Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ, директор ЦО «Пятьдесят седьмая школа»: – Придя в Центр качества образования, где проходил конкурс, в середине второго дня, я решил, что у меня нет никаких шансов на победу, потому что, во-первых, не знал никаких критериев, так как с присущим мне легкомыслием не посмотрел те бумаги, которые у меня на самом деле были изначально. Во-вторых, на конкурсе я говорил все, что считал правильным, думая так: высоко оценят – слава богу, не дадут в награду миллион рублей – это не будет для меня серьезным огорчением. Если кто-то из непобедивших сильно обижен, не получив миллион, готов ему отдать свой.
Для меня очень важным и принципиальным было попытаться за три минуты высказать то, что считаешь существенным в своей деятельности. Ответить быстро и коротко на вопрос, что нужно взять из школы настоящего в школу будущего или что добавить к школе настоящего, чтобы она стала школой будущего, думаю, не сможет никто. Если организаторы конкурса из всех наших трехминутных выступлений сумеют вытащить то, что мы хотели сказать о школе будущего, тогда возникнет схема, программа. Самое удивительное то, что все участники конкурса представляли до такой степени разные школы, что победителями оказались очень неоднородные школы, ставящие перед собой совершенно разные задачи, школы, работающие с совершенно разными детьми. Это значит, что у нас есть площадка, модель системы, с которой нужно работать дальше, но каждый потащит в нее что-то свое. У каждого есть свое мнение на этот счет. Переход на нормативное финансирование с полной очевидностью выявил то, что есть школы востребованные и невостребованные. Как мне кажется, едва ли не главной причиной востребованности стало то, в какой степени школа сумела найти своего ученика, того, которого она умеет учить и воспитывать лучше, чем других, и лучше, чем другие. Наполняемость в этих учреждениях всегда предельная, независимо от невыгодных недостатков их расположения, оснащенности, бытовых условий. Одновременно стоит напомнить, что изменение условий финансирования уже привело к необходимости слияния маловостребованных школ. В связи с этим мне кажется заслуживающей внимания модель гибких школьных объединений, которую мы практически уже начинаем разрабатывать вместе с Департаментом образования. По этой модели производится административное объединение востребованной школы с одной или несколькими маловостребованными «соседками». Первым немедленным и очевидным эффектом такого объединения оказывается как рост эффективности использования помещений, материальных и творческих ресурсов, так и снятие остроты конкурсных проблем при приеме учащихся. Гораздо более отдаленным, но одновременно, как мне кажется, и более важным последствием должно оказаться постепенное распространение на присоединенное пространство методов, технологий, содержания образования, стилистики, форм взаимоотношений в системе «учитель – ученик – родитель», короче, того внутреннего уклада, который, собственно, и делает школу востребованной. Тут уместно привести напрашивающуюся аналогию с широко известным в экономике понятием «франчайзинг», суть которого в обмене независимости малоизвестной компании на преимущество партнерства с надежной и успешно работающей фирмой, имеющей известную торговую марку и свою методику ведения дел, распространение которых на нового члена гарантируется всем авторитетом франчайзера. В то же время я не сторонник выращивания громадных объединений-монстров и надеюсь, что внутри комплексов в растущих однородных структурах будут развиваться и центробежные процессы, что формирующиеся группы учителей, администраторов, готовые и стремящиеся к самостоятельной деятельности и развитию, смогут отпочковываться от объединения и при определенных обстоятельствах становиться центрами новых комплексов. Опять-таки вплоть до удовлетворения спроса на них. Такой подход, в частности, позволит московской системе образования легче решать проблемы дефицита руководящих и учительских кадров в более благоприятных демографических условиях, приближение которых уже становится заметным. Все попытки решить эти проблемы более традиционно – путем прямого обмена опытом без введения единого руководства и технологий – к ощутимому успеху не приводили. Не могу не сказать о конкурсном приеме учащихся. В одних классах он запрещен законодательно, в других – на уровне инструкций и указаний. В Санкт-Петербурге это уже привело к очередям с кострами у самых востребованных школ за неделю до начала занятий. В Москве этого пока удается избежать, благодаря более гибкой политике Департамента образования, но с введением обязательного одиннадцатилетнего образования количество противоречий и острота проблемы не снимутся. Мне кажется, что межшкольные франчайзинговые объединения помогут удовлетворить растущий спрос на образование повышенного уровня или специальной направленности. Но до тех пор, пока конкурс остается неизбежным, я предлагаю тот подход к нему через систему дополнительного образования, который отрабатывается нашей школой более четверти века. Для школы, в отличие от вуза, определяющим фактором при приеме учащихся становится не легко определяемый стартовый уровень знаний, а динамика его изменения и готовность учиться в той модели, которая принята в данном учреждении. Именно эти признаки лежат в основе поиска своего ученика. Эти признаки невозможно измерить и взвесить ни при каком вступительном собеседовании. Зато при длительной – от полугода до двух лет – предварительной совместной работе в рамках открытой для всех желающих системе дополнительного образования (межшкольные кружки, факультативы и так далее) свойства ребенка не могут быть не замеченными, не исследованными. В этом случае отбор по психологическим и деятельностным параметрам перестает быть блажью и произволом снобистски настроенных школ. Напротив, он становится понятным и прозрачным, протяженным во времени и отражающим реальное положение вещей и процессов. Таким образом, в качестве своего взноса в копилку «Школы будущего» я предлагаю межшкольное объединение франчайзингового типа, которое позволит более эффективно использовать школьные здания, оптимизировать нагрузку наиболее востребованных учителей, полнее удовлетворять спрос населения на отдельные виды образования, облегчить подбор, подготовку и стажировку кадров, расширить базу дополнительного образования и его качество.
Комментарии