search
main
0

Три ступеньки успеха. или От простого к сложному

Если прибегнуть к ассоциативным сравнениям, то возрастосообразная школа – это постепенный подъем ребенка к вершине, где каждая ступенька требует от него определенного усилия и служит опорой и поддержкой на пути решения усложняющихся жизненных задач. Идее возрастосообразной школы уже много лет. Ей случилось отойти на второй план в период советского стабильного существования, однако в последние годы о ней говорят как об одной из главных педагогических идей модернизации системы образования. Во всяком случае, доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ НПО РГПУ им. А.И. Герцена Нина РАДИОНОВА дала именно такое определение идее построения школы, соответствующей природе ребенка.

– Мы знаем, что школа имеет начальное, основное, старшее звено. Когда ученые, педагоги, проектанты модернизации начали анализировать ситуацию, то обнаружили, что, скажем, начальная школа, несмотря на многие изменения за последние годы, стала еще менее возрастосообразной. Другими словами, все, что в школе происходит, далеко не всегда соответствует потребностям, возможностям, стремлениям самого возраста. Так, известно, что у младших школьников есть стремление к интеллектуальному, интенсивному, самостоятельному учебному труду. Они хотят освоить роль ученика, и всегда считалось, что это значимо и важно. Но когда стали анализировать ситуацию с детьми, то увидели, что здоровье детей падает именно в начальной школе. Не столько из-за содержательной перегрузки, сколько из-за технологий, которые в ней используются. Мы твердим, что ребенок любознателен, все время задает вопросы, а оказывается, в начальной школе он разучивается это делать. Начальная школа также должна быть школой социализации, но этого не происходит.

Если говорить о пятых-девятых классах, то подростковый возраст – это возраст действия, применения того, что дети накопили в начальной школе, возраст самоопределения, общения в группах. Когда стали анализировать ситуацию здесь, то вышло: при том, что подростковый возраст – практический, и дети живут сегодняшним днем, ожидая конкретного результата, реальная школа им дать этого не может, поскольку она чрезмерно теоретизирована и ориентирована чаще всего на процесс, а не на результат. Вместо того чтобы что-то создать и получить конкретный результат, детям надо заниматься процессом.

Множеством экспертов было зафиксировано, что школа у нас не возрастосообразная, а предметосообразная. В последние годы мы стали все более изощряться: какие еще предметы включить в жизнь детей, чтобы они отражали новинки в науке? То есть предмет стал главным.

Поэтому одна из основных идей модернизации формулируется так: если на каждой ступеньке ребенок решает для себя разные жизненные задачи, то необходимо сделать так, чтобы школа помогала решать эти задачи, то есть шла бы от интересов детей, их возможностей. Это и есть принцип возрастосообразности.

– Нина Федоровна, какой должна быть основная школа?

– Тревожность, не социализированность, нездоровье – это все проблемы начальной школы. А поскольку все взаимосвязано, то ребенок переходит утомленным в среднее звено. Здесь перед ним встают другие жизненные задачи, и в результате подросток оказывается в самом трудном положении. Со стороны модернизации особого внимания заслуживает подростковая школа. Какую деятельность внести в жизнь школьников-подростков, чтобы свойства романтики, коллективности, продуктивности, результативности заработали? Поэтому вышли на разработку школьниками проектов. Что значит проектировать? Идти от потребностей возраста и решать определенную проектную задачу. Можно изучать литературу традиционно, а можно в изучение включить целую серию проектов, которые будут обобщением того, что дети поняли. Допустим, разработка журнала, где собраны все их творческие работы. Детям надо подумать над названием, проверить орфографию, красиво оформить. То есть элемент реальной жизни включается в жизнь школы при этом адекватно возрасту. Конечно, проекты не покроют всего, но они реально приблизят детей к тому, что происходит. Притом существует возможность через проекты учесть их разные интересы: один рисует, другой поет, третий фотографирует. Это все можно в проекте соединить.

Проектная деятельность стимулирует и учителей. Учителю необходимо уметь проектировать, так как для него включение детей в проектную деятельность – есть совершенно новый проект: соединить программные требования и потребности детей.

– Есть ли опыт работы школ по возрастосообразному принципу?

– Есть десятилетний опыт по России, где каждая школа пыталась опробовать эти конструктивные вещи. Кто-то в среднем звене проводил интегрированные уроки, что заканчивались проектными разработками ребят, кто-то предлагал дифференциации в восьмом, десятом классах с выбором в условиях школы. Пока много стереотипов, которые связывают нас по рукам и ногам. Возрастосообразная школа считается посягательством на то, что у нас сложилось. Но если школа будет в логике старого времени, то ничего не получится. Она исторически не впишется в сегодняшний день.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте