search
main
0

Три магических слова. Восьмая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России: люди, факты, дневники

Магнезит, Зюраткуль, Ай… Для 144 школьников и 33 педагогов из 20 регионов России эти слова стали символами Восьмой Межрегиональной экологической экспедиции школьников России, которая прошла этим летом в Саткинском районе Челябинской области. В этом году к русским участникам присоединилась и болгарская делегация.

А хотите, в экспедиции будет издаваться настоящая многотиражная печатная газета? Нет ничего проще. Слагаемые успеха: ноутбук, лазерный принтер, простейшая верстальная программа типа «MS Publisher» и десятиклассник Антон Блинцов из Тулы с навыками верстальщика. Плюс, конечно, розетка. . Да, и еще талант учителя года России-2006 Андрея Успенского и учителя года Воронежской области-2001 Натальи Тихоновой, которые превратили издание ежедневной газеты с многозначным названием «Чит-Ай» в увлекательный мастер-класс по журналистике.А давайте попробуем придумать что-нибудь совсем невероятное в полевых условиях. Например, полевое телевидение. «А давайте!» – соглашается учитель года Калининградской области-2007 Людмила Соколова. Технические ресурсы: видеокамера с выносным микрофоном, ноутбук с программой «Pinacle Studio» (годится и любая другая программа редактирования цифрового видео), мультимедийный проектор «Toshiba», пара компьютерных колонок и экран из баннера, натянутого обратной стороной между двух сосен. Плюс, конечно, розетка. . И, пожалуйста: ежевечерне готов новостной сюжет об экспедиции, который снимают, монтируют и озвучивают сами экспедиторы.

Магия экспедиции

Каждое лето вот уже на протяжении восьми лет экспедиция срывает с насиженных мест учителей и их воспитанников, чтобы отправить за тридевять земель… вновь учить и учиться. В чем же секрет привлекательности этой программы, разработанной Межрегиональным клубом «Учитель года России» и «Учительской газетой»? Может быть в том, что все учебные курсы в рамках экспедиции сильно отличаются от традиционных школьных программ? В первую очередь прикладной направленностью: здесь учат не законам и правилам, а тому, как ими пользоваться для конкретных целей. Отличаются и формой учебной деятельности: минимум слов, максимум исследований. Причем исследования проводятся прямо в полевых условиях, в тесном взаимодействии ребят и взрослых, а их результат никому заранее неизвестен.

Может быть, секрет притягательности экспедиции в том, что ребята в течение двух июльских недель имеют возможность тесно общаться с весьма необычными взрослыми? Ведь многие педагоги – победители региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года» не только «профи» в своем предмете, но и просто интересные люди.

А может быть, дело в том, что благодаря экспедиции удается увидеть самые удивительные, а порой и труднодосягаемые уголки страны? Мы работали и на берегах Байкала, и в девственных лесах Печоро-Илычского заповедника, и в солончаковых степях Астраханской области, и в горах Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

И вот Восьмая экспедиция. Южный Урал, Челябинская область.

Биоиндикация и река познания

Есть что-то глубоко символичное в том, что каждый раз, выходя из палаточного лагеря на занятия в полевые мастерские, участники экспедиции вынуждены вброд переходить весьма широкую горную реку. Река называется Ай и служит естественной границей между Челябинской областью и Башкирией. Таким образом, несколько раз на дню экспедиторы переходят из одного региона России в другой. Если же взглянуть на проблему более широко, то оказывается, что утром учебные группы экспедиторов погружаются в воды Ая, лишь очень смутно догадываясь о характере ожидающих их в этот день полевых мастерских, а пересекая реку в обратном направлении, уже вооружены не только методиками исследований, но и вполне конкретными результатами. Получается, что Ай можно рассматривать как «реку познания».

Например, утром экспедиторы, бредя по пояс в воде, тихо переговариваются: «Ты знаешь, что такое биоиндикация?» – «А ты как думаешь?». Зато вечером, вновь входя в реку познания, все уже знают, как контролировать степень чистоты воздуха по хвое сосны. Это их Наталья Телегина (учитель года Свердловской области-2007) и Людмила Терещенко обучили. Надо «просто» собрать 300 хвоинок с выбранной сосны и подсчитать на них количество пятнышек. Ну и потом еще несколько формул…

К слову сказать, воздух на Ае необыкновенно чист. А если кто заподозрил в радиационном неблагополучии Челябинскую область, будет разубежден, поработав в полевой мастерской учителя года Кубани-2000 Андрея Семке. Здесь не только учат обращению с дозиметрическими приборами, но осуществляют комплексный радиационный мониторинг окружающей среды.

В экспедиции работает 25 тематических полевых мастерских, но мониторинговые исследования – важнейшая учебная и научная часть программы. Именно по ним проводится комплексная экологическая оценка местности.

Из дневника экспедитора:

«Запомнить: лихеноиндикация.

Зачем запомнить: этим методом можно оценивать чистоту воздуха по лишайникам.

Кто сказал: Людмила Михайловна Булгакова из Белгородской области. Она же научила различать виды лишайников и измерять площадь покрытия ими стволов деревьев.

Запомнить: гемолитическая желтуха.

Зачем запомнить: такое может случиться при интоксикации организма медью.

Кто сказал: Наталья Юрьевна Годлевская из Краснодарского края. Она же обучила технике обнаружения ионов тяжелых металлов в вытяжках из почв».

Макрозообентос в эпоху цифровой фотографии

Вода в Ае настолько чиста, что местные жители предпочитают ее колодезной. Это не мешает водиться в водах Ая всяким маленьким не видным глазу существам – личинкам ручейника, водяным клопам… То есть всему тому, что биологи называют макрозообентосом. Более того, наличие этого макрозообентоса превращает реку еще и в объект исследования, поскольку по численности и видовой принадлежности мелких рачков можно судить о степени чистоты воды. Причем большая концентрация бентоса не обязательно признак загрязненности воды, поскольку некоторые его виды могут водиться только в чистой воде. Исследованием этих факторов занимается в своей полевой лаборатории Геннадий Петров из Республики Удмуртия.

Река Ай – еще и фактор соблазна. Зарисовка с натуры: группа «калужан», «алтайцев» и «краснодарцев» (в экспедиции участников называют по тем регионам, из которых они прибыли) на берегу Ая под руководством Оксаны Вережниковой из Нижегородской области проводит гидрохимический мониторинг. Развернута комплект-лаборатория для контроля качества воды и почв «НКВ-2», звучат внушающие уважение реплики: «Посчитал содержание растворенного кислорода?» – «Нет, мы пока занимаемся органолептическими свойствами!» В этот момент мимо на катамаранах проплывает отряд «новосибирцев» и «белгородцев», направляющихся на сплав по каньону Ая. Обе группы встречаются глазами… Впрочем, на следующий день они все равно поменяются местами.

Главная знаменитость Ая – это, разумеется, пещерный комплекс Сикияз-Тамак. В середине 90-х годов местные краеведы обнаружили систему из 42 связанных между собой пещер, гротов, щелей, которая моментально стала мировой сенсацией. В 14 пещерах и гротах этого комплекса уже обнаружены материальные следы семи исторических эпох: орудия труда и предметы быта, оружие и украшения, развалы керамических сосудов, сотни тысяч костей самых разных животных, в том числе так называемой «мамонтовой» фауны, подземное святилище с черепами пещерных медведей. И пока одни участники экспедиции в поисках всего этого богатства до блеска стирают своей одеждой узкие лазы между пещерами, другие внимательно посматривают на стены: уж не карст ли это, и выбирают место, где взять пробы пород и минералов. Зачем? Но это уже совсем другая история…

«Запомнить: титрометрия.

Зачем запомнить: чтобы не говорить «капать из пипетки».

Кто сказал: Владимир Нодарович Головнер из Москвы. Он же мешал спокойно смотреть пещеры, велел брать пробы горных пород с целью их последующего изучения. Важно: человек, растирающий породу в ступке, со стороны выглядит очень смешно. Потом еще надо проводить реакции с раствором породы. Одни реакции идут, другие – нет. Так определяется состав. Важно: спросить, зачем проводить реакции, если они не идут?

Запомнить: уровень восстановленности субстрата.

Зачем запомнить: так говорят ученые, когда характеризуют свойства иловых отложений. Красиво звучит.

Кто сказал: Ирина Львовна Кирюхина из Тулы. Она же учила методике проявления и закрепления фотобумаги, погруженной в ил. Раньше похожим способом делали фотокарточки».

Биоценоз по-болгарски

«Как будет «биоценоз» по-болгарски?» – спрашивает Максимилиан Кочев из болгарской делегации у своего товарища. Спрашивает тихо, чтобы не мешать учителю года Новосибирской области-2001 Александру Буханистову вести полевую мастерскую «Геоботаника». «Мне кажется “биоценоз” по-болгарски будет – “биоценоз”», – так же тихо отвечает ему Александр Мишев. Александр вообще производит впечатление человека, знающего все, что только возможно, и по-болгарски, и по-русски. Иначе чем объяснить тот поразительный факт, что этот не в полном объеме владеющий русским языком болгарин до конца экспедиции лидировал в рейтинге самых активных учеников, опережая не только четверых других болгар, но и 139 российских экспедиторов.

Участие в экспедиции болгарской делегации – результат соединенных усилий многих лиц и организаций: Департамента образования Москвы, «Учительской газеты», мэрии столицы Болгарии Софии, министра образования и науки Челябинской области Владимира Садырина. И, конечно, в значительной степени это заслуга учителей школы №73 г. София Елизабеты Бойдевой и Елены Харизановой, отважившихся в Год Болгарии в России предпринять далекое путешествие на Урал с группой одиннадцатиклассников. Для болгар многое в экспедиции стало открытием: природа Южного Урала, общение с русскими сверстниками, русская баня… И, разумеется, возможность сочетать обучение языку с освоением исследовательских навыков.

Впрочем, сама форма экспедиции как нельзя лучше к этому располагает. Где еще можно рассказывать о растениях и животных и тут же исследовать их в естественной для них природной среде? Это позволяет Татьяне Максимовой из Тулы (лауреату «Учителя года России-2006»), обучив методике определения следов животных, тут же организовать обнаружение и исследование этих следов. А учитель года Владимирской области-2002 Сергей Циклов вместе с биологом Натальей Мясниковой определяют плотность обитания и видовую принадлежность короедов прямо на образцах коры, аккуратно снятой с павших деревьев.

В принципе мы можем говорить об экспедиции, как об особой педагогической технологии, позволяющей организовать обучение исключительно через практическую деятельность.

«Запомнить: гранулометрический состав почвы.

Зачем запомнить: чтобы объяснить цель просеивания почвы через сита.

Кто сказал: Галина Геннадьевна Монакова (учитель года Белгородской области-2001). Она же научила методу «шнура». Это когда почву раскатывают в трубочку, а затем сворачивают в круг. Важно: спросить завтра, почему под действием кислоты почва пузырится.

Запомнить: супесь.

Зачем запомнить: чтобы не путать супесь и суглинок.

Кто сказал: Светлана Алексеевна Жиганова из Сарова. Она же научила закладывать почвенный шурф и определять толщину гумуса. Важно: оказывается, у почвы есть горизонты!»

Охотники за золотом

«Там нет золота!» – убежденно говорит Оля, самая младшая из участников экспедиции, глядя в лоток с намытым из реки песком. «Почему ты так думаешь? Там может быть золото», – мягко возражает учитель географии из города Бакал Челябинской области Раиса Шайбакова. «Там нет золота, потому что его там не было. Потому что его туда никто не положил!»

Полевая мастерская «Старательская артель» требует от экспедиторов определенной усидчивости. Точнее – устойчивости. Стоя по колено в воде, надо намыть кучу песка в старательском лотке. Наградой за старание будет, конечно, не золото, а овладение технологией старателей.

Целый ряд мастерских в экспедиции обучает практическим навыкам, которые могут пригодиться не прямо сейчас, а в определенной ситуации. И тогда станет понятно, что знание дороже золота. Вот, например, учитель года Челябинской области-2001 Елена Давыдова учит навыкам проведения на местности измерений, не требующих специальных инструментов. И что же? Пожалуйста: можем определять время по компасу и Солнцу, высоту дерева – по его тени, высоту дома – с помощью ногтя, а географические координаты – одним транспортиром!

Мало? Добро пожаловать в мастерскую Натальи Лучкиной из Карачаево-Черкесии. Здесь обучат спортивным способам преодоления препятствий на местности, умению с помощью международного кода визуальных сигналов «земля-воздух» подавать сигналы о помощи, основам скалолазания. Да и ближайший скалодром под рукой – утесы Сикияз-Тамака. Застегнув карабины страховочных тросов, их с равным удовольствием штурмуют и взрослые, и ребята.

Впрочем, навыки скалолазания совсем скоро понадобятся всему личному составу экспедиции – при подъеме по экологической тропе на хребет Зюраткуль. Второй лагерь экспедиции, в который ее участники переезжают, чтобы продолжить мониторинговые исследования природы Южного Урала, расположился прямо на берегу самого высокогорного озера Урала – Зюраткуля. Озеро – подлинная жемчужина края, уникальный природный объект. Природа словно в колыбель уложила Зюраткуль в окружение пяти высоких хребтов и гор. В национальном парке, созданном на берегах озера, – богатейшие флора и фауна, одних только обитателей Красной книги насчитывается до 70 наименований.

«Разве оно похоже на сердце?» – удивляется Миша из Череповца, глядя с вершины хребта на озеро. Согласно распространенной легенде название озера связано с его формой, напоминающей сердце. Сердце той самой красавицы, которая… «Это все народная этимология!» – убежденно возражает Артем из Удмуртии. – «На самом деле Зюраткуль – это топоним тюркской группы, содержащий башкирскую топооснову йурэк в значении сердце, и типичный тюркский формант кул в значении озеро». «Ты откуда все это взял?» – пугается Миша.

А просто Артем уже успел пройти исследовательскую программу учителя года Ростовской области-2004 Галины Семке, которая называется «Бюро топонимических исследований», а Миша попадет в эту мастерскую только завтра. В мастерской не только изучают закономерности образования топонимов и реконструируют на этой основе содержание географических терминов Южного Урала, но и собирают, так сказать, «альтернативные истории» топонимов, опрашивая местное население и изучая литературные источники.

«Запомнить: трава зверобой – антисептик.

Зачем запомнить: можно использовать для лечения открытых ран.

Кто сказал: Светлана Владимировна Коблякова (учитель года Ханты-Мансийского автономного округа-2006). Она же учила методам автономного существования в природе. Оказывается, можно разводить костер без спичек и собирать питьевую воду из воздуха методом конденсации.

Запомнить: мыло снижает коэффициент поверхностного натяжения воды.

Зачем запомнить: при случае можно показать друзьям.

Кто сказал: Ольга Станиславовна Саврасова (учитель года Республики Алтай-2006). Она же показала, как с помощью динамометра измерять поверхностное натяжение и как на это влияют загрязнения. Пробовали от воды отрывать проволочную рамочку. Важно: оказывается, на поверхности воды – страшная сила!»

Без розетки никуда

Второй час ночи. Ветер расшатывает штаб экспедиции – хрупкую конструкцию, состоящую из деревянного каркаса, обтянутого старыми баннерами. Если не считать пятидесяти трех палаток экспедиторов, то это единственное в радиусе нескольких километров укрытие от непогоды. К тому же здесь есть электрическая розетка. Как она попала в отдаленный от населенных пунктов лагерь экспедиции – секрет организаторов и результат доброй воли администрации Саткинского района Челябинской области, на территории которого работает экспедиция.

В штабе круглые сутки напролет работает компьютерный центр экспедиции. Здесь на нескольких ноутбуках параллельно идет компьютерная обработка результатов исследований, отлаживаются и редактируются методики, формируется фотобанк и монтируется видеофильм об экспедиции. Этим заняты супруги Владимир и Вера Малеевы (Вера Малеева – учитель года Новгородской области-2005). Все собранные материалы сразу же проходят html-редактирование и выкладываются на создаваемый в режиме реального времени сайт Восьмой экспедиции. Этим ребята занимаются под руководством учителя года Воронежской области-2007 Романа Наливкина.

Вообще цифровая техника в полевых условиях делает настоящие чудеса. Был бы только источник переменного тока поблизости.

Хотите, снятые с приборов показания тут же пройдут статистическую обработку? Пожалуйста: к вашим услугам цифровая лаборатория «Архимед». Подключив к ней электронную метеостанцию, а также датчики температуры, влажности и давления, Анжела Пинюкова (учитель года Калужской области-2001) и Инна Каракчиева (учитель года Республики Коми-2000) автоматически получают диаграммы колебания значений основных природно-климатических факторов. А работающие в их мастерской старшеклассники обучаются не только основам климатологического мониторинга, но и компьютерным методам статистического анализа.

А хотите, в экспедиции будет издаваться настоящая многотиражная печатная газета? Нет ничего проще. Слагаемые успеха: ноутбук, лазерный принтер, простейшая верстальная программа типа «MS Publisher» и десятиклассник Антон Блинцов из Тулы с навыками верстальщика. Плюс, конечно, розетка. Без розетки никуда. Да, и еще талант учителя года России-2006 Андрея Успенского и учителя года Воронежской области-2001 Натальи Тихоновой, которые превратили издание ежедневной газеты с многозначным названием «Чит-Ай» в увлекательный мастер-класс по журналистике.

А давайте попробуем придумать что-нибудь совсем невероятное в полевых условиях. Например, полевое телевидение. «А давайте!» – соглашается учитель года Калининградской области-2007 Людмила Соколова. Технические ресурсы: видеокамера с выносным микрофоном, ноутбук с программой «Pinacle Studio» (годится и любая другая программа редактирования цифрового видео), мультимедийный проектор «Toshiba», пара компьютерных колонок и экран из баннера, натянутого обратной стороной между двух сосен. Плюс, конечно, розетка. Без розетки никуда. И, пожалуйста: ежевечерне готов новостной сюжет об экспедиции, который снимают, монтируют и озвучивают сами экспедиторы.

«Запомнить: хлорофилл растворяется в спирте.

Зачем запомнить: чтобы делать вытяжки хлорофилла из зеленых листьев.

Кто сказал: Людмила Владимировна Буханистова из Новосибирской области. Она же учила, как определять, в какой пробирке лучше идет экстракция. Важно: сколько пробирок – столько мнений».

Магнезит – друг доломита

Магнезит – ключевое понятие для понимания жизни в Саткинском районе.

С одной стороны, магнезит – это карбонат магния, минерал, который мы, естественно, идентифицировали (на то у нас лаборатория есть) и даже, помимо закономерно наличествующих в нем карбонат-анионов и магния, обнаружили еще и примесь железа.

С другой стороны, магнезит – это настоящий камень жизни, который кормит, поит и одевает жителей города Сатка. Чтобы убедиться в этом, достаточно один раз увидеть Карагайский карьер, в котором этот минерал разрабатывается. Впечатление такое, словно кто-то огромный надкусил здесь Землю, как яблоко.

Четверть из сорокатысячного населения Сатки работает на комбинате «Магнезит», который занимается переработкой минерала в огнеупорный кирпич. Кроме того, магнезит активно используется в местном строительстве. Достаточно отполировать его, и внешне магнезит становится почти не отличим от мрамора. Поэтому в Сатке можно видеть магнезитовые колонны, магнезитовые балюстрады, облицовку зданий магнезитовой плиткой…

В горной выработке магнезиту сопутствует доломит. Доломит сам по себе тоже источник полезных компонентов (ионы кальция, магния, карбонаты – все нами проверено в полевой лаборатории), но в Сатке почитается за сор и идет на мощение дорог. Тех самых дорог, которыми мы прошли и проехали за время экспедиции десятки километров по саткинской земле.

«Мне ведь что от вашей экспедиции нужно? – объясняет глава Саткинского района Владимир Хлыста экспедиторам. – Мне нужно, чтобы вы в нашу землю влюбились. Тогда я буду считать, что мы свою задачу выполнили».

В землю влюбляют люди, которые на ней живут. Год назад министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин предложил провести Восьмую Межрегиональную экспедицию школьников России на Южном Урале. Мы не знаем, каких организационных усилий потребовала от министра реализация замысла годичной давности и насколько сложно было вместить в рабочий график министра кураторство экспедиции (а министр появлялся в лагере экспедиции практически через день). Мы не знаем точно, сколько своего личного времени и энергии вложили глава города Сатка Алексей Морозов, его заместитель Вячеслав Леонтьев, да и весь аппарат городской администрации в организацию экспедиции, но у нас есть косвенный измеритель этого вложения. Это радостные улыбки полутора сотен ребят…

Мы так и не поняли, как появлялось электричество для работы компьютеров в тех местах, где его нет. Для нас так и осталось загадкой, почему все люди, занятые обслуживанием экспедиции, предупреждали любые наши пожелания. Или чем объяснить удивительный факт: единственную заболевшую в экспедиции девочку, отбывавшую простуду в Саткинской районной больнице, попеременно навещали по утрам с цветами и фруктами глава города и его заместитель.

У нас есть для этого одно объяснение: уральский характер. Магнезит какой-то.

Мы многое сделали для того, чтобы разгадать магию этого места. Что-то увидели собственными глазами, что-то измерили приборами. О чем-то рассказали нам заведующий кафедрой географии Владимир Дерягин и декан естественно-технического факультета Серафима Левина из Челябинского государственного педуниверситета, которых специально пригласил на итоговую научно-практическую конференцию по итогам экспедиции Владимир Садырин, сам уроженец саткинской земли. Многое нам приоткрыла завершающая экспедицию встреча с местными учителями, на которой в форме мастер-классов и «круглых столов» прошел обмен педагогическим опытом между учителями года – участниками экспедиции и педагогической общественностью Саткинского района.

И все-таки что-то так и останется для нас тайной. Что-то, что делает Восьмую экспедицию не похожей ни на одну из предыдущих. И для обозначения чего у нас есть только три магических слова: «магнезит, Зюраткуль, Ай»…

«Запомнить: министра образования Челябинской области зовут Владимир Витальевич Садырин.

Зачем запомнить: чтобы попросить поставить автограф на его книгу об Урале.

Кто сказал: все говорят. Важно: спросить завтра, все ли министры могут профессионально фотографировать и возят с собой коллекцию бабочек?»

Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии средней школы №1259, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», Москва

Фото автора

На занятии в мастерской «Определение тяжелых металлов»

Юные тележурналисты берут интервью у министра образования и науки Челябинской области Владимира САДЫРИНА

Болгарская делегация сплавляется по реке Ай

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте