Продолжение. Начало в N 7
Основные подходы к развитию гражданского образования в России
Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи для отечественной системы образования.
Школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Утвержденная правительством Концепция модернизации российского образования ориентирует образование на подготовку современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих сотрудничать, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Условием выполнения образованием своей миссии является его модернизация. Новые вызовы российской школе обуславливают необходимость организации эффективного гражданского образования, реализации на практике комплексного подхода, использования всего образовательного арсенала в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса.
Основные подходы к развитию гражданского образования в России представляют собой систему основных параметров, определяющих возможности школы по формированию гражданских качеств личности. Она содержит описание педагогических функций и целей гражданского образования, определяет его сущность, общую структуру и содержание с конкретизацией основных содержательных линий. Здесь представлены возможные пути осуществления гражданского образования в общеобразовательной школе, а также требования к уровню подготовки учащихся.
Положения документа выстроены с учетом баланса интересов личности, школы, общества и государства и основаны на международном и отечественном опыте. Предлагаются базовые подходы и требования к содержанию и методике преподавания при сохранении для образовательного учреждения и педагога возможности свободного выбора формы (модели) осуществления гражданского образования.
Понятие гражданского образования, его основные задачи, региональные и местные особенности
Под гражданским образованием понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретение ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации.
Это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное обучение и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Цель гражданского образования – способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, становлению общественно активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием.
В его основе лежит идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач современного этапа развития России. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Ребенку предстоит научиться идентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества. Поэтому одна из основных задач гражданского образования состоит в том, чтобы способствовать реализации потенциала личности ребенка, помочь ему стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского образования у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.
В гражданском образовании приоритетным является нравственно-правовой аспект развития личности, поэтому его реализация, с учетом возрастных особенностей, играет значимую роль на всех ступенях образования.
Не менее важной задачей является формирование у учащихся позитивного правосознания. Ориентируясь в преподавании гражданско-правовых дисциплин прежде всего на позитивные аспекты социализации личности, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к базовому условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Гражданское образование должно способствовать основанному как на опыте, так и на чувствах осознанию учащимися сущности таких понятий, как “справедливость”, “равенство”, “свобода”, “достоинство”, “права человека”, “демократия”, и формировать навыки их реализации в повседневной жизни. Поэтому немаловажной задачей является развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности. Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация на позитивные аспекты не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.
В процессе формирования гражданских ценностей особенно важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации гражданского образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывать значимость их взаимодействия и взаимовлияния.
Существенным элементом системы гражданского образования является изучение политических и избирательных прав граждан, федерального и регионального избирательного законодательства, законодательства о местном самоуправлении; изучение политико-правовых и социальных и иных процессов в стране, регионе.
Значительный потенциал становления гражданственности имеет ознакомление учащихся с работой федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, участие школьников в управлении школой и решении актуальных проблем местного сообщества.
Учащиеся должны знать основные положения Конституции России, устава субъекта Российской Федерации, уставов муниципальных образований, устава собственной школы.
Необходимо воспитывать уважение к государственной символике нашего Отечества: этой цели должна служить системная и целенаправленная работа по разъяснению значения государственных символов Российской Федерации, региона, широкое их использование в школьной жизни.
Содержание гражданского образования в школе, основные формы его реализации
Рекомендуется широкий, всесторонний подход к реализации гражданского образования в школе, цели которого не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующая организация уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.
Специфика содержания гражданского правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах:
предметная, где основу составляют курсы “Граждановедение” или “Введение в гражданско-правовое образование” для основной школы и в последующем курсы “Обществознание”;
межпредметная, где основное содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования. Такие, как история, литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура;
воспитательная;
институционная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданское образование);
проектная и другие.
Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды.
Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание гражданственности и гражданского сознания единой линией педагогического воздействия, определиться, наконец, с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе (а они носят междисциплинарный характер), избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.
Основными компонентами гражданского образования являются:
Знания:
правовые;
политические;
основы этики;
основы знаний о социальной сфере общества;
экономические;
основы знаний в области социальной экологии;
основы психолого-педагогических знаний;
знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.
Умения и навыки:
критически мыслить;
получать информацию, используя возможно полный спектр источников;
анализировать информацию, критически оценивать ее;
понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений;
принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность;
реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях;
устанавливать конструктивные отношения с людьми;
работать в группе;
выражать и отстаивать свое мнение;
слушать другого человека;
определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
навыки толерантного поведения.
Ценности:
гуманность;
самоопределение личности;
уважение прав и свобод человека;
уважение человеческого достоинства;
уважение институтов гражданского общества;
уважение норм и правил современной демократии;
справедливость;
равенство людей перед законом;
общественное благо;
уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей;
политическое многообразие;
патриотизм;
готовность к разумному компромиссу;
толерантность;
правдивость и др.
Перед современной школой ставится задача формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональных, надпредметных, базовых компетенций. Данное понятие включает в себя как знания, умения и навыки, так и результаты обучения, систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и т.д. Сам характер базовых компетенций, их востребованность в различных сферах политической, трудовой, учебной деятельности, в семье, общении и т.д. делают развитие межпредметного подхода приоритетным.
Средствами гражданского образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и т.д.);
компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.) и другие.
Гражданское измерение содержат практически все образовательные области и предметы учебного плана общеобразовательной школы:
Язык и литература (русский язык и литература, иностранные языки):
Формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков, критического анализа прочитанного текста и услышанной информации; обучение участию в дискуссии, постановке и анализу проблемы, точки зрения, позиции, их аргументации, обучение общению с представителями других стран и культур.
Предметы естественно-научного цикла (биология, физика, химия)
Осознание жизни как высшей ценности, изучение роли окружающей среды в жизни общества и человека; взаимоотношения общества и природы; социальные аспекты научного знания и научных исследований, их применение в народном хозяйстве; социальные последствия использования достижений науки.
Математика
Использование математических знаний для анализа статистической информации, различных аспектов финансовой деятельности.
Технология
Рациональное использование ресурсов; роль рационализации технологических процессов; изучение основ бизнеса; знание и понимание экономических процессов в обществе, в семье, проектирование хозяйственной деятельности.
Основы информатики и вычислительной техники
Значение информационных ресурсов в обществе и в процессе становления гражданина; возможности интернета в процессах обучения, исследования; обучение использованию информационных ресурсов.
Обществознание
Общество как целостная система; человек – главный компонент социальной системы, его социальная сущность; социальная деятельность и социальное поведение человека, их реализация в различных сферах общественной жизни; способы взаимодействия людей в обществе; основные социальные компетентности личности в различных сферах общества.
История
Основные этапы развития общества, различия между историческими эпохами и типами обществ; исторические события, ситуации, их причины и следствия; ценности и опыт прошлых поколений; выдающиеся исторические личности; идеи, верования; правовые, политические и экономические системы; власть в ее историческом контексте; государство; история выборов и избирательного права; исторические аспекты проблемы прав человека, умение использовать и анализировать источники, трактовать события прошлого.
География
Проблемы взаимоотношений с окружающей средой; народонаселение; экономическая деятельность; роль и значение ресурсов в развитии общества; единство и целостность современного мира; глобальные проблемы человечества; умения и навыки географического исследования, включая анализ и оценку состояния окружающей среды.
Предметы художественно-эстетического цикла
Роль культурного наследия в развитии личности; многообразие культур; культурные различия, их ценность и проявления; мультикультурность; средства массовой информации.
Основы безопасности жизнедеятельности
Безопасность в жизни общества и человека; экологическая безопасность; ценность здоровья и здоровый образ жизни; безопасное поведение; защита Отечества; правовые аспекты безопасности жизнедеятельности.
Физическая культура
Здоровье как ценность; здоровый образ жизни; роль физической культуры и спорта в развитии личности; политические аспекты спорта; конструктивное взаимодействие в спорте.
Данный перечень является достаточно общим и не исчерпывает всех тем межпредметной модели гражданского образования. Учитель, творчески подойдя к выполнению требований учебной программы своего предмета, может обратиться и к другим, важным для него и его учащихся аспектам гражданского образования.
Реализация целей и задач гражданского образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной его системы, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IХ классы) и средней (полной) общей (Х-ХI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством основных идей, преемственностью содержания гражданского образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов к его осуществлению. Основное содержание гражданского образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Система гражданско-правового образования
Пропедевтика гражданского образования (начальная школа
(I-IV классы)
Деятельность педагогов начальной школы направлена прежде всего на общее личностное развитие каждого ребенка, формирование у детей основ учебных умений и навыков, на освоение ими норм школьной жизни, развитие коммуникативных способностей.
Основная задача гражданского образования на данной ступени обучения – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе в частности.
У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни класса).
Основные формы, используемые в работе с учащимися, – это наблюдения, беседы, экскурсии, общение с представителями различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с опорой на художественные образы. Гражданское образование в начальной школе имеет прежде всего нравственно-этическую основу.
Учащихся начальной школы необходимо научить:
различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое, избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира;
объяснять свои взгляды, выражать личное мнение о том, что для них является важным;
управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение;
оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия, учиться на собственном опыте;
ставить перед собой несложные цели;
учебной самостоятельности и инициативности;
участвовать в несложных дискуссиях с одним человеком, группой, классом;
обсуждать несложные актуальные темы;
определять варианты возможного выбора, принимать решения и делать осознанный выбор;
конструктивно взаимодействовать в группе, классе, следовать нормам школьной жизни, выполнять требования школьного режима, осознавать необходимость и важность их исполнения;
осознавать наличие у людей потребностей и необходимость выполнения определенных обязанностей для их удовлетворения;
осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа);
понимать, что помогает и вредит окружающей среде и каким образом следует заботиться о ее сохранении;
участвовать в жизни своего класса и школы;
иметь представления о различных источниках благосостояния и различных целях использования средств;
оценивать влияние своего поведения на других людей;
слушать других, играть, учиться и трудиться сообща;
определять сходства и различия между людьми и уважать их;
понимать, что члены семьи и друзья должны проявлять заботу друг о друге;
ответственно подходить к учебному труду;
брать ответственность на себя и разделять ее с другими (например, хорошо себя вести, способствовать поддержанию порядка в классе, заботиться о домашних животных и т.д.);
правильно оценивать результаты своей деятельности, и прежде всего учебной, испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения (например, добиваться признания своих успехов и адекватно воспринимать мнение других о себе);
встречаться и общаться с людьми;
размышлять и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах, с которыми они сталкиваются в обычной жизни (например, агрессивное поведение, справедливость и несправедливость, правда и ложь, использование денежных средств, охрана природы и т.д.);
обращаться за помощью (например, к членам семьи или друзьям, учителям, старшеклассникам, работникам милиции и т.д.).
Гражданское образование реализуется посредством:
образовательных программ учебных предметов начальной школы;
использования возможностей межпредметного подхода;
применения единого методического приема (групповая работа, дискуссия…);
различных форм внеурочной и внешкольной воспитательной работы (система факультативных занятий, классные и библиотечные часы и т.д.);
участия учащихся выпускных классов начальной школы в работе органов школьного самоуправления в качестве стажеров.
Возможно введение на завершающем этапе начального образования в учебный план начальной школы предмета гражданско-правового содержания (1 час в неделю).
I-й концентр – основная школа
(V-IХ классы)
Основной школе принадлежит особая роль в системе гражданского образования. Возраст учащихся данной ступени характеризуется повышенным интересом к себе и другим, высокой энергичностью, быстрой сменой и нестабильностью интересов, стремлением к самореализации в различных сферах деятельности. В этот период развивается самосознание подростка, происходит становление его практического сознания. У учащихся наибольшее развитие получает чувство ответственности. Одним из ведущих видов деятельности, определяющим развитие подростка, становится социальное экспериментирование и проектирование.
На данном этапе у учащихся складываются базовые представления о “большом” и “малом” социумах, своем месте в них, формируются навыки социального поведения, участия в ситуациях и процессах, требующих реализации индивидуума как гражданина.
Учащихся основной школы необходимо научить:
навыкам самостоятельной работы, включая организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов;
в письменной и устной форме излагать свое мнение, обосновывать свою позицию по проблемам и событиям, касающимся как их лично, так и общества в целом;
осознавать ценность своей личности, свои сильные и слабые стороны, замечать собственные ошибки, исправлять их, работать над самоусовершенствованием;
анализировать собственный опыт, интересы и мотивы, ставить перед собой цели, разрабатывать способы их достижения и добиваться их выполнения;
осознавать, как изменяются эмоции и поведение в подростковый период, контролировать их по отношению к самому себе, членам семьи, другим людям;
понимать возможности и пути развития собственных способностей, умений и навыков, с учетом интересов общества и государства;
осознавать роль и важность политических, экономических, социальных и культурных знаний, умений и навыков в жизни человека;
бережно расходовать средства и понимать важность экономного ведения хозяйства;
исследовать и обсуждать сущность общественных проблем и событий, анализируя информацию, собирать ее, пользуясь различными источниками;
понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов, их функции и значение, причины создания и изменения норм и законов;
понимать последствия антиобщественного девиантного и агрессивного поведения по отношению к отдельным людям и социуму (например, устрашение, расизм и т.д.); знать, как адекватно реагировать на подобное поведение, защищаться и искать помощь;
осознавать существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина, знать их сущность;
понимать сущность и значение правосудия, знать основные элементы и принципы системы судопроизводства в Российской Федерации, основные положения законодательства о несовершеннолетних;
понимать сущность духовных, моральных, культурных и социальных проблем современного российского общества и человечества в целом;
осознавать мир как глобальное сообщество, место России в мире и Европе, понимать роль и значение ООН в современном мире;
понимать важность справедливого разрешения конфликтов, устранять разногласия через рассмотрение альтернативных вариантов и объяснять варианты выбора;
знать характеристики основных форм правления, представлять сущность демократии и значение ее основных институтов на национальном и местном уровнях;
знать функции и основные направления деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
понимать и оценивать наличие многообразия этнических, региональных, религиозных и других групп в нашей стране, знать существо различий между ними, осознавать необходимость взаимопонимания и уважения инакости;
иметь представление о различных способах размещения и использования ресурсов и об их влиянии на состояние человека, общества и окружающей среды;
понимать важность участия в голосовании и знать сущность избирательной системы России;
понимать значение средств массовой информации в обществе, знать способы ее подачи, используемые СМИ;
осознавать, что действия и поступки подростков затрагивают как их собственные интересы, так и других людей, уважать интересы и чувства других, оценивать ситуацию с позиции другого;
знать, что сходства и различия между людьми являются следствием множества факторов: этнических, расовых, религиозных, половой принадлежности и т.д.;
определять стереотипы и преодолевать их;
уважительно относиться к людям из других стран, эпох и народов, их ценностям, традициям и образу жизни;
оценивать опыт и деятельность других людей, уметь объяснять взгляды и позицию другого человека;
знать, куда можно обратиться за помощью и поддержкой в критической ситуации.
Приобретать знания, развивать умения, навыки, формировать собственные взгляды, предоставляя учащимся следующие возможности:
брать ответственность на себя, делать осознанный выбор и принимать решения;
осознанно участвовать в деятельности органов школьного ученического самоуправления, принятии коллективных решений в классе и школе, коллективных делах, жизни школы и местного сообщества;
встречаться и общаться с людьми (государственными и общественными деятелями, депутатами, должностными лицами органов местного самоуправления, работниками правоохранительных органов, активистами общественных организаций и т.д.);
критиковать и принимать конструктивную критику;
договариваться и придерживаться принятых договоренностей;
стремиться осваивать новые виды деятельности;
оценивать собственное участие в различных видах деятельности;
соотносить замысел и его реализацию.
Правовая и политическая информация воспринимается учащимися в процессе развития у них соответствующих нравственных установок. Учитывая психологические особенности возраста учащихся, их стремление к общению, необходимо широко использовать такие формы занятий, как дискуссии, встречи, диспуты, практикумы, игры и т.д.
Гражданское образование в основной школе реализуется:
через учебные предметы гражданско-правовой тематики (“Введение в обществознание”, “Право и политика”, “Граждановедение”, “Основы правовых знаний”, “Основы гражданских знаний” и т.д.);
при изучении общеобразовательных дисциплин (русский язык и литература, история, география, биология и химия, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и т.д.);
на факультативных курсах гражданско-правового содержания – “Основы избирательного права”, “Основы экономики”, “Социальная экология”, “Основы религиоведения” и др.;
через организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
посредством ознакомления учащихся с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций и т.д.;
посредством участия учащихся в работе органов ученического самоуправления, организации активной деятельности школьников по управлению школой, создания в общеобразовательных учреждениях модели демократического общества;
в процессе изучения истории, этнографии, культуры родного края, жизни и деятельности знаменитых земляков, ознакомления с основами регионального законодательства.
II концентр – средняя (полная) школа (Х-ХI классы)
Данная ступень, завершая школьное образование, должна подготовить старшеклассника к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. Старший школьный возраст характеризуется ярко выраженным стремлением учащихся к решению проблем образовательного и профессионального самоопределения. Главная задача школы на данном этапе состоит в том, чтобы дать молодому человеку не только качественное современное образование, но и создать условия для его социального и образовательного самоопределения, получения социального опыта, позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.
Учащимся полной средней школы необходимо дать знания и представления:
об основных нормах права, правах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации, роли правосудия в жизни общества, основах судопроизводства в Российской Федерации;
о происхождении и сущности этнического, религиозного, регионального и культурного многообразия в России, необходимости взаимопонимания и уважения этих различий;
о деятельности органов власти и управления в Российской Федерации;
о сущности и основных стадиях процесса законотворчества;
о необходимости активного участия граждан в демократических и избирательных процедурах;
о функционировании экономики;
о возможностях отдельных граждан и их объединений оказывать влияние на принятие решений на местном, региональном, федеральном и международном уровнях;
о значении свободной прессы и роли средств массовой информации в обществе, в том числе интернете, их влияние на формирование собственного мнения;
о правах потребителя и обязанностях производителя и предпринимателя;
о возможных профессиональных областях, собственных притязаниях на деятельность в этих областях, свою позицию в социуме и т.п.;
об отношениях России с мировым сообществом, зарубежными странами, ее месте и роли в мире, деятельности и позиции России на мировой арене и ООН;
о единстве, целостности и взаимозависимости современного мира.
Комментарии