search
main
0

Три роковые женщины

Московские оперные театры возвращаются к полноценной жизни. Практически весь остальной мир смотрит премьеры опер только онлайн, спектакли проходят в пустых залах, а нью-йоркская Метрополитен-опера вообще отменила сезон полностью.

Сразу три столичных театра провели премьеры спектаклей после достаточно длительного перерыва. Да и названия роскошные – «Тоска», «Саломея», «Кармен», что может только украсить любую театральную афишу. В начале февраля в московском театре «Геликон-опера» прошла премьера известной оперы Джакомо Пуччини «Тоска» в постановке Дмитрия Бертмана. Следующим аккордом стала «Кармен» Жоржа Бизе в постановке Юрия Александрова на сцене столичной Новой оперы имени Евгения Колобова аж в четырех составах. Буквально через несколько дней после «Кармен» Большой театр выпустил не менее популярную оперу Рихарда Штрауса «Саломея» (второй раз за 100 лет) в постановке немецкого режиссера Клауса Гута.

Опера «Кармен» считается вершиной творчества французского композитора Жоржа Бизе в частности и одним из лучших образцов оперного жанра в целом. Сейчас достаточно трудно представить, но ее мировая премьера на сцене театра «Опера-Комик» в Париже 3 марта 1875 года с треском провалилась, а вокруг оперы разыгрался нешуточный скандал. Через три месяца после премьеры «Кармен» композитор Жорж Бизе скоропостижно скончался, не выдержав колоссального провала. Сейчас невозможно представить мир оперы без страстных и зажигательных мелодий этого шедевра Бизе, а роль Кармен привела к звездной славе многих певиц разных поколений. Сценическая история «Кармен» – это невероятное богатство режиссерских версий, интерпретаций, акцентов.

Оперу хвалили Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер, а Петр Чайковский выучил ее клавир наизусть. В одном из писем русский композитор говорил: «Это обаятельно, прелестно от начала до конца. Пикантных гармоний, совершенно новых звуковых комбинаций множество, но все это не исключительная цель. Бизе – художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением… Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Слова Чайковского оказались пророческими, лишь Жорж Бизе не смог узнать о великой славе своего шедевра.

В дальнейшем опера стала одним из наиболее популярных музыкальных названий в афишах европейских и мировых оперных центров. «Кармен» ставят не только в Ла Скала, Парижской национальной опере или Метрополитен-опера, но и в театрах менее известных, часто дают в концертном исполнении. Опера привлекает к себе различных дирижеров и режиссеров (отметим, что музыка и драматургия чрезвычайно богаты для различных интерпретаций), манит зрителей и поклонников театрального искусства.

В Новой опере «Кармен» поставил Юрий Александров. Сценография и костюмы – народный художник России Вячеслав Окунев. Хореограф-постановщик – Надежда Калинина. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Александр Самоилэ. Хормейстер – Юлия Сенюкова.

Центральная идея спектакля – столкновение двух начал: мужского и женского. Оно подчеркнуто присутствием на сцене балетной пары – своего рода хореографической параллели основной линии. В шикарном буклете к спектаклю Вячеслав Окунев рассуждает: «Мы обратились к стилю Антонио Гауди и решили создать пространство, с одной стороны, истинно испанское, с другой – напоминающее остатки прошлой культуры. Мы можем менять его небольшими перемещениями, и каждый раз получается новая история». Но это идеи, воплощение оказалось не столь убедительным. В этой концепции нет ни логики, ни трактовки, за три часа 10 минут просто устаешь от статичности и мельтешения на сцене.

Как кажется режиссерской команде, основная находка спектакля – включение балетных номеров и введение дополнительных героев. Он (Иван Звягинцев) и Она (Ксения Пухловская) изображали отношения мужчины и женщины под музыку наиболее известных фрагментов оперы; появились они и в конце, в момент развязки. Но это скорее «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина. И если в увертюре это смотрится интересно и увлекательно, то в дальнейшем раздражает и отвлекает. Режиссерская команда вообще не прочь повеселить публику, стараясь отвлечь от сюжета и музыки.

Основные партии в спектакле исполнили солисты театра «Новая опера» Анастасия Лепешинская (Кармен), Михаил Губский (Дон Хозе), Анджей Белецкий (Эскамильо), Екатерина Петрова (Микаэла). Безусловно, стоит отметить работу Михаила Губского над образом Дона Хозе, который был достаточно правдив и убедителен. Анастасия Лепешинская сыграла роль, предложенную режиссером Александровым, без откровений и новых прочтений, но вокально с партией справилась.

Музыкально спектакль получился интересным, оркестранты чувствовали музыку, играли с отдачей. Прекрасно и задорно пел хор театра.

Стоит ли посетить новый спектакль театра «Новая опера»? Да, стоит. Плохой он или хороший? Скорее хороший. Пойду ли я на него еще раз? Не исключаю. И вот почему!

Многие критики и зрители упрекнули новый спектакль Новой оперы в провинциализме, некоторые даже посоветовали его снять и поскорее забыть. Но Новую оперу нельзя не защитить. Именно традиционный подход с его вампучностью и провинциализмом, слепым поклонением кумирам и громкими без разбора аплодисментами сразу после последних тактов музыки – норма настоящего времени. Ведь провинциализм не в театре, он в самой жизни, провинция не какая-то территория, а психология, определенное состояние души. Можно ли в этом обвинить театр или зрителей, какого-то директора или определенного человека? Думаю, что нет. Уверен, что новый спектакль надолго задержится в репертуаре, ведь такая концепция нужна зрителям и актуальна, как никогда. А сама опера «Кармен» будет делать кассу театру и заполнять целые залы после полного снятия ограничений.

Дмитрий ПАРНОВ, Даниил КОЧЕТКОВ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте