search
main
0

«Три кита» учебников по ОБЖ

Над учебно-методическим комплектом по ОБЖ, который выпускает издательство «Дрофа», трудился не один десяток специалистов, включая авторов, научных редакторов, рецензентов. Среди них и сотрудники МЧС, и военнослужащие, психологи, ученые, врачи. Спектр вопросов, которые входят в программу курса, настолько широк, что изложить их на высоком профессиональном уровне одному или нескольким даже самым опытным и разносторонним специалистам невозможно. А о том, что учебники по ОБЖ сделаны профессионально, свидетельствует хотя бы тот факт, что они дважды проходили через «чистилище» экспертного совета, и теперь, спустя 5 лет, являются не только «допущенными» Министерством образования, но и «рекомендованными» для работы со школьниками. О школьных учебниках по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) мы беседуем с кандидатом педагогических наук, профессором Российской международной академии туризма, заместителем заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры РГУФК, членом комиссии по безопасности жизнедеятельности учебно-методического объединения педагогических вузов Владимиром Николаевичем Латчуком, который еще в 1993 г., будучи зам.руководителя отдела МЧС России, стоял у истоков создания курса ОБЖ в России и принимает самое активное участие в разработке школьной линии этих учебных пособий. Чтобы стать автором школьных учебников, Владимиру Николаевичу пришлось получить, кроме высшего технического, еще одно – высшее педагогическое образование.

– Владимир Николаевич, сегодня курс ОБЖ вызывает немало нареканий родителей и самих учащихся, которые утверждают, что при нынешнем напряженном учебном плане занятия по основам безопасности есть пустая трата драгоценного школьного времени. И в то же время мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, когда и детям, и взрослым не хватает элементарных знаний по безопасности. Так все же, нужен ли курс ОБЖ в школе, и если нужен – то какой?

– Будут ли уроки по ОБЖ интересными и полезными детям – во многом зависит от учителя и возможностей школы, потому что сам курс предполагает не только получение определенных знаний, но и приобретение детьми практических навыков. Но как авторы учебника, мы со своей стороны старались построить учебник так, чтобы ребенку даже читать и листать учебник было интересно, потому что в книге он сможет найти тот материал, те темы и вопросы, которые касаются безопасности его жизни, а это не может не волновать. При разработке структуры курса мы, с одной стороны, учитывали требования к уровню подготовки учащихся, определенные Государственным образовательным стандартом основного общего образования, возрастные особенности детей и старались подавать теоретический материал применительно к данному возрасту. А с другой стороны, структура нашего курса не придумана, а взята из самой жизни. Мы исходим из того, что человек изначально находился в определенной среде обитания. Сперва он жил в природе, потом, по мере развития общества, вокруг него складывалась социальная среда, бытовая. Затем человек стал задумываться о своем комфорте – начался мощный подъем технического производства, появилась техногенная среда, которая скрывает в себе довольно много опасного и негативного и т.д. Вот из этой логики развития и вытекает, можно сказать, «идеология» нашего курса. Мы строим курс так, чтобы в каждом учебнике концентрировать внимание детей на какой-то одной среде обитания. При этом логика и методика построения всех учебников направлена на то, чтобы ученики могли представить определенную систему следующего процесса: опасность – причина опасности – последствие опасности – действия. Данная методика направлена на выработку у учеников алгоритма безопасного поведения в любом виде деятельности.

Так, учебник 5 класса мы полностью посвящаем проблемам безопасности в быту. Мы говорим о городе и вообще о населенных пунктах как об источниках опасности. Рассказываем о таких причинах возникновения опасных ситуаций в каждом доме, как небрежность самих хозяев, неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами, неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами, криминальных ситуациях.

Вопросы, связанные с пожаром, взрывом газа, затоплением квартиры, поражением электрическим током, отравлением препаратами бытовой химии, разрушением строительных конструкций, мы стараемся рассматривать глазами ребенка. То есть не требуем от пятиклассника, чтобы в случае опасности он принимал какие-то меры: тушил пожар подручными средствами, – но обязательно знал источники опасности и определенный алгоритм безопасного поведения, чтобы спасти свою жизнь.

Отдельными главами в учебнике даются столь актуальные в этом возрасте темы: безопасность на улице, в доме, в квартире, в общественном транспорте, а также правила общения с незнакомыми людьми. Далеко не всегда дети знают и умеют правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах, грамотно действовать при возникновении опасных ситуаций в автобусе, троллейбусе или метро, а например, в случае, если незнакомый человек пытается увести куда-то или даже пытается прикоснуться к тебе, кричать и звать на помощь.

– Особой популярностью у школьников пользуется ваш учебник для 6 класса, который называют даже «учебником-сказкой». Почему?

– В учебнике для 6 класса мы рассматриваем проблемы безопасности человека в природной среде. Это и безопасность на отдыхе, и проблема выживания в условиях вынужденного автономного существования, и адаптация организма к смене климатогеографических условий. То есть когда ты в походе отстал от группы, сбился с маршрута, заблудился в лесу или горах, и перед тобой стоит одна проблема: как выжить в этой ситуации. Большую помощь в работе над этим учебником оказал зам. директора Центра детского и юношеского краеведения Маслов Анатолий Григорьевич. Он дал много практических советов-рекомендаций: как и где построить временное укрытие, как добыть огонь, если нет спичек. Учебник построен как пособие для начинающих путешественников, и ребята, конечно же, оценивают, когда им популярно рассказывают, как нужно подготовить поход, какую взять обувь, снаряжение, как правильно его собрать, как сложить рюкзак, различные моменты, связанные с правилами безопасного поведения на природе. Конечно, предполагается, что многие занятия из этого курса будут практическими, на этом мы акцентируем внимание учителей в методическом пособии. От того, что ты посмотришь картинки – не научишься ни ставить палатку, ни разводить костер, не выжить в случае опасности.

– А вопросы, связанные с безопасностью во время бурь, паводков и других стихийных бедствиях, также рассматриваются в этом учебнике?

– Нет. Вопросам сохранения жизни и безопасности, связанным с различными опасными природными явлениями, посвящен отдельный учебник, для 7 класса. Мы также старались сделать его увлекательным. Так, каждая глава в книге начинается с конкретных примеров «Из истории землетрясений, наводнений и т.д.». Мы старались подбирать примеры так, чтобы они иллюстрировали то, как благодаря знаниям правил поведения во время стихийных бедствий людям удавалось спасти себя и других. Мы рассказываем школьникам о происхождении многих опасных природных явлений, таких как оползни, сели, обвалы, извержения вулканов, ураганы, цунами, лесные и торфяные пожары и т.д. Здесь уместно подчеркнуть, что учитель в конкретной школе может акцентировать внимание на тех или иных явлениях по своему выбору: больше времени отвести на изучение тех явлений, которые характерны для данного региона, а что-то рассмотреть обзорно.

– В каком классе изучаются проблемы безопасности, связанные с техногенной средой? Ведь эта тема сегодня актуальна так же, как и бытовая безопасность, по крайней мере для тех, кто живет в крупных городах.

– Вопросы безопасности, связанные с разного рода промышленными авариями и катастрофами, изучаются в нашем курсе в 8 классе. Написание этого учебника вызвало у авторов наибольшие затруднения. Пришлось во многом упрощать и приспосабливать к школьному уровню знаний, т.к. нельзя было опереться на знания детей по другим предметам, потому что ни устройство атомного реактора, ни химическое производство к 8 классу они еще не проходили. Словом, учебник этот получился наиболее тяжелым из всех – но такова уж специфика материала. Несколько «облегчает» картину вкладка с цветными иллюстрациями, где показаны тот же Чернобыль и другие промышленные объекты в моменты аварий, говоря об авариях и катастрофах, мы пытались не только показать опасность, которую несут в себе промышленные предприятия, но и рассказать о том, как можно от них защищаться. В учебнике мы говорим о глобальных проблемах, которые несет в себе изменение состава атмосферы, гидросферы и суши; рассматриваем вопрос о нарушении экологического равновесия. Постепенно от проблем личной безопасности мы переходим к рассмотрению проблем безопасности в государственном аспекте.

Так, в учебнике для 9 класса мы даем материал, связанный с государственной системой защиты населения. Это материал теоретический. Но школьники как будущие граждане должны знать, что существуют государственные структуры, которые обязаны давать информацию, обеспечивать безопасность и защиту населения, производить замеры, проверки. И такие органы управления существуют в каждом районе, в каждом городе.

Также девятиклассников мы знакомим с проблемами обеспечения безопасности в опасных ситуациях социального характера, связанных: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и т.д.); с суицидами; с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение), одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности человека от преступных посягательств – физическим насилием. Особенно это касается «слабого пола». Судя по тому, сколько девушек занимается сегодня боевыми искусствами, вопрос этот школьницам небезразличен. В учебнике есть рекомендации для безопасности девушек, а в методическом пособии даются советы учителю по проведению такого важного занятия.

– Связаны ли проблемы безопасности с проблемой здоровья, как личного здоровья каждого школьника, так и здоровья общества в целом?

– Самым тесным образом. Именно поэтому все учебники нашего курса «стоят» на трех китах: безопасность, основа медицинских знаний и здоровый образ жизни.

Так, в 5 классе мы рассказываем о правилах первой медицинской помощи при травмах в быту – порезах, ушибах, царапинах, – как оказать себе помощь, если взрослых нет дома. Также рассказывается о пользе и вреде компьютера и телевизора, поскольку чрезмерные увлечения компьютером и телевизором в этом возрасте вредны и небезопасны для здоровья.

В 6 классе детей учат правилам медицинской помощи, которая может понадобиться в природных условиях: как обезопасить себя в случае укусов насекомых, пчел, змей, клещей. Солнечные ожоги, обморожения, оказание помощи потерпевшим бедствие на воде, – эти темы также проходят в 6 классе. Также в этом курсе детям рассказывается об основах здорового питания, что также актуально, учитывая популярные увлечения диетами у подростков.

В 7 классе детей знакомят с правилами наложения повязок различного типа и правильным режимом работы и отдыха, ведь от того, насколько правильно человек будет планировать свой рабочий день, зависит, как успешно он сможет учиться дальше.

В 8 классе мы говорим об отравлениях и даем классификацию отравлений, объясняем особенности помощи при отравлениях разного типа.

– Не сложно ли детям будет все это запомнить? И как сделать так, чтобы сведения, которые они получают теоретически, они смогли бы впоследствии использовать на практике в случае необходимости?

– Мы используем во всех учебниках различные приемы для облегчения детям усвоения информации. Так, в учебнике дается много ситуационных задач (заданий), которые помогут учащимся анализировать различные ситуации, прогнозировать их последствия и самостоятельно принимать верные решения.

Каждая тема проиллюстрирована таким образом, что позволяет учащимся сопоставлять содержание текста с тем или иным образом, ситуацией, причинами и факторами опасностей, правилами безопасного поведения.

Начиная с 6 класса мы вводим в учебниках такое средство обучения, как схемы-алгоритмы безопасного поведения, которые позволяют ученикам создать полное представление о способах обеспечения личной безопасности в условиях угроз и опасностей различного характера и овладеть необходимыми навыками практических действий с трех основных позиций: при угрозе или заблаговременном оповещении о чрезвычайной ситуации (ЧС); во время ЧС и после. Такие алгоритмы даются на одной странице: что нужно и чего не нужно делать в случаях опасности. То есть материал, который поместился бы на 4-5 страницах, дается на одной, но кратко и содержательно, что позволяет заложить основы осознания важности и необходимости оптимального обеспечения условий сохранности жизни и личного здоровья детей и подростков.

– Сейчас во многих школах не хватает специалистов-предметников, которые могли бы вести курс ОБЖ. Какой учитель мог бы работать по вашему учебнику?

– Мы создавали учебно-методический комплект с тем расчетом, чтобы с ним мог работать практически любой учитель. На сегодняшний день в него входит более 35 наименований учебно-методической литературы. Это программа, сами учебники, методические пособия для преподавателей, дидактические материалы, методические рекомендации для учителя по организации и планированию (в т.ч. поурочному) учебных занятий, промежуточной и итоговой оценке качества знаний с разработанными тестами, контрольными и проверочными заданиями, наглядные и электронные пособия и другие дополнительные материалы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте