В Москве назвали имена лауреатов общенациональной премии Российского профессорского собрания в номинациях «Профессор года», «Декан года» и «Ректор года». Почетного звания лучшего профессора по Северо-Западному федеральному округу в номинации «Химические науки» удостоена Тамара Балабековна ЧИСТЯКОВА, доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заведующая кафедрой систем автоматизированного проектирования и управления, а также председатель первичной профсоюзной организации сотрудников Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). Лауреатов общенациональной премии награждали Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации, и Владимир Филиппов, председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, в рамках 5‑го Профессорского форума «Наука и образование в условиях глобальных вызовов».
«Учительская газета» воспользовалась замечательным поводом, чтобы пообщаться с Тамарой Балабековной, и попыталась сформулировать правила жизни и работы этого многогранного человека.
Биография героя нашего интервью – наглядное доказательство того, что отличником можно быть во всем, в списке достижений Тамары Балабековны – золотая медаль по итогам обучения в школе, последовательный карьерный путь от лаборанта до проректора и заведующей кафедрой, звание «Заслуженный работник высшей школы», Премия правительства Санкт-Петербурга в области интеграции образования, науки и промышленности, грамоты и награды Общероссийского профсоюза образования и Федерации независимых профсоюзов России… И этот список можно продолжать еще очень долго.
– Тамара Балабековна, позвольте поздравить вас со столь значимой наградой, кстати, насколько она оказалась для вас неожиданной? Что значит для вас звание «Профессор года»?
– Общенациональная премия – это прежде всего признание моей общественной, научной, образовательной деятельности. У конкурсной комиссии были разработаны многочисленные критерии, касающиеся всех названных мною областей. Поэтому данное решение – именно комплексное признание результатов моей работы, функционирования наших научных школ, всего Технологического института – старейшего технологического вуза в стране, основанного еще в 1828 году.
Я всегда стремилась к тому, чтобы научные разработки и образовательные проекты доводились до практического внедрения. Поэтому особенно приятно, что одними из первых меня поздравили с получением награды промышленники, с которыми я работала. Для меня также важно, что это признание результатов моей общественной работы. Двадцать пять лет я возглавляю профком сотрудников родного Технологического института, это, кстати, одна из старейших общественных организаций в городе, нашей профсоюзной организации исполнилось 105 лет.
Кроме того, эта награда важна для меня как для представителя научной династии, она показатель, что я действую правильно, достойно.
– Как вы думаете, что выделило вас среди других коллег, что позволило именно вам стать профессором года?
– Должна сказать, что это замечательная премия в том плане, что она действительно общенациональная, информация о награде была опубликована на сайтах и в социальных сетях министерств, Российского профессорского собрания, в средствах массовой информации.
Будучи председателем профкома, работая в Профессорском собрании, я понимаю, что достойных профессоров у нас очень много в стране, интеллектуальный потенциал у нас очень большой. Много людей, которые преданы своему делу, которые являются профессионалами, однако полагаю, что это такой сложный конкурсный отбор с многочисленными критериями, которые были выдвинуты Профессорским собранием и Министерством науки и высшего образования. Мы собирали различные материалы, среди которых видеоролик о номинанте. Поэтому с представлением, выдвижением и оформлением могли справиться лишь коллективы, сплоченные вокруг своих профессоров.
Я думаю, мне удалось преодолеть эти конкурсные испытания и победить благодаря многочисленным социальным связям, как это принято говорить сегодня. Меня поддерживали, окружили заботой, помогли представить эти материалы. Возможно, это и есть отличительная черта – моя замечательная команда. Это и семья, которая с уважением относится к научным достижениям, сложностям, творческим решениям. Мы помогаем друг другу, терпимо воспринимаем те перегрузки и проблемы, которые возникают, поддерживаем. Моя семья продолжает и развивает исторические традиции Технологического института. Я горжусь тем, что мой сын Александр Николаевич Чистяков (почетный профессор Технологического института) учредил стипендию в память отца и деда – известных технологов, работавших в институте. Такая благородная историческая традиция – забота о будущих специалистах, существует и поддерживается выпускниками, промышленниками, бизнесом более 100 лет в Технологическом институте. Конечно же, это и мои коллеги из Технологического института. Например, в создании видеоролика мне помогали наши молодые ребята из профсоюзной организации студентов. Они помогли оформить и представить материалы в современном стиле, а также сделать их интересными по содержанию. Еще одна социальная связь – мои учителя.
Мне в жизни вообще повезло с учителями и в науке, и в образовании, и в общественной работе. Я помню их наставления, например наставление моего учителя – профессора Владимира Васильевича Сотникова, который смело брался за те научные идеи, которые могли быть, по его мнению, доведены до практического внедрения. Он увлекал нас, мы брались за самые сложные задачи и имели достаточно много внедрений современных систем управления и проектирования.
Еще один мой учитель – Валентин Сергеевич Балакирев, который был экспертом Высшей аттестационной комиссии, он помогал мне во время написания диссертационной работы, всегда говорил, что нельзя делать все за учеников, им надо объяснять, учить, выявлять лучшее, поддерживать и направлять.
Это, безусловно, и мои учителя, связанные с общественной деятельностью, прежде всего Анатолий Сергеевич Дудырев, президент нашего вуза, ректор, с которым мы более 20 лет работали. Он считал ключевым именно бережное отношение к коллективу. При этом коллектив – это и уборщица, и охранник, и учебно-вспомогательный персонал, и доцент, и профессор… Он это очень ценил, и нам удалось сохранить коллектив научной школы Технологического института. Я стараюсь в своей работе придерживаться этих принципов.
Мои учителя и ученики – это и есть моя главная опора, моя социальная связь, разросшаяся по всему миру, поскольку я работаю в IT-индустрии. Наша кафедра выпустила более 2000 бакалавров, магистров, аспирантов, 25 кандидатов и докторов наук. Это та сила, которая поддерживает, которая заставляет тебя держаться в форме, которая помогла мне представить нашу научную школу, которая реализует наши идеи.
– Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе, преподавательской деятельности, есть ли у вас свои правила?
– Я всегда считала, что надо любить то дело, которым ты занимаешься. Если спросить у матери, которая воспитывает ребенка, каким принципом она руководствуется, то, наверное, главный ее принцип – любовь к этому ребенку.Если исходить из этого принципа, то все виды деятельности будут радостными, счастливыми, будут приносить удовлетворение.
Если говорить об основных принципах в образовании моих учеников, а это и студенты, и аспиранты, и докторанты, – это все мои дети, я стараюсь в каждом из них увидеть сильную сторону, их творческое начало, а затем развивать его в меру моих возможностей и сил. И еще, конечно, стараюсь сама учиться у молодых людей, потому что, работая в области информационных технологий, да еще и прикладных, для промышленности, я понимаю, что успеть за всеми IT-технологиями могут только молодые, но у них нет системного подхода, свойственного старшим, а без него невозможно реализовать все идеи. Я также всегда помню, что родители этих детей, даже если эти дети уже взрослые по возрасту, доверили нам самое дорогое, что у них есть, – своего ребенка, его будущее.
Что касается науки, один из моих принципов выразил мой свекор Александр Николаевич Чистяков, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в этом году. Он говорил, что если ты берешься за какое-то научное направление, берешь учеников, то ты обязательно должен понимать, что это направление новое, инновационное, что ты в нем разбираешься, а для этого должны быть ресурсы. Поэтому я стараюсь в науке заниматься именно такими инновационными направлениями.
Что касается общественной работы, то мой основной принцип – формировать коллектив и достойные для его работы условия. Как вы понимаете, условий этих очень много: комфорт, хорошая зарплата, сплоченная команда, научная школа. В свое время мы одними из первых в Технологическом институте заключили коллективный договор. Никаких общедоступных образцов, макетов еще не было, поэтому один из наших преподавателей – Виталий Федорович Плотников, – работая за границей, привез этот коллективный договор, мы перевели его с французского, с тех пор мы уже более 25 лет в диалоге с ректором, с профсоюзной командой отражаем в коллективном договоре те условия, которые помогают удерживать научные школы, коллектив, создавать комфортные условия для труда.
Чтобы реализовывать все названные мною принципы, нужно очень много работать, и это, пожалуй, главное правило. Область, которую я выбрала для своей деятельности, заставляет постоянно учиться, делиться своими знаниями на интересном и понятном для молодых людей языке. Я считаю, что мне в жизни повезло во многих вещах, но главное – мне повезло с учителями, соответственно, все эти правила мне привили мои учителя.
– Как вы совмещаете успешную профессиональную карьеру и столь насыщенную общественную деятельность, в том числе профсоюзную?
– Я не разделяю эти части своей жизни. Все переплетено, общественной деятельностью я занялась еще в школе, будучи секретарем комсомольской организации, старалась учиться, понимая, что в жизни все нужно совмещать, если ты хочешь заниматься любимым делом.
Дмитрий Иванович Менделеев как-то сказал, что у ученого, профессора должно быть три служения Родине. Первое – научное: в его публикациях, участии в академических структурах. Второе – образовательное. Он считал, что именно эта часть отнимала у него основное время, основные силы. И третью службу он видел в умении советовать или участвовать в общественной деятельности страны, поскольку все-таки люди науки имеют системное видение. Это и есть сочетание общественной, образовательной, научной деятельности, которая составляет личность ученого, профессора. Я рада, что удостоилась этой премии и благодарю всех, кто помогал мне.
Сергей ВЬЮНКОВ, помощник председателя Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования
Комментарий
Иван КАЙНОВ, председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования:
– Профессор Тамара Балабековна Чистякова – наша большая гордость. Она кумир молодежи и вдохновляющий лидер петербургской высшей школы. Ее четкая профессиональная позиция, колоссальный опыт, стратегическое мышление и неравнодушие к делу удивили меня на одной из последних майских научных конференций профессорского сообщества Петербурга, посвященной 20‑летию Болонской системы в российском высшем образовании. Тамара Балабековна подлинный петербургский интеллигент, красивая женщина с высочайшим уровнем культуры, неповторимым стилем и необыкновенной душевностью. Она является одним из инициаторов Петербургского профессорского собрания и автором уникальной идеи, которую мы откроем профессиональному сообществу в Год педагога и наставника. И конечно же, Тамара Балабековна авторитетный ученый и руководитель, хранитель традиций старейшего вуза страны, яркий представитель старейшей и крупнейшей общественной организации России – Петербургского профессионального союза образования и науки. Достижений, наград и почетных званий у нее много, очередная награда очевидно заслуженная. Желаем Тамаре Балабековне дальнейших побед и вдохновения.
Комментарии