С Александром Павловичем мы разговариваем, сидя на лавочке во дворе красивого здания – воронежского филиала одного из известных московских вузов. Напротив меня – подвижный, очень энергичный мужчина, которому, как он сам говорит, немного за шестьдесят. “Немного” – понятие относительное, но я тактично помалкиваю и не уточняю, потому что Александр Павлович и так уже рассказал довольно. Он единственный из нескольких вузовских преподавателей, кто согласился откровенно поговорить о собственных доходах, только “пожалуйста, без фамилий!”.
Вот уже несколько лет, как Александр Павлович на пенсии. Точнее, считается пенсионером по возрасту, однако, работает, и даже больше, чем прежде.
– Понимаете, сейчас такое время, что нужно зарабатывать, пока есть возможность. Ленивый может отговариваться, жаловаться на правительство и президента. Но на моей памяти еще не было такого благоприятного в финансовом отношении времени для преподавателя, как последние несколько лет. Ведь можно вполне легально и безбоязненно работать сразу в трех местах – на основной работе в государственном вузе, потом в негосударственном и еще вечером пару часов посвятить репетиторству. Если угодно, можно и ночью сидеть над дипломами или контрольными, но я лично ночью сплю. Да и возраст, знаете ли, уже не тот!
Из всего перечисленного самым доходным делом Александр Павлович считает репетиторство. Сейчас он готовит к поступлению на математический факультет двух одиннадцатиклассников: “Я за деньгами не гонюсь, от этого качество обучения страдает. А для хорошего репетитора очень важно, что о нем люди говорят”. С каждым из ребят у него одно занятие в неделю по два-три часа, оплата стандартная – 150 рублей в час. То есть в месяц выходит от двух с половиной до четырех тысяч рублей, в зависимости от того, как у ребят дела идут. “Я стараюсь быть честным и с родителями, и с детьми. Если он на совесть отрабатывает тему за два часа, я его отпускаю раньше, не тяну специально время”.
Мой собеседник считает, что будущее за индивидуальным репетиторством. Потому что, когда введут единый экзамен, никакой блат и никакие взятки при поступлении не помогут, в цене будут только знания. “А они лучше всего приобретаются в индивидуальном обучении. Нет, подготовительные курсы при вузах, конечно, останутся, но это будет для всех, а престижным будет считаться именно личный репетитор”.
Александр Павлович, кроме того, преподает в государственном вузе и имеет часы в негосударственном (том самом, во дворе коего мы беседовали). Обе эти работы дают ему в среднем три тысячи ежемесячно. “И еще пенсия, но, конечно, не целиком, а как у всех работающих пенсионеров, – копейки, одним словом”.
– Но, в общем, как я вам и говорил, жить можно. Только успевай работать. Главное – здоровье. Если его нет или оно слабое – а преподаватели, как вы сами понимаете, люди уже пожилые, – то и ничего нет! Ни достатка, ни душевного спокойствия, ни самоуважения в старости. Лекарств, кстати, тоже нет!
То, что в вузах много преподавателей в возрасте “чуть выше среднего”, – давно известный факт. И подавляющее большинство из них не настолько предприимчиво, как мой собеседник. На что они могут надеяться? Чаще всего только на защиту и помощь своего вуза. В Воронежском госуниверситете, к примеру, создан фонд социальной защиты сотрудников. В прошлом учебном году из этого фонда было оказано материальной помощи на 402 тысячи рублей для 368 человек, причем особое внимание – ветеранам и одиноким пенсионерам, работавшим (или даже еще работающим) в вузе. Как рассказали мне в Воронежском областном управлении профессионального образования и науки, сейчас практически во всех вузах создаются отделы, а то и целые управления по социальной и воспитательной работе. Одна цель – организовать новую систему выплаты студенческих стипендий (с первого января они будут социальными и академическими) и всерьез заняться воспитанием студентов. А вторая задача – усиление социальной защиты сотрудников и студентов.
Но до благоденствия еще очень и очень далеко. Потому и не спешат преподаватели расставаться с вузом, даже если пенсионный рубеж остался далеко позади, работают до последнего. Это ведь не только заработок, это многолетняя привычка, жизненный тонус и молодость души, объединяющая их со студентами.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии