search
main
0

Три основных фактора. Тема «Производительность труда»

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «производительность труда» и методами ее определения, помочь выяснить, какие факторы влияют на изменение производительности труда и какими способами можно добиться ее повышения. Продолжить работу по формированию умений и навыков следить за качеством производимой продукции, производить необходимые расчеты, делать обобщения и выводы.

Ход занятия

Сегодня у нас урок – деловая игра, на которой мы продолжим изучение структуры рынка рабочей силы, особенностей ее как товара. Попытаемся воспроизвести реальную ситуацию производства продукции на предприятиях, конкурирующих между собой в стремлении достичь более высокой производительности труда. Попробуем выявить, какие пути и способы ее повышения могут быть применены работниками. В ходе игры попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Что называют производительностью труда?

В каких единицах измеряют производительность труда?

От каких факторов зависит величина производительности труда?

Деловая игра

«Производительность труда»

Участники делятся на группы по интересам с примерно одинаковым количеством учеников. Из оставшихся выбираются контролеры, которые будут следить за ходом игры и принимать готовую продукцию, следя за ее качеством.

Вопрос классу: Что значит качественная продукция?

Ответ: Продукция, которая соответствует стандартам, считается качественной.

Фирмы путем голосования избирают президента, пишут на подготовленных карточках название и сообщают учителю.

Учитель-координатор демонстрирует контрольный экземпляр продукции и технологию его изготовления.

Участники предупреждаются, что контролерами принимается только продукция соответствующего качества. Бракуются и остаются незасчитанными отклонения от контрольного экземпляра или засчитываются по сниженной цене. Определяется цена товара. К нарушителям применяются штрафные санкции – стоимость 2 единиц товара.

Первый тур

«Индивидуальное производство»

Условия: каждый работник изготовляет продукцию самостоятельно, разделение труда между членами фирмы не допускается. Каждый выполняет все операции. Кроме того, ограничивается количество орудий труда, на фирму выдаются только две авторучки, пользоваться которыми нужно поочередно. Незавершенная продукция изымается по сниженным ценам в зависимости от степени незавершенности.

Сигнал к началу тура – музыкальная заставка.

После сигнала окончания тура контролеры принимают продукцию и оценивают ее. Итоги фиксируются в большой ведомости на доске.

Координатор подводит итоги.

Второй тур

«Групповое производство с разделением труда»

Условия: допускается операционное разделение труда между работниками фирмы. Президент распределяет обязанности. Средства производства те же: две ручки на фирму. После окончания тура контролеры собирают и оценивают продукцию, итоги заносятся в таблицу.

Третий тур

«Групповое производство с разделением труда и увеличением средств производства»

Условия: добавляются дополнительные средства производства: по одной ручке на каждого работника, по двое ножниц на команду.

После окончания тура контролеры собирают и оценивают продукцию и заносят итоги в таблицу результатов.

Заключительная часть игры

Контролеры определяют производительность труда фирмы за каждый период и за всю игру. Выявляется победитель, которому вручают «Знак качества».

Президент-победитель выступает с сообщением о том, как фирме удалось достичь высокой производительности труда. Преподаватель корректирует сообщение, выделив причины: опыт (профессионализм), разделение труда, обеспеченность средствами производства.

Закрепление

Класс отвечает на вопросы, заданные в начале урока. Ответы записываются в тетрадях.

1. Что называют производительностью труда?

Это показатель количества продукции, произведенной одним работником в течение определенного времени.

2. В каких единицах измеряют производительность труда?

Производительность труда может быть измерена в физических и денежных единицах.

3. От каких факторов зависит величина производительности труда?

1. Квалификация работников.

2. Техническая оснащенность производства.

3. Заинтересованность работника.

Домашнее задание

Подумайте, в каких единицах можно измерить труд учителя? А ученика? От каких факторов зависит производительность труда?

Елена ВАРОВА, Орловская область

1. 2. 3.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте