«Учительской газете» 80 лет! Перед глазами сразу встала картинка из детства: бабушка сидит в кресле и читает газету – именно ее, «УГ». Моя бабушка Евгения Дмитриевна Петрова работала учительницей с пятнадцати лет, учила взрослых людей грамоте сразу после революции, кормила восемь братьев и сестер, дети остались сиротами, а она была старшей. Позднее она поехала в сибирское село по призыву «двадцатипятитысячников», там сделала макет школы, добилась выделения средств, под ее руководством была построена школа, где она и стала преподавать историю. Потом стала директором школы, заведующей роно. В годы войны, рассказывала, вела иной раз все предметы.
Комментарий «УГ»Скоро, совсем скоро мы будем отмечать 80-летие газеты. К нам продолжают поступать «юбилейные» письма. В них слова признательности и выражения любви к любимому изданию. Отрадно знать, что «Учительской газетой» зачитывалось не одно поколение. Друзья, до юбилея осталось всего несколько месяцев. И у вас еще есть возможность увидеть свое послание в газете под рубрикой «УГ» в моей судьбе». Спешите, ведь скоро мы будем подводить итоги. Автора самого интересного, необычного послания ждет приз-сюрприз.
А вот в тридцатые годы со своим макетом школы Евгения Дмитриевна поехала в Москву на ВДНХ, получила приз, потом награду – орден «Знак Почета». В числе передовых учителей ее поздравил М.И Калинин. Был организован прием в Кремле, бабушка очень забавно рассказывала, как они – сельские учителя – сели за стол и ужасно испугались, увидев, что у каждой тарелки лежат по три вилки, три ножа и три ложки.
По окончании обеда каждой учительнице вручили подарок – отрез на платье или костюм, сфотографировали на память с М.И. Калининым. Увы, из-за многочисленных переездов и нескольких пожаров знаменитое фото с «всесоюзным старостой» затерялось. Костюм же она, мастерица на все руки, сшила сама. А еще ей сделали подарок, завораживавший нас в детстве своей необычностью – красивую раскрашенную тарелочку с ее портретом.
Помню, меня поражало то, как бабушка читает «Учительскую газету». Каждую страницу она тщательно изучала, комментировала, откликалась на материалы всей душой. «Опять реформа школы» – так и слышу ее голос. – «А кадры-то новые где возьмут, правильно тут написано, что сначала надо подготовить педагогов, внести изменения в программы педвузов, направить опытных людей со стажем на курсы повышения квалификации и переподготовки, а уж потом пытаться новое вводить!»
Став взрослой, работая в Новосибирском государственном университете, я сама выписывала многочисленные издания, связанные со сферой образования, или брала их в библиотеке. С бабушкой мы теперь часто обсуждали прочитанное как два профессионала. Моя старшая дочь пошла в школу как раз во время очередной реформы 1980-х. «Переводить детей из третьего класса в пятый, учителя должны учить по-новому, а где же они найдут этих новых учителей? Кадры решают все! И смотри, опять не прописаны финансовые моменты, во что это обойдется?» Поразительно, что и сейчас в полемике звучат те же вопросы, что много лет назад.
Первое письмо в «УГ», на тетрадных листочках, я написала в четырнадцать лет. До сих пор помню, как долго я волновалась, перечитывала, переделывала, искала аргументы в пользу искоренения второгодничества. «Нельзя оставлять детей на второй год, – писала я, учась в восьмом классе. – Чаще всего это бесполезно, второгодник не желает учиться снова, доводит учителей, мешает соклассникам, а часто их еще и лупит. Нужно как-то менять методику преподавания». Письмо я тогда не отправила, смутило то, что не умею печатать на машинке.
В 1995 году пришла работать в школу. Летом читала различные педагогические издания, чтобы быть в курсе происходящего: после работы в университете не так легко было перестроиться. «УГ», пожалуй, – наиболее оперативный, достоверный источник информации. Частенько вспоминала свою бабушку, ее замечания о том, что каждая страница, каждый материал вызывают желание откликнуться. Я написала статью в газету «Советская Сибирь» о том, как в районах идет аттестация учителей, какие иной раз необоснованные требования предъявляются к педагогам, как унижают и без того перегруженных, угнетенных людей. Статью напечатали, она вызвала резонанс, и мне позвонила корреспондент «УГ» по Сибири Галина Васильевна Фролова. Она убедила меня в том, что я смогу написать статью о проблемах образования для «Учительской газеты». Так начался мой «роман с «УГ». Перед глазами встает картинка: яркое летнее солнце, гуляю во дворе с детьми, встречаю Галину Васильевну, она рассказывает новости, добавляет: «Учти, как юная журналистка…» А за ее спиной мои трое детей сгибаются пополам и трясутся в беззвучном смехе: мама – и вдруг «юная»! Но я не возражаю, слушаю внимательно Галину Васильевну.
Прочитав о конкурсе к юбилею «УГ», я подумала, наверное, как и многие читатели: конечно, я готова приехать на праздник, если выиграю. Почему «УГ»? Попробую сформулировать.
«Учительская газета» – это очень правдивая и достоверная газета. На ее страницах раскрывается жизнь реальных людей – учителей, учеников, родителей, значит, отражается жизнь всего общества. В каждом номере есть новости хорошие и плохие, регулярно выносятся на обсуждение многочисленные проблемы. При этом даже в тех случаях, когда печатаются материалы, вызывающие слезы, нет пессимизма, безысходности. «Плохо? Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы улучшить положение!» – вот такое послание я вижу в каждом номере, хотя оно не всегда сформулировано словами. «УГ» – газета, которая вызывает желание откликнуться, поучаствовать. Каждый раз, читая колонку редактора, я думаю: Петр Положевец знает, в чем суть проблемы, чем живет современный учитель. У редактора газеты болит душа за наше образование, он не пытается ничего приукрасить, но и не запугивает нас, не нагнетает уныние.
Честно говоря, различные конкурсы – моя слабость, и проявилось это именно тогда, когда я начала работать в школе. Возможно, несмотря на тяжелые условия учительского бытия, влияет постоянное общение с детством и юностью? А информацию о конкурсах, помимо Сети, часто нахожу в «УГ». Точно знаю: если бы не конкурс «Сто друзей», я бы не решилась принять участие в международном конкурсе «Интернет-учитель планеты», который выиграла в феврале 2002 года. Если бы не внимание «УГ» к присылаемым с мест информационным заметкам, не получился бы такой отклик на Всемирный урок английского языка, координатором которого я выступаю второй год . Благодаря тому, что «УГ» регулярно печатает методические материалы педагогов из всех регионов, в том числе и мои, я сумела собрать воедино и описать на английском языке свой собственный опыт для конкурса «Одиссея инноваций в образовании» компании «Интел» .
В 2001 году моя ученица Мария Баранникова победила в региональном этапе конкурса «Я знаю все!». Мы с Машей полетели в Москву для участия в телепередаче – финальном этапе. Свободного времени было очень мало, но мы все же доехали до Красной площади, осмотрели Кремль, а потом зашли в гости в «УГ», посмотрели, что такое настоящая редакция газеты, сфотографировались на память.
Надеюсь, будут еще поводы забежать в редакцию своей родной газеты. А пока что пожелаю юбиляру всего самого лучшего!
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, доцент, методист Советского РУО
г. Новосибирска, учитель английского языка, Новосибирск
Комментарии