Педагог Центра образования Таштагола Мария Федоровна Уварова нынче отмечает юбилей, да не простой. Во-первых, ей скоро исполнится счастливых 77 лет. Во-вторых, она уже полвека учит детей химии. В-третьих, ее стаж непрерывного участия в профсоюзном движении работников образования составил 60 лет, что достойно Книги рекордов Гиннесса. Вдобавок ко всему у нее за книжным шкафом на подхвате стоит не старческий батожок, а беговые лыжи, да и утреннюю гимнастику она, не в укор молодым будет сказано, делает ежедневно.
Когда спрашиваешь Марию Федоровну о самом «выстраданном» из учеников, она вспоминает случай с двадцатилетним студентом, которого буквально заставила закончить техникум. Тот поссорился с девушкой и бросил писать дипломную работу. В течение полумесяца каждое утро она садилась в автобус и ехала к нему домой на далекую окраину. Командовала ему, безразличному ко всему: «Собирайся!» И как невольника вела в техникум, где была специальная комната для дипломирования. Даже муж не выдержал однажды: А ей было жалко: столько учился, осталось только защититься. В конце концов все закончилось благополучно: парень получил диплом горняка-разработчика, с девчонкой своей помирился, уехали они жить на Север и завалили потом Марию Федоровну благодарными письмами.
Дважды крещеная
– А у дочки-то вашей две макушки, стало быть, два ангела-хранителя! – запомнилось ей из детства чье-то пророчество. Уж как так получилось, что в башкирской деревеньке Рухтино, где население сплошь носило одну и ту же фамилию, среди многочисленных Рухтиных ангелы заприметили именно ее, – никому не ведомо. Вот только правдой это оказалось: дважды она в купели побывала, дважды смерти избежала.
Крестить Марию в соседнее село повезли дед с теткой. Да брод забыли. Речка Ай не зря, видать, так называлась: многих заставляла свое имя в страхе выкрикивать. На всем ходу в ямину закатились, телега давай тонуть. Хорошо, тетка не растерялась, сама уцепилась покрепче и младенца из рук не выпустила, да и лошадка не сплоховала, вплавь повозку вытянула. Спаслись. Так вот и окрестил Господь Марию в речной купели прежде церковной.
Второй раз оказалась на волосок от смерти в день своего вступления в комсомол, в декабре военного 1943-го. Возвращались в родную деревню из райцентра пешком, растянувшись по дороге. Они с подругой вырвались далеко вперед. И вдруг, метрах в пятидесяти от них, перемахнув через снежные борта, путь перегородил волк, за ним другой, третий… – семь, не меньше! Уселись поперек. Смотрят. И девчонки не шелохнутся – остолбенели от ужаса. Это их в первую минуту и спасло – что не бросились бежать. А во вторую подоспела помощь – обоз с сеном. Лошади захрапели, почуяв зверей, мужики и бабы, мигом оценив ситуацию, еще издали заорали, застучали вилами о лопаты, спугнули хищников. Те нехотя ретировались.
Еще не раз потом приходилось марии одной спешить по той дороге с учебы домой, слыша приближающийся волчий вой, когда очередная стая неслась с облавой на деревню. Но хранили ее два неусыпных ангела.
Учитель юн, да ученик сед
В детстве мать излечила Марию от хворобы: паром картофельным из чугунков под одеялом ноги грела, «соленую шерсть» с березовым настоем к суставам привязывала – в буквальном смысле на ноги поставила. Ревматизм отступил, затаился, а сердце успел-таки подточить. Но Мария не была бы Марией, если б с этим смирилась. Нашла универсальные лекарства от всех недугов: первое – работа, второе – спорт, третье – служение людям.
С 11 лет – недетский труд в колхозе. Отец погиб на фронте, и в 15 пришлось становиться самостоятельной: закончила Саткинский горно-керамический техникум на Урале, поступила в Челябинский педагогический институт на химико-биологический факультет.
В техникуме и вузе отвечала в профсоюзе за спорт и культурно-массовую работу. Много выступала сама: первые места в районных соревнованиях по беговым лыжам, прыжкам в длину, а по метанию копья – даже первое в области. Как-то, уже в институте, врачи не допустили ее до очередных соревнований, обнаружив порок митрального клапана, который до этого ей удавалось успешно скрывать. Вернее, она решила однажды, что не будет его замечать: «Просто приучила свое сердце к большой нагрузке, и оно подчинилось работе». И сегодня, на восьмом десятке лет, держит свой организм в узде: лыжные прогулки и ежедневная утренняя гимнастика.
– Война меня научила трем вещам: труду, дисциплине и ответственности. Этому я и детей учила – своих и чужих. Впрочем, я их не очень-то различала: все дороги, как родные.
Надо сказать, что детей ей приходилось учить и воспитывать чаще всего либо трудных, либо великовозрастных. Так уж судьба распорядилась, что в свои 27, после окончания пединститута, попала Мария Уварова в Сибирь, в Горную Шорию преподавателем ШРМ – школы рабочей молодежи. Пришла «первый раз в первый класс» и обомлела: человек 70 учеников, и все, как на подбор, – кто в отцы, кто в дедушки ей годятся. Шел 1957 год, из институтов стали прибывать на Таштагольский рудник по распределению молодые специалисты послевоенных выпусков, вот и побежали все стажисты с опытом, но без образования, срочно доучиваться, чтоб не вытеснили их с руководящих мест безусые инженеры. Не школьники, а мечта: сплошь начальники да мастера. Попробуй двойку получи – сразу всех вплоть до управляющего рудником поставят в известность, стыда не оберешься. Старались! Один пожилой механик с участка внутришахтного транспорта до того усердно формулы по химии зубрил, что, говорят, все вагонетки ими исписал – в качестве наглядного пособия. В общем, добросовестные были ученики. И галантные. Заходит она однажды в переполненный автобус, а с переднего места проворно соскакивает седой дедок и на весь салон кричит: «Марьфёдоровна! Идите сюда!» Все оборачиваются: старик пигалицу по имени-отчеству величает. А дедок гордо так поясняет: «Это моя учительница!»
«Что ты его пасешь?!»
В 1967 году Мария Федоровна перешла работать в только что открывшийся Таштагольский горный техникум, а вместе с ней и ее ученики-переростки, пожелавшие получать образование дальше.
Впрочем, были у нее в техникуме и такие группы, которые сплошь состояли из «зеленых» дневников, вчерашних восьмиклассников. Вот уж с кем пришлось понянчиться! Разыскивать, когда сбегали с занятий на детский сеанс, приводить за руку на экзамен, ездить по домам, проверяя ход написания дипломных работ.
Когда спрашиваешь Марию Федоровну о самом «выстраданном» из учеников, она вспоминает случай с двадцатилетним студентом, которого буквально заставила закончить техникум. Тот поссорился с девушкой и бросил писать дипломную работу. В течение полумесяца каждое утро она садилась в автобус и ехала к нему домой на далекую окраину. Командовала ему, безразличному ко всему: «Собирайся!» И как невольника вела в техникум, где была специальная комната для дипломирования. Даже муж не выдержал однажды: «Что ты его пасешь?!» А ей было жалко: столько учился, осталось только защититься. В конце концов все закончилось благополучно: парень получил диплом горняка-разработчика, с девчонкой своей помирился, уехали они жить на Север и завалили потом Марию Федоровну благодарными письмами.
Марии Федоровне, как и всем учителям, много дарили цветов, красивых и разных. Но нет для нее дороже охапки цветущего багульника, однажды преподнесенного студентами-горняками во время ее поездки к ним на практику в далекую Абазу. И не сохранила память дороже улыбок, чем те белозубые, от уха до уха, на черных от пыли лицах ее ребят, когда вместе работали в совхозе Промышленновском на уборке картофеля.
Лирика по Менделееву
Не так давно в зимние каникулы приходит Мария Федоровна в отдел образования разузнать, где бы пар десять лыж раздобыть. Председатель районного учительского профсоюза Людмила Филипповна Тагильцева ей адрес назвала и спрашивает: зачем, мол, столько лыж-то? Оказалось, это она своих семиклассников собралась в поход вести – красоты зимнего леса показывать, чтоб хоть на время от телеэкранов оторвать.
С 1986 года и по сей день Мария Федоровна работает в школе рабочей молодежи, только называется она теперь Центром образования. За последние 20 лет среднестатистический ее ученик сильно изменился. Если с началом перестройки в «школу для взрослых» шли подростки, желавшие для себя большей самостоятельности и свободы, то со временем их сменили другие, чье стремление к знаниям было минимальным, а проступки носили уже более криминальный характер. Кого-то направляют сюда доучиваться через комиссию по делам несовершеннолетних, кто-то имеет условное наказание, кто-то приходит, уже отбыв срок в спецучреждении. Асоциальные семьи, пьющие родители, искалеченные судьбы… Приходят такие дети к Марии Федоровне и ее коллегам закоренелыми второгодниками с целыми букетами жирных двоек, щедро раздаваемых прежними учителями. Но уже к концу первой четверти происходит чудо: они начинают успевать по всем предметам. И вовсе не потому, что им здесь якобы завышают оценки. Не в этом суть. А в том, что с подростками начинают по-человечески обращаться: беспокоятся о посещении ими занятий, подмечают и поощряют хорошее, стараются не говорить вслух о плохом. Словом, к ним относятся по-доброму, и они начинают уважать себя и окружающих.
В городе всегда была проблема с учителями химии, и Мария Федоровна никогда не отказывалась, если ее просили кого-то подменить. Коллеги говорят, что она свой предмет любит «до безумия». И такая одухотворенная всегда на уроке, будто стихи о любви читает, а не о таблице Менделеева рассказывает. А еще она любит людей. Независимо от того, какие они. И всегда идет на то, чтобы помочь другим, жертвуя личным временем. В техникуме проводила консультации для вечерников до 22-23 часов, а в вечерней школе – и до полуночи. Уж как это терпели в семье – непонятно. Известно только, что муж, отработав горняцкий стаж, ушел с шахты и стал крепким «домохозяином», а сыновья рано приобрели очень полезные в быту навыки готовки, стирки и уборки. Об одном лишь мама переживает: что ни тот, ни другой до сих пор не подарили ей внуков. Ждут, видимо, когда бабушка уйдет, наконец-то, на заслуженный отдых!
Звание – семейный учитель
Каких-либо наград, кроме грамот за спортивные и общественные достижения, за нравственное воспитание учащихся, кроме ветеранских и прочих медалей ко всевозможным юбилеям, у нее нет, как нет и званий вроде «Заслуженный учитель». Но она к этому относится совершенно спокойно:
– Если вдуматься, весь Таштагол – моя большая семья: я родителей учила, потом их детей, потом внуков, теперь вот правнуков. Поэтому звание у меня есть: люди меня «домашним» или «семейным» учителем окрестили. В любой момент прибежит какая-нибудь девочка: «Мария Федоровна, меня мама к вам послала», – и занимаемся с ней.
Добавим, что занимается Мария Федоровна с чужими детьми совершенно бескорыстно, как бабушка с внуками. Признается, что никак не может переступить через свои принципы, назвать помощь репетиторством и брать за это деньги, как делают теперь многие. Многие, но не она. Потому что ей, воспитанной на примерах взаимопомощи и самопожертвования («Все для фронта, все для победы»), это чуждо.
Лидер – тот, кто рядом, а не впереди
Как профсоюзный лидер она мудра, справедлива. Умеет говорить открыто, отстаивать свою позицию, если в ней уверена. Говорит: «Если я сопоставлю факты, и оппоненты меня убедят, то я и на компромисс могу пойти». А цель всегда одна – помочь людям. Потому-то во всех трех заведениях, где ей довелось работать, она неизменно избиралась председателем профсоюза.
Ее, например, волнует, почему так низко оплачивается труд педагогов. Когда по национальному проекту была введена доплата за классное руководство, при подготовке документов первоначально не учли вечерние школы. Мария Федоровна первая в городе (она является членом городского совета профсоюза) подняла этот вопрос. Город вышел на обком, обком – на Центральный комитет, а в результате «вечерники» теперь получают доплату.
Другая проблема. Центр образования – это место, где учатся дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Набрать их – одно, а выпустить – совсем другое, это требует огромной работы, даже не столько преподавательской, сколько воспитательной. Марии Федоровне как классному руководителю сразу в двух классах – седьмом и одиннадцатом – это доподлинно известно. Однако графы «за воспитание нравственных качеств учащихся» в тарификации не предусмотрено.
Но что-то ведь дает ей силы работать? А то, например, что из ее детей получаются хорошие люди. Она по-настоящему радуется, когда человек после Центра образования идет учиться дальше, делает профессиональные успехи. Например, когда в городе была презентация литературного альманаха «Огни Кузбасса», она была счастлива за свою ученицу Елену Быкову. Эта молодая женщина – настоящий феномен: стала членом Союза писателей России, прежде чем получила аттестат. Или другой ее ученик – Вася Кияницын: в одном сочинении умудрялся 50 ошибок делать, но закончил-таки школу, получил образование, и сегодня почти весь микрорайон Усть-Шалым выстроен его руками.
Одно время, когда встал вопрос, зачем, мол, нужны эти вечерние школы, – такие деньги на них тратятся! – Мария Федоровна и ее коллеги очень переживали. Потому что из своего опыта достоверно знают: есть огромная масса людей, которым они действительно помогают.
А лидерство ее в профсоюзе основывается на том, что она умеет объединять людей разными делами. Мария Федоровна кого угодно может вывести из состояния депрессии или неуверенности в себе – своим жизнелюбием, своей убежденностью. Не даром же профсоюзная организация, которую она возглавляет, – самая стабильная в городе. В перестроечный период, когда все старые ценности пошатнулись и люди стали было выходить из профсоюза, здесь даже мысль такая никому в голову не пришла.
В современном обществе везде и всюду делается ставка на молодежь. Но, думается, что такие люди, как Мария Федоровна, тоже нужны – хотя бы для равновесия и примера. Примера отношения к делу и скромности. Ведь сегодня сложился стереотип, что лидер – это тот, кто всегда наособицу и впереди. Она же может быть лидером, живя вместе с другими. Это удивительное свойство! Обычно лидера видишь. Ее же, скорее, ощущаешь – по благотворному влиянию на тех, кто рядом.
Ольга ЩУКИНА, Нина СОКОЛОВА
Таштагол, Кемеровская область
Комментарии