И это: удивление – усилие – успешность
Образование всегда было основой стабильности и перспективности развития общества, локомотивом перемен и связующим звеном между всеми сторонами жизни людей. В этом отношении современный быстро меняющийся мир особенно подчеркивает высокую роль образования и его непрерывный характер на протяжении всей жизни человека. Педагогическая деятельность перестает иметь только поддерживающий (традиционное общество) и реагирующий (индустриальное общество) характер, но приобретает опережающую и прогностическую функцию. В условиях нарастающей неопределенности важно сохранить базовые ценности и смыслы образования, а также превратить его в открытую систему диалога, поиска решений, самостоятельных исследований, познавательной активности и осознанного целеполагания.
Массовая школа и конвейерный принцип обучения и воспитания перестают быть эффективными в многообразном и быстро меняющемся мире. Индивидуальность и разнообразие становятся ценностью, а не отклонением от нормы.
В одной из притч говорится, что однажды правитель назначил своим управляющим нового человека. Прогуливаясь по дворцу, он увидел в клетке королевского сокола. Раньше он знал только голубей, никогда не видел других птиц. Поэтому вид голубя показался ему странным. Управляющий принес ножницы, чтобы подрезать соколу когти, клюв и крылья. По окончании работы довольный проделанной работой управляющий воскликнул: «Теперь ты выглядишь, как приличная птица. Видимо, за тобой плохо ухаживали!»
Эта история напоминает то, что нередко происходит в образовании, когда любое отличие и проявление особости не воспринимается как допустимость поведения и не поддерживается взрослыми. Стандартизация не должна превращаться в деперсонализацию и шаблонность, являясь лишь общей рамкой, внутри которой необходимо давать возможность разным образовательным маршрутам для развития личностного потенциала. Именно такой подход становится востребованным, хотя пока и недостаточно обеспеченным комплексной организационной и методической проработкой.
Нельзя заставить или навязать человеку познавательную деятельность, поэтому педагогическим вызовом современности является превращение формальных мероприятий в образовательные события. Остановимся на ключевых различиях этих двух полярных подходов в образовании, хотя и не исключающих друг друга. В таблице представлены событийный и мероприятийный подходы в образовании.
Событийный и мероприятийный подходы в образовании
Области | Событийный подход в образовани | Мероприятийный подход в образовании |
Отношение к эмоциям | Эмоциональное включение и эффект переживания | Эмоции носят внешний и пафосный характер |
Отношение к организационной форме | Гибкость и возможность изменений, импровизация | Жесткая структура и пошаговое расписание (заданность) |
Отношение к иерархии | Субъектное отношение к происходящему | Объектное отношение к происходящему |
Оценивание результатов | Дифференциация | Стандартизация |
Воздействие и влияние (эффекты) | Долгосрочное – личностная значимость, запоминание | Сиюминутное – процессуальная значимость, забывание |
Индивидуальность | Самореализация и вариативность | Функционирование в коллективе и единообразие (порядок) |
Мотивация | Внутренний интерес | Внешние стимулы |
Коммуникация | Доброжелательность и юмор | Формальность и серьезность |
Задание для осмысления информации. Закройте глаза и вспомните из своего детства то, что связано с детским садом, школой или профессиональным обучением (колледжем, вузом). Зафиксируйте 2-3 первых ярких эпизода. Проанализируйте свои воспоминания: Каких из них было больше – позитивных или негативных? Чем объединены эти эпизоды? Почему запомнилось именно это? Какие эмоции у вас возникли? Совпали ли сегодняшние эмоции с теми, которые были в момент данного события? Как данный эпизод повлиял на вашу последующую жизнь? Затем (при наличии возможности) обменяйтесь мнениями со своими коллегами. Попробуйте ответить вместе на следующие вопросы (или обсудите их): Какие факторы влияют на память человека о тех или иных событиях, связанных с образованием? Насколько хорошо запоминаются мероприятия в образовании? Как личностные особенности влияют на образовательные воспоминания?
Зафиксируем важную проблему, которая стоит перед любым педагогом, независимо от возраста обучающихся: способствовать нахождению каждым своего смысла в образовании, создавать среду и пространства развития познавательного интереса, самореализации, конструктивного и доброжелательного сотрудничества. Если невозможно обучение сделать событийным, то важно стремиться к тому, чтобы минимизировать ситуации формализма и отчужденности человека от образовательного процесса. Мотивирующее обучение лежит в основе успешности и развития потенциала личности в условиях непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
У замечательного нашего соотечественника Булата Шалвовича Окуджавы есть очень поучительный рассказ «Личная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Михаила Лермонтова», который немногие знают. Особенно важен он для педагогов, потому что автор сам начинал свою жизнь в роли учителя. Рассказ потрясает своей откровенностью и мировоззренческой позицией. Б.Окуджава не считает зазорным говорить о своих ошибках, показывает важность самосовершенствования для каждого из учителей, независимо от степени подготовленности и уровня образования. Сюжет рассказа построен на том, что молодой педагог с послевоенным университетским образованием (что по тем временам само по себе было редкостью) отправляется работать в сельскую школу с полной уверенностью, что его-то знаний хватит для обучения детей, для выступлений перед коллегами, для проведения лекций сельским жителям. И не надо делать никаких планов занятий, потому что всегда найдется что сказать. Ярко показаны педагогическое самодовольство молодого учителя и его пренебрежительное отношение к коллегам.
Кульминацией действа становится выступление перед колхозниками, к которому самонадеянный столичный педагог даже не удосужился написать план, считая, что уж дояркам и трактористам он точно найдет что сказать. Итогом всего стал вывод, что значки университета, дипломы, звания и регалии не гарантируют успеха в самом главном – быть интересным и иметь авторитет у тех, кого ты учишь или пытаешься учить. Достичь этого можно только постоянными усилиями по профессиональному развитию и личностному росту, готовностью изменяться и учиться. С этим небольшим по объему рассказом было бы неплохо ознакомиться всем будущим педагогам, да и действующим тоже не помешает.
Вопросы «Зачем это нужно знать и уметь?» и «Ради чего мы должны это делать?» должны стать основополагающими в образовании. Именно при таком подходе к организации занятия педагог становится руководителем и режиссером, творцом и наставником, артистом и помощником, конечно, во взаимодействии со своими учениками (а еще лучше – в сотрудничестве). И тогда появится возможность «не прогибаться под изменчивый мир», не переделывать все срочно под новые стандарты, идеологические доктрины, контрольно-измерительные материалы. Хорошее занятие – это не подготовленный спектакль с отрепетированными ролями и под диктовку навязанного педагогу со стороны сценария, а открытое пространство творчества и сотрудничества. При таком подходе появляется возможность самореализации обучающего и обучающихся, становится интересно узнавать новое, а взаимодействие основано на уважении достоинства каждого человека, при этом в способностях учащихся не сомневаются – им помогают раскрыться.
Из всего сказанного становится очевидным, что мотивация сегодня – центральное звено и «золотой ключик», который ведет по пути познавательной активности и образовательной успешности.
Само слово «мотивация» происходит от латинского movere – «двигать, толкать», под ней подразумеваются внутренние и внешние побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее формы, границы и направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Нередко используют понятие «актуализация» для обозначения этапа мотивации к учебной (познавательной) деятельности. Здесь можно говорить о совокупности внутренних и внешних движущих сил, побуждающих обучающихся к познавательной деятельности, придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивы нередко смешивают со стимулами или же сводят процесс мотивации к стимулированию. Это не совсем правильно. Существует разница между подлинной и формальной (через установленные стимулы) мотивацией.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Мотивы могут быть разделены на познавательные (направленность на содержание учебного материала) и социальные (стремление взаимодействовать с другими людьми и возможными источниками информации). Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами. Мотивы, которые незначительно влияют на действия человека, можно назвать потенциальными мотивами.
Обратим внимание, что в образовательном процессе и познавательные, и социальные мотивы обладают равной значимостью и ценностью. Мотивы нередко смешивают со стимулами или же сводят процесс мотивации к стимулированию. Это не совсем правильно. Существует разница между подлинной и формальной (через установленные внешние требования) мотивацией.
Основные требования к мотивации на занятиях:
– должна вызывать интерес, привлекать внимание;
– обладает простотой и доступностью для понимания, соответствует возрасту, интересам и особенностям учащихся;
– экономична с точки зрения временных и энергетических затрат;
– адекватна и соотносится с темой и содержательными вопросами.
Обратим внимание, что мотивация в рамках занятия не сводится к привлечению внимания на начальном этапе, а имеет более глубокую смысловую роль. Если коротко перечислить основные требования к мотивации на занятиях, то можно назвать следующие: должна вызывать интерес, привлекать внимание; соответствует возрасту, интересам и особенностям учащихся; соотносится с временными ресурсами; адекватна рассматриваемой теме.
Спецификой познавательной мотивации является прямая связь с постановкой проблемы, которая задает определенное противоречие, позволяющее рассматривать тему с разных позиций и фокусировать внимание на важных аспектах содержания. Подчеркнем, что мотивация не является оторванным от тематики занятия дополнительным элементом, позволяющим обучающимся расслабиться и повеселиться. Такой подход провоцирует включение в занятие искусственных конструкций и в целом девальвирует назначение мотивации.
Следует отметить, что в процессе обучения и воспитания мотивацию можно рассматривать в двух основных аспектах – как общее отношение к учебной деятельности и как конкретный прием для формирования интереса к определенной теме, рассматриваемой на данном занятии. С этой точки зрения мотивацию можно разделить на дальнесрочную и краткосрочную, а разница между ними будет состоять в степени устойчивости и напряженности. Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников, так как причиной отрицательного отношения школьников к учению нередко становится отсутствие умения учиться, а развитию интереса к учению мешает низкий уровень усвоения знаний.
Перечислим основные способы и направления педагогической деятельности, которые помогут учителю повысить мотивацию обучающихся в познавательной деятельности, хотя и не дает стопроцентной гарантии итогового успеха (не будем забывать, что мотивация является сложным, многофакторным, индивидуальным и изменчивым явлением):
– рассмотрение ситуации (реальной или выдуманной);
– зрительный образ, изображение (рисунок, график, фотография, карикатура, символ и т. п.);
– работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие);
– рассмотрение текстов художественной литературы (межпредметные связи, определение проблемы, выделение основных мыслей, заголовок и т. п.);
– проведение игры (подготовленной или спонтанной);
– обсуждение афоризмов, пословиц, мудрых мыслей;
– ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма);
– изучение предметов материальной культуры и быта;
– нестандартное поведение (провокации, оригинальность);
– использование видеосюжетов и мультимедийных ресурсов.
Приведем несколько конкретных примеров, когда педагог может использовать прием для повышения образовательной мотивации. Работа с афоризмами, высказываниями, пословицами, цитатами (при их грамотном и точном отборе) может стать для педагога удачным приемом не только для привлечения внимания, но и для постановки проблемы, обсуждение которой повысит ощущение образовательной успешности. Образность – воздействие на эмоции, умение создать яркий образ, запоминающийся и отпечатывающийся не только в памяти, но и в душе, метафоричность. Обеспечивает эмоциональную окраску передаваемой информации, способствует развитию воображения. Уже давно Аристотель сделал наблюдение: «Создавать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Удачное высказывание можно превратить в некоторый визуальный ряд, в котором слова будут заменены символами, картинками, фотографиями и т. п. Приведем пример – цитаты Наполеона Бонапарта с пропущенными словами и иллюстрациями, которые с ними связаны:
«Есть два __________, которыми можно двигать людей, – ___________ и личный ___________». (См. рис. 1.)
Полный ответ: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, – страх и личный интерес» (Наполеон Бонапарт).
Такая работа может быть мотивационным началом занятия и выводить на ключевые вопросы для рассмотрения или основные понятия темы. Приведем примеры афоризмов, которые несут в себе высокий потенциал образности и использования в образовательных целях: «Тот, кто хочет захватить крепость, должен сперва захватить собственную душу» (М.Павич); «Старость для человека, что пыль для платья – выводит наружу все пятна характера» (В.Ключевский); «Малая печаль красноречива, великая – безмолвна» (Сенека); «Поступки в человеческой жизни похожи на еду, а мысли и чувства – на приправы. Плохо придется тому, кто посолит черешню или уксусом польет пирожное» (М.Павич, «Хазарский словарь»); «Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума» (М.Монтень); «Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом» (Н.Карамзин); «Древо мира приносит два плода слаще воды – источника жизни. Один из них – поэзия, другой – дружба» (индийская мудрость).
Яркость – оригинальность изложения, неожиданные повороты (чтобы не было ощущения банальности, когда всем известно окончание высказывания или оно не несет в себе никакой привлекательности). Для образовательного эффекта чрезвычайно важно вызвать удивление, пробудить интерес. Тогда появится мотивация рассуждать, узнавать что-то новое, высказывать свои соображения, обмениваться мнениями. С древнейших времен люди использовали афоризмы как средство воспитательного воздействия. С их помощью в сознании закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Например, А.Варламов в своем романе «Купавна» находит очень яркий образ сложившейся ситуации: «Раскидистое фамильное древо дало трещину, точно старая, отслужившая век яблоня». Приведем примеры нескольких фраз, которые также обладают яркостью и способны пробуждать желание обсуждать и высказывать собственное мнение: «Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать» (Ф.Петрарка); «Одежда их говорила о притязании на роскошь и выдавала скрытую нищету» (О. де Бальзак); «Старость начинается в тот день, когда умирает отвага» (А.Моруа); «Смена поколений не что иное, как дыхание вечности» (В.Гюго); «Те, у кого нет друзей, которым они могли бы открыться, являются каннибалами своих собственных сердец» (Ф.Бэкон); «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему» (М.Ганди); «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник» (У.Шекспир); «Озарение есть начало всего творчества, оно наделяет человека индивидуальностью» (Д.Стейнбек).
Возьмем в качестве понятного примера тему, которая находится на пересечении языковых предметов, литературы, обществознания и истории. Перед началом изучения фразеологизмов учащимся предлагается стихотворный сюжет (если кому-то его качество представляется недостаточно высоким, то стоит самому придумать нечто подобное, используя предложенную идею или найдя другое направление) с предварительным заданием из нескольких вопросов: «Что такое фразеологизм?», «Сколько фразеологизмов «спрятано» в измененной форме в стихотворении?», «Что их всех объединяет?», «Какими фразеологизмами можно дополнить этот список?». Несомненно, эти вопросы стоит использовать в подготовленной группе, их набор стоит менять в зависимости от уровня подготовленности конкретных учеников в конкретном классе.
Лингвистическая игра «Фразеологизмы»
По Сеньке шапку сшили,
Иван познал родство,
Варваре нос слепили,
Оторванный давно.
Фома нащупал веру,
Макар телят пригнал,
И Тришкин по размеру
Кафтан пошитым стал.
Федот нашелся точный,
Диетой Васька сыт,
Емеля мелет срочно,
А Ванька все сидит.
И Сидоровы козы
Не выдраны с утра,
Забыты все угрозы –
Закончена игра.
Обратим внимание на некоторые скрытые и неочевидные вещи в данном примере. Начнем с определения фразеологизма – свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. В тексте можно найти 11 измененных фразеологизмов: «Не по Сеньке шапка», «Иван, не помнящий родства», «Любопытной Варваре нос оторвали», «Неверующий Фома», «Куда Макар телят не гонял», «Тришкин кафтан», «Федот, да не тот», «А Васька слушает, да ест», «Мели Емеля – твоя неделя», «Ванька-встанька», «Выдрать, как Сидорову козу». Они приведены в перевернутом виде – то есть «от обратного». Но есть и еще одна объединяющая их характеристика – все фразеологизмы включают имена собственные.
Если провести в классе обсуждение, то можно обратиться не только к знаниевой составляющей, но и к внимательности, креативности, нестандартности мышления. Еще раз повторим, что каждый педагог может сам создать нечто подобное при большом желании и признании потенциала этого приема для поддержки познавательной мотивации учащихся.
Мотивация не сводится к подбору любопытных фактов и привлечению внимания к теме. Можно говорить о мотивационном образовательном комплексе, включающем в себя три последовательные ступени, которые представим в схеме, включающей 3 «у» (см. схему 1).
Ричард Шелл в книге «Стратегия успеха» определил мотивацию как энергию, которая ежедневно в вас бурлит, держит в тонусе и заставляет добиваться поставленных целей, преодолевая большие и малые преграды на своем пути, то, что приводит в действие возможности человека. Демотивированность или барьеры мотивации возникают в следующих распространенных в образовании ситуациях (на каждом этапе занятия могут возникать свои демотивирующие и дезорганизующие факторы в их конкретных проявлениях):
– непонимание смысла и неосознанность («Зачем мне это надо?»);
– ощущение, что тебя используют для каких-то других целей (непрофессиональных и частных);
– отсутствие уважения и признания достоинства личности;
– перегруженность и очень жесткие временные рамки (отсутствие времени и рефлексии);
– параллельность нескольких дел;
– автоматизм действий (механистичность);
– неорганизованность и отсутствие четкости в работе (непонятность правил, процедур, их постоянное изменение);
– ситуация эмоционального дисбаланса, стресса и неустойчивости;
– запутанность и неясность изложения мысли, смешение важного и второстепенного, общего и частного;
– отсутствие (недостаточность) визуализации;
– недостаточная связь с жизнью и практическими потребностями (высокая и постоянная степень абстрагированности).
Образование не должно быть тяжелым и скучным процессом, хотя оно и невозможно без усилий и упорного труда. Только так происходят личностный рост и самореализация. Личностная успешность – это самореализация человека в значимых для него делах и постоянном развитии, а образование дает лучшие возможности для осознанного построения своей жизни. Джо Боулер в своей книге «Математическое мышление» выделил 5 аспектов образовательной вовлеченности, которые можно представить в виде схемы 2.
Н.Тэффи в рассказе «Святой стыд» описала ситуацию, когда капитан развлекал всех смешными историями. Три аристократки не только не смеялись, но и с недовольными лицами покинули компанию, хотя капитан очень старался их насмешить. Перед сном капитан еще раз вспомнил свои рассказы, устыдившись их фривольному содержанию. Капитан понял, что задел нравственные ценности дам, и стал на завтраке приносить свои извинения. На это он услышал ответ, что расстроило не содержание историй, а то, что капитан постоянно перевирал концовку, упуская всю соль и остроту. Студент и домохозяйки, которым все было в новинку, не понимали этого и радовались. Здесь важна идея, что не всегда даже самый удачный прием мотивации будет воспринят всеми одинаково хорошо. Это подтверждает и А.Швейцер в своей книге «Культура и этика», когда пишет: «Науки о человеческом желании и деянии нет и не может быть. Здесь может идти речь лишь о субъективных и единственных в своем роде фактах, взаимосвязь которых скрыта в загадочном человеческом «я».
Учителю важно соотносить педагогические действия с конкретными учениками, понимать степень их подготовленности, делать правильные выводы, используя механизмы обратной связи.
Меняются эпохи и ценности, но книги и учителя остаются основой развития человечества и движения вперед, поэтому закончить хотелось бы следующей притчей.
Однажды к мудрецу пришел человек и сказал: «Я хочу учиться, но учиться без помощи книг и без помощи учителя, который стоял бы между мной и истиной, потому что любой учитель бренен, а любая книга пуста». На это он получил следующий ответ: «Я вижу, что ты хочешь научиться есть, не пользуясь ртом, и переваривать пищу без помощи желудка? Может, ты еще хочешь ходить без ног и покупать, не внося платы? Возможно, я помогу тебе, но это случится только после того, как ты расстанешься с соответствующими органами своего тела! Возможно, это и забавно: размышлять об учении без книг как основы и упражнениях без учителя. Так же забавно, наверное, мечтать о чудесах и магии. Но кроме забавы: как насчет непосредственного результата?»
Андрей ИОФФЕ, заведующий Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук
От редакции
Недавно опубликована книга А.Н.Иоффе (Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации: учебное пособие / А.Н.Иоффе. – Москва – Берлин: Директ-Медиа, 2020). Информацию о ней можно прочитать на сайте издательства. Надеемся, что данное учебное пособие поможет педагогам разных уровней системы образования (от дошкольного до дополнительного профессионального образования) взглянуть на свою профессиональную деятельность с рефлексивной позиции, а также окажется полезным для студентов педагогической специализации.
Комментарии