалификации. Уровень педагогов, конечно, самый разный: одни знают компьютер и владеют информационными технологиями на уровне пользователя. Это, естественно, самая нижняя планка. Другие владеют компьютером на уровне пользователя и имеют навыки элементарного программирования – Power Point, Basic. Но есть и очень серьезные учителя с глубокой, фундаментальной базой. Самый яркий пример в нашем районе – Александр Николаевич Середа, учитель средней школы № 5 станицы Должанской, который постоянно готовит призеров и победителей районных и зональных олимпиад. Его ребята прекрасно обучены, умеют программировать на довольно сложных языках, создавать информационные ресурсы: и внутренние – презентации, и внешние – сайты школ, информационные порталы по астрономии, физике, математике, разрабатывают интересные программы администрирования.
– Какой объем информатики необходим сегодняшнему школьнику?
– Это смотря что подразумевать под словом «информатика». Если позволить себе небольшую вольность и подменить понятия – говорить информатика, имея в виду компьютерные технологии, – обучение компьютерной грамотности, владению компьютером и использование его в повседневной жизни и на производстве, то с этой точки зрения достаточно готовить пользователей. Вводить основы программирования совершенно необязательно. Но все это касается лишь гуманитариев, для них достаточно знания нескольких текстовых редакторов. А вот ученики специализированных, профильных классов должны уметь создавать ресурсы, необходимые им же самим для дальнейшей работы. Возьмем, к примеру, «естественников». Им нужно учиться программировать, строить базы данных, проводить на компьютере экологический мониторинг, просчитывать огромное количество данных в симметрии, асимметрии. Впрочем, это тоже достаточно средний уровень. Самая сложная задача – перед физико-математическими классами, здесь начинается «взрослое» программирование: ребенок должен знать несколько языков, выбирать для себя оптимальный, решать задачи, используя конкретный язык.
– Но чтобы работать с такими ребятами, которым день ото дня нужны все новые и новые знания, учителю и самому нужно постоянно учиться.
– Еще два года назад проблема повышения квалификации учителей информатики стояла очень остро. Мы попытались создать в своем районе методическое объединение учителей информатики. Александр Николаевич Середа проводит методические семинары и практикумы, объясняет все возможности современной компьютерной техники, информационных технологий. Но это, конечно, разовые мероприятия, ведь район большой, не каждый учитель может постоянно на них ездить. Поэтому нужны были еще какие-то альтернативные варианты. Краевой Департамент образования открыл курсы при Кубанском государственном университете. Может, кому-то удобнее ездить туда. Хотя и этого маловато. Год назад в Сочи был создан региональный центр ФИО, на сегодняшний день там проучились практически все учителя информатики. Но и тут свои минусы: этот центр дает прекрасные знания по пользованию компьютером, там можно научиться строить роскошные сайты и презентации, но программным языкам там не учат. Радует то, что сегодня физико-математические факультеты педагогических вузов начали готовить учителей, владеющих информатикой в полном объеме.
О качестве современного педагогического образования говорит и Сергей Жданов, декан математического факультета, а по совместительству – заведующий кафедрой информатики Московского государственного педагогического университета имени Ленина. Но если Семке – практик-демократ, то Жданов – ученый, борец за настоящую науку и чистоту жанра:
– Готовя учителей информатики, мы прежде всего ориентируемся на государственный стандарт: что страна требует от школы. Самое главное, что знания молодых специалистов, которых мы выпускаем, по всем позициям этот стандарт перекрывают. Они владеют информатикой от А до Я: и с интернетом умеют работать, и дискретную математику знают. Но главное, им известны основные принципы науки, ее фундамент. И эти знания помогают им справиться с любыми новыми технологиями. Им не страшны ни новые программы, наши выпускники знают, по каким законам они могут быть выстроены, ни новые модели компьютеров. К счастью, принципы меняются куда медленнее и реже, чем железо.
Когда мы на факультете открыли отделение информатики, к нам сразу пришло очень много мальчишек – для педагогического университета это, согласитесь, редкость. Но в большинстве своем это были «продвинутые» неформалы, считавшие, что между понятиями «информатика» и «Майкрософт» можно ставить знак равенства, а компьютерщик и хакер – это одно и то же. Нашей первой главной задачей было объяснить им, что информатика – это язык, наука, требующие определенных способностей и колоссального терпения. А вовсе не автоматическое кнопконажимательство, как многие думают.
– А в каком объеме сегодня нужно преподавать информатику в средней школе?
– Программирование в том или ином объеме нужно всем. Гуманитариям некоторые вещи, наверное, сложно понять, но развивать логическое, аналитическое мышление все равно необходимо. Нужно формировать понятийный аппарат, каждый ребенок должен иметь представление об информации, ее структуре и способах передачи. Я резко против того, чтобы убрать из школьного курса всю теорию, оставив лишь элементарные практические вещи. Во всем должна быть гармония: практика без теории – это дом без фундамента.
Москва – Краснодарский край
Комментарии