search
main
0

Три ступени на пути к демократии Гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Происходящие в нашей жизни изменения определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-Р, определены приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Нормативные документы и информационно-методические материалы Министерства образования Российской Федерации стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. По решению Министерства образования Российской Федерации создан Центр гражданского образования при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В субъектах Российской Федерации с целью разработки региональных концепций и их реализации, координации усилий всех заинтересованных организаций и учреждений созданы региональные центры гражданского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира.
“Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма” (письмо Минобразования России от 02.04.2002 N13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”).
Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Курс начальной школы “Окружающий мир” знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формируют осознанное патриотическое чувство.
В основной школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественно-научного циклов. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям; об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). Эти курсы помогают школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. На уроках граждановедения и обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране.
Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществоведения учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.
Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о ее национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности.
Предметы естественно-научного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у подростков чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.
Предмет “Граждановедение” не входит в инвариантную часть действующего Базисного учебного плана (1998 г.). Однако во многих регионах этот предмет изучается за счет регионального компонента. Он обеспечен достаточно широким спектром учебной литературы, издаваемой различными издательствами: учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендациями. В общеобразовательных учреждениях проводится широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (приказ Минобразования России от 21.05.2001 N 2093). Экспериментальный базисный учебный план предусматривает изучение в 5-8-х классах курсов “Граждановедение”.
В 2003 году предлагается утверждение федерального компонента государственного стандарта общего образования. Впервые в основной школе предусматривается непрерывное, систематическое изучение обществоведения с 5-го по 9-й класс. Введение курсов обществознания (граждановедения) предоставляет большие возможности для целостного гражданского образования и воспитания школьников-подростков.
Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все-таки недостаточен для формирования социально активной, компетентной личности.
Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у российских детей такие навыки, следует “раздвинуть” стены школы, “включить” школьника в окружающий мир во всем его многообразии.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами – создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу – как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса.
широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (системы формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;
учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в неурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.
Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Заслуживает внимания опыт разработки и реализации социальных проектов: Всероссийская акция “Я – гражданин России”, проекты “Гражданин” (Самара) и “Гражданский форум” (Брянск).
Особую важность в гражданском образовании приобретает система оценивания результатов гражданского образования.
Организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. В гражданском образовании эта задача осложняется тем, что объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.
Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в гражданском образовании в первую очередь встает задача оценивания умений и навыков, разработки критериев эффективности обучения.
Для оценивания достижений учащихся в гражданском образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.
“Объективность” достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.
“Адекватность” подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: “Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?”
“Значимость” предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов (целей) курса. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы: “Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?”
“Интегрированность” означает, что оценивание включено в сам процесс обучения.
“Открытость” требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.
“Доступность” предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.
Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся в гражданском образовании.
Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.
Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: балльное оценивание; рейтинговое оценивание; балльно-рейтинговое; оценивание по системе “зачет-незачет”; вербальное поощрение. Оценивание гражданской, демократической активности школьников может быть рассмотрено в широком социальном, социологическом, педагогическом, методическом аспектах, из многообразия форм контроля и оценок учащихся можно выделить несколько форм: тестирование, которое направлено на выявление знаниевого компонента; задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, позволяющие оценить готовность учащихся применить знания на практике; форма самооценивания учащихся в вопросах демократической гражданственности.

Основные подходы к развитию гражданского образования в России

Введение
Государство и общество сегодня называют школу, образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращающим отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование признано важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и должно решить сверхзадачу – эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности, которая реальностью еще не стала.
Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации российского образования: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
В качестве важных целей образования определены:
– развитие у учащихся самостоятельности и способности к саморганизации;
– умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
– готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
– толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Особенно актуальной для системы образования становится необходимость усиления подготовки школьников по информационным технологиям, социально-правовым дисциплинам, иностранным языкам. Особая значимость придается воспитанию школьников.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Несмотря на огромный опыт, накопленный отечественной педагогикой, школа в новых условиях испытывает серьезные трудности в процессе подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Отсутствует система воспитательной работы; на федеральном уровне нет общего понимания содержания, основных принципов и особенностей гражданского образования; нет единства в определении понятия “гражданское образование”, базового понятийного аппарата; существует и кадровая проблема.
Важнейшим условием результативности работы школы по гражданскому образованию является ее системность, целостность, взаимосвязь всех элементов и звеньев. Эффективность ее, по нашему мнению, достигается лишь когда:
– система гражданского образования четко структурирована;
– обозначены основные элементы и параметры его содержания;
– согласованы на основе единых теоретических и методологических положений общие принципы реализации и подходы к методике гражданского образования;
– определены единый знаниевый компонент и перечень основных умений, навыков, формирующихся у обучающихся;
– задействованы все участники образовательного процесса, активно используются возможности социума;
– в процессе достижения целей гражданского образования, формирования качества гражданина демократического общества не используются авторитарные способы;
– гражданское образование не навязано педагогу, администратору, образовательному учреждению “сверх”, педагоги имеют личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладают выраженной гражданской позицией.
Иными словами, необходима реализация подчиненных единой концептуальной основе усилий как всего образовательного учреждения, так и системы образования от дошкольных образовательных учреждений до педагогического вуза, общественных организаций, органов власти.
Опыт, имеющийся в различных регионах России, “вызовы”, брошенные системе образования, заставляют по-новому оценить потенциал и возможности гражданского образования, которое может стать не только основным направлением развития гуманитарного образования, но и проводником современных педагогических технологий в широкую педагогическую практику.
“Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и деятельностно-практического компонентов содержания. (См. схему 1).
Сложность и масштабность задачи требуют комплексного, системного подхода к ее решению, работе всей школьной организации в интересах формирования у учащихся гражданских качеств личности. (См. схему 2).
Как справедливо отмечает Н.Элиасберг, для достижения эффективности гражданского образования оно не должно сводиться лишь к одному из компонентов содержания либо к одной, пусть даже эффективной, форме работы.
Основные подходы к развитию гражданского образования в России обсуждены на межрегиональной конференции “Гражданское образование в современной школе” (г.Калуга, ноябрь 2001 г.), российской конференции “Гражданин XXI века” (г.Москва, АПКиПРО, ноябрь 2001 г.), семинаре Минобразования РФ и Совета Европы (г.Москва, АПКиПРО, февраль 2002 г.), доработаны с учетом замечаний и предложений.

Группа разработчиков проекта документа благодарит всех работников образования, участвовавших в обсуждении, вносивших замечания и предложения.

Окончание следует

Схема 1

Схема 2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте