search
main
0

Три дня, которые изменили мир

Успешные школы движутся не только в сторону технологий, но и в сторону смыслов

V Всероссийский конкурс «Успешная школа», который проводят издательский дом «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», по традиции объединил самые разные образовательные учреждения – гимназии и лицеи, работающие с одаренными детьми, и самые обычные школы из глубинки. На протяжении трех дней 16 команд-лауреатов из разных концов страны боролись за звание победителей и гранты, которые позволят им реализовать смелые проекты. Несмотря на то что очный тур впервые проходил в онлайн-формате, все эти дни были наполнены живым общением, идеями и яркими педагогическими открытиями. Все желающие могли посмотреть финальные испытания в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также на сайтах конкурса «Успешная школа» и «Учительской газеты».

Открывая юбилейный конкурс, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «УГ» Петр Положевец отметил, что перед всеми школами страны стоит общая задача – дать ребенку качественное образование, помочь ему раскрыть свой потенциал. Но у каждой школы свой путь к успеху.

– Он измеряется не высоким средним баллом, – считает Петр Григорьевич – не количеством олимпиадников, не перечнем патриотических мероприятий, а уровнем удовлетворенности детей школой, их желанием не просто учиться, а проживать в ней свою жизнь, доверием друг к другу и учителям.

– Ценно то, что на конкурсе школу представляет команда, объединяющая учителя, администратора, ученика и родителя, – сказал в своем видеоприветствии конкурсантам министр просвещения РФ Сергей Кравцов. – Именно в такой школе, где сложилось творческое сообщество детей и взрослых, каждый может реализовать свой потенциал и чувствовать себя успешным. Уверен, что ваш опыт будет востребован и поможет другим школьным коллективам найти свою формулу успеха.

– Любви, веры в себя. Веры, что образование, ради которого вы вышли в бой за звание лучшей из команд, – главное богатство в мире, – напутствовал конкурсантов председатель жюри, доктор психологических наук, профессор МГУ, академик РАО Александр Асмолов.

Декан факультета психологии МГУ, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко подчеркнул, что конкурс – прекрасная площадка не только показать себя и свои достижения, но и поделиться опытом, посмотреть, что и как делают другие.

Лифт к мечте

Первое очное испытание «Лифт в будущее», в ходе которого команды презентовали свои практики, направленные на развитие у детей навыков XXI века, наглядно показало: у каждой школы свое лицо, свой стиль, свои методики и технологии достижения успеха.

Ведущий конкурса Александр Демахин, учитель искусства и мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, пояснил регламент встречи: 10 минут отводится на выступление команды, 5 минут – оппоненту (в этой роли выступили профессор Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе и учитель года России-2017 Илья Демаков), 3  инуты – ответы на вопросы.

Презентации были посвящены самым разным темам: социальному партнерству, внедрению цифровых технологий в обучение и воспитание, наставничеству, развитию инженерного мышления… Но все команды объединяло желание сделать своего ученика счастливым.

Так, в русско-татарской школе №87 Казани задумались о создании не догматической, но творческой среды, в которой дети будут чувствовать себя свободно, и формируют ее вместе с ребятами. Школа №619 Санкт-Петербурга создала площадку «Ученический пленум» для диалога детей и взрослых в рамках Петербургского международного образовательного форума. А школа №82 Новосибирска, став обладателем гранта Минпросвещения, открыла районный центр компетенций «Лифт» – творческое пространство для развития талантов каждого ребенка. С лабораториями программирования, авиастроения, веб-дизайна, сетевого администрирования, электроники, звукорежиссуры… Учителя вместе с детьми осваивают новые компетенции, становясь членами сообщества конструкторов и экспериментаторов.

В школе №1 с углубленным изучением английского языка Ставрополя, воодушевившись участием в игровой модели ООН, создали дипломатический клуб, где ученики приобретают лидерские и ораторские навыки, учатся договариваться и критически осмысливать информацию.

– Детская дипломатия – одна из возможностей для ребят достучаться до нас, взрослых, – отмечает директор 1‑й школы Ирина Шатская. – И мы просто обязаны услышать каждый из 15 миллионов голосов школьников, пока они еще хотят поговорить с нами.

В альянсе

Во второй день команды в парах работали над решением проблем, с которыми столкнулись при реализации своих проектов. Как отметила модератор испытания «Проектный офис» Алла Волкова, заместитель директора гимназии №12 Липецка, проблемы обсуждались самые разные – вопросы личностного роста, профориентации, инструментарий по оценке результатов внеурочной деятельности, активность учеников. И даже страх перемен, сопротивление инновациям части родителей и педагогов.

Не все команды успели за отведенное время разработать детальный план преодоления трудностей. Но все постарались услышать друг друга и помогли коллегам посмотреть на свою ситуацию под иным углом, увидеть незадействованные ресурсы. А были и те, кто предложил подробный алгоритм действий и вполне конкретные рекомендации вплоть до того, какие курсы стоит пройти и в каких организациях искать поддержки.

Футурологический прогноз

Завершающим испытанием стала форсайт-сессия, в ходе которой конкурсанты обсудили тенденции в развитии общества, а затем попытались спроектировать первые шаги к школе будущего с 1 сентября 2021 года.

Напомнив, что мысли материальны, модератор форсайт-сессии Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» Калининграда, попросил коллег быть очень внимательными к прогнозам.

Конечно же, прозвучало много предложений по цифровой трансформации школы – от создания IT-службы до обучения через видеоигры и перехода к сетевой модели организации образовательного процесса на цифровых платформах. Вместе с тем участники конкурса были единодушны в том, что в погоне за технологиями нельзя забывать про человека. Школа будущего – это среда, нацеленная на личность и ее развитие. А для этого необходимо создавать такое школьное пространство, в котором каждый будет чувствовать себя комфортно. Уходить от директивного принятия решений, определять цели совместно с родителями и учениками. Дать детям свободу и возможность выстраивать свою траекторию. Весь процесс обучения и воспитания строить на таких ценностях, как сопереживание, содействие, сотрудничество.

Блестящая футурологическая лекция Петра Положевца в финале дня показала, как близки конкурсанты к прогнозам экспертов.
– Когда меня просят кратко сформулировать образ школы будущего, я говорю, что это школа без стен, без классов и без учебников.
Ученик будет собственным учителем, а учитель будет смотреть на процесс образования глазами ученика. Симуляторы, игровые приложения в дополненной реальности позволят сделать обучение более увлекательным. Но главным в образовании останутся смыслы.

А еще Петр Григорьевич постарался развеять опасения, связанные с внедрением в нашу жизнь искусственного интеллекта:

– Мы должны понимать, что интеллект и сознание – две большие разницы, как говорят в Одессе. Нет никаких предпосылок к тому, что у алгоритма возникнут ощущение собственного «я», чувства и эмоции. Все зависит от того, как человек будет пользоваться алгоритмами.

Главное – преодолеть себя

Еще в первый день финала Петр Григорьевич объявил о своем решении учредить личный спецприз в размере 50 тысяч рублей для школьников, которые вошли в состав команд-лауреатов. Именно с объявления победителей среди учеников и началась церемония награждения. В номинации «Самый жизнерадостный член ученической команды» победила Анастасия Акатова, третьеклассница школы №368 Санкт-Петербурга. А звания самого уверенного в себе члена ученической команды удостоился восьмиклассник Владимир Сергеев, юный дипломат ставропольской школы №1.

Кроме того, Петр Положевец отметил, что, несмотря на результаты, все 425 школ, чьи заявки были допущены к участию в конкурсе, получат сертификаты участников, а финалисты, не ставшие победителями, – дипломы лауреатов.

Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин объявил бронзовых призеров. Ими стали школа с углубленным изучением английского языка №1 города Ставрополя и школа №8 имени А.Я.Тимова поселка Прикубанского Краснодарского края.

Перед тем как назвать серебряных призеров, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов подчеркнул, что все команды – участницы конкурса уже победители, потому что они преодолели себя и те рамки, которые ставит система образования, вышли из зоны комфорта. «Серебро» пятого сезона «Успешной школы» также завоевали два образовательных учреждения:
средняя школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга и гимназия №14 города Глазова Удмуртской Республики.
Абсолютного победителя объявил Петр Положевец. Обладателем золотой награды стала средняя школа №82 Новосибирска.
Александр Демахин, который каждый день свое общение с конкурсантами начинал с поэтической цитаты, для прощания выбрал строки Евгения Евтушенко:

Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется, –
Когда изменяемся мы, изменяется мир.

– Я думаю, что эти три дня нас изменили. Это значит, что изменился мир вокруг нас. Уверен, что он будет меняться не только в сторону технологий, но и в сторону смыслов, – сказал он.

Наталья БУНЯКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте