В школе с этнокультурным литовским компонентом образования №1247 имени Ю.Балтрушайтиса уже давно все выстроено, выверено, опробовано. А тут такое новшество, которое заставило практически полностью перестроить философию образования в первом классе.
Директор школы Сольвейга Валаткайте, конечно, всегда рассказывает о своей школе с немалой гордостью. Из маленькой школы при посольстве Литовской Республики она превратилась в солидное образовательное учреждение, где учатся 300 детей (проектная мощность – 275 учащихся, но что делать, если учиться тут хотят многие), где работают 54 высококвалифицированных педагога, где есть гимназические классы, где на старшей ступени уже привычным стало профильное обучение, а во второй половине дня есть много самых разных объединений дополнительного образования. Конечно, многое всегда зависит от директора, ведь именно он собирает педагогический коллектив, настраивает его на работу с родителями, выстраивает вместе с учителями модель работы с детьми. Заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, обладатель Золотого знака почета Литовской Республики «За заслуги» и высокой правительственной награды Литовской Республики «Звезды тысячелетия», Сольвейга Прановна никогда не успокаивается на достигнутом и не почивает на лаврах, она постоянно работает над тем, чтобы ее школа была настоящим «информационно-образовательным центром, эффективным механизмом обеспечения гражданского единства, культурного равноправия и межнационального согласия как фактора межэтнической интеграции в единый столичный социум». За этими словами, определяющими миссию литовской школы, стоит очень много. В эту школу, конечно, приходят (или даже приезжают) дети из литовских семей, проживающих в Москве, и это понятно. Но все же преобладают в этой школе русские ребята, и тут возникает вопрос, что же русские семьи привлекает в этой этнокультурной школе. А привлекает то, что эта школа помогает каждому ученику превзойти самого себя, верит в уникальность каждого, терпеливо помогает учащемуся познать себя, раскрыть свои таланты, способности, возможности, что позволяет выпускнику выбрать верный путь в жизни и заниматься любимым делом. Эта школа учит детей думать, дает им инструмент познания, который никогда не устареет, а не только необходимые знания, которые с течением времени могут потерять свою актуальность, воспитывает гуманного, интеллигентного, эрудированного, духовно развитого, активного, творческого, практичного человека, психически и физически здорового, очеловечивает среду вокруг ребенка, ее атмосфера исключает злобу, ненависть, нетерпимость, мстительность, главный принцип взаимоотношений тут – уважение. А кроме того, школа создает личностно ориентированную информационно-образовательную среду, воспитывающую установки толерантного сознания. Словом, у московских семей есть много причин, для того чтобы отдавать своих детей в эту этнокультурную школу, а школе, имеющей такую фундаментальную педагогическую базу, – работать по новому стандарту образования. В позапрошлом учебном году Валаткайте и ее команда, как всегда, приняли в группу кратковременного пребывания дошкольников ребят 5,5-6 лет. Тогда еще мало кто предполагал, что этим малышам предстоит, став первоклассниками, участвовать в важном и серьезном деле – освоении учебной программы по новым образовательным стандартам. Но это произошло. Конечно, родители очень волновались – приходили в школу за стабильным образованием, а попали в суперинновационную экспериментальную среду, но, когда вдруг каждая семья стала получать на свои электронные почты видеорепортажи о том, как учатся их дети, причем подготовленные самими детьми, восторгу не было предела. Впрочем, к этому моменту родители уже не раз и не два убеждались, что инновационное образование – то, что сегодня больше всего нужно их детям. В том, что работа по новому стандарту и в самом деле интересна, могут убедиться все, кто приходит в эту литовскую школу, даже скептики-журналисты. Мы приехали в эту школу в рамках пресс-тура, и нам предложили пройти в класс, где уже начинался урок. Сразу поразили какие-то горящие глаза детей, а так бывает только тогда, когда дети находятся в предвкушении чего-то очень интересного, захватывающего. «Урок может быть захватывающе интересным?» – засомневались мы, но уже с первых минут после прозвучавшего звонка на урок в этом убедились.Тема урока была любопытной – «Равновесие и гармония», сам урок еще любопытнее, ибо состоял он из четырех частей. Учителя, а их было несколько, продемонстрировали нам фрагменты нескольких уроков, но все было так органично, что можно было себе представить, что и в самом деле любой урок может быть таким – и интегрированным, и метапредметным. В течение всего урока дежурные по классу ребята фиксировали все происходящее на видеокамеру и делали фотоснимки – готовили репортаж, который потом получили родители всех учеников класса. Все тут прозрачно и открыто, учителя не боятся таких свидетельств их деятельности, а это, согласитесь, о многом говорит, например, о том, что на таком уроке не может быть конфликтов «учитель – ученик». Впрочем, для конфликтов просто нет никакой возможности – тут все заняты делом. Кстати, в этой школе отошли от того, что в первом классе может быть только один учитель, новый стандарт позволяет работать с классом сразу нескольким учителям, и тут уже важно, умеют ли эти учителя взаимодействовать друг с другом, соотносить свои методики и технологии обучения. Такая смена педагогов в учебном процессе, видимо, поможет детям в будущем, ведь известно, как трудно ученикам обычно переходить из начальной школы в среднюю именно потому, что в начальной их учил один педагог, а в средней будут учить несколько. Нынешним первоклассникам литовской школы этих проблем уж точно удастся избежать. Сначала дети продолжили под руководством учительницы Любови Ивановой освоение клавиатурного письма. Поскольку это была уже половина учебного года, с клавиатурой компьютера мальчики и девочки управлялись довольно свободно, было видно, что научили их набирать текст по десятипальцевой методике, поэтому все у них получалось хорошо. Каждый создал свой текстовой файл, на примере которого Любовь Михайловна и провела с детьми разговор о том, что такое гармония и может ли быть достигнута гармония в клавиатурном письме. В какой-то момент ноутбуки, с которыми работали ребята (у каждого был свой), были отодвинуты в сторону, и работу с классом начала уже другая учительница – Юлия Морозова. У Юлии Юрьевны был урок математики и информатики: ребята работали с дидактическими материалами «Математические кораблики», которые помогали каждому ребенку в ходе собственной экспериментальной деятельности совершать открытие, связанное с составом числа, дети изучали понятия «тождественность», «равновесие», «равенство» при изучении таблицы сложения, причем опять в ходе экспериментальной работы. Эксперимент, открытие, самостоятельное изучение – все это происходило в рамках нового образовательного стандарта. После чисто математического разговора наступил момент очередной смены второго фрагмента урока на третий – «Окружающий мир и информационные технологии». На этот раз Юлия Морозова попросила снова вернуть на парты ноутбуки, ведь детям предстояло поработать с мини-лабораторией «Равновесия и устойчивость. Мосты». Под руководством Юлии Юрьевны ученики конструировали мосты из деревянных деталей, открывая для себя понятия жесткости и устойчивости конструкций, используя свои представления о равенстве, равновесии, симметрии. Все этапы своей работы ребята снимали на видеокамеры, делали фотографии, затем они выполняли монтаж видеоролика и в конце урока разместили в информационной среде школы на сайте nachalka.seminfo.ru. С этого момента уже все родители, учителя и учащиеся других классов могли ознакомиться с ходом и результатами образовательного процесса в этом первом классе. Казалось бы, на этом все и закончится, ан нет, нам предстояло увидеть еще один фрагмент урока – «Пластика слова». Дети перешли в актовый зал и поднялись на сцену. Следующий учитель – Лора Макмак – так выстроила свое занятие, что те знания, которые ребята получили в классе, теперь они осваивали в движении. Лора Владимировна знакомила их с мифом о гармонии и понятиями «противоречие», «мгновенное равновесие». И ничего, что кому-то не удавалось сохранить равновесие в веселой игре с лентами – они могли рассчитывать, что крепкая рука товарища по команде поддержит и поможет устоять на ногах. Формируя метафорическое мышление у каждого, Лора Макмак учила их работать в группе, действовать самостоятельно, импровизировать. Судя по тому, как закончился урок, учительнице это удалось. А в целом всем учителям этой школе удалось сделать реальным то, что до того было известно всем нам чисто теоретически. Виктория МОЛОДЦОВАФото автора
Комментарии