search
main
0

Тревоги, опасения, страхи прошлого века остаются с нами Тема “Глобальные проблемы человечества”. 2 часа. Старшие классы

Урок проходит в форме пресс-конференции (журналистский форум).

Основные содержательные линии:
1. Понятие глобальных проблем человечества, причины их возникновения.
2. Характеристика основных из них.
3. Возможные пути решения глобальных проблем современного мира.

Цели:
а) сформировать у учащихся общие представления о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимозависимости современного мира;
б) показать, каким образом эти проблемы отражаются в жизни современной России;
в) обсудить возможные пути решения этих проблем;
г) формировать умение четко и кратко формулировать проблему, ставить вопросы;
д) упражнение навыков полемического выступления, критического мышления, работы с публикациями прессы;
е) формирование чувства гражданской ответственности за судьбу человечества.
Основные понятия урока: глобальные проблемы человечества, биосфера, экологический кризис, Гринпис, урбанизация, демографический взрыв, ядерная война, международный терроризм, депопуляция.
Умения и навыки, формируемые на уроке:
а) навыки работы с газетными и журнальными публикациями, их анализ;
б) умение ясно и кратко формулировать проблему, ставить вопросы;
в) навыки полемического выступления, выражающего собственную точку зрения на проблему.

Межкурсовые и межпредметные связи Данная тема располагается на стыке многих учебных курсов основной школы и позволяет при рассмотрении ее проблем основываться на уже имеющихся у учащихся знаниях. Рассматриваемые на занятии проблемы, с которыми столкнулось человечество на рубеже тысячелетий, изучаются в курсах биологии (сохранение окружающей среды), экологии (проблемы социальной экологии), физической, экономической и социальной географии, физики, химии, ОБЖ (экологические и техногенные катастрофы, социально-политические конфликты), истории России и всеобщей истории (мировые войны, гонка вооружений, применение ядерного оружия в ХХ веке, терроризм и его последствия и т.д.). Моральные и духовные проблемы современного человека и человечества в целом рассматриваются в курсе литературы (произведения Е. Замятина, Ч. Айтматова и др.).

Оборудование:
а) глобус,
б) политическая или физическая карта мира,
в) плакаты (таблицы, графики, схемы) с цифровой информацией,
г) оформление классной доски: плакат “Пресс-клуб “Гражданин”, тема пресс-конференции “Глобальные проблемы человечества”, схематичное изображение земного шара.
Подготовительная работа:
Рекомендуется разделить класс на 2 группы.
Первая – эксперты по глобальным проблемам человечества (5 учащихся).
Вторая – журналисты (все остальные).
Группы получают опережающее задание:
а) используя текст учебного пособия, знания, полученные при изучении других предметов, материалы публикаций прессы, подростки знакомятся с сущностью глобальных проблем человечества;
б) каждый из экспертов выбирает одну из проблем и изучает ее более углубленно, готовясь к выступлению на пресс-конференции и к ответам на вопросы журналистов. Из всего перечня глобальных проблем человечества рекомендуем сосредоточиться на пяти-шести; журналисты готовят вопросы;
в) каждый из экспертов должен иметь лэйбл с указанием имени и проблемы, которую он представляет. Подобные ярлыки (с указанием издания) должны иметь и журналисты;
г) соответствующим образом оформляется и кабинет, расставляются столы. Президиум пресс-конференции занимают ведущий и эксперты.

Ход урока:
1. Урок-пресс-конференция открывается кратким вступительным словом ведущего (лучше, если эту роль выполнит учитель или наиболее подготовленный ученик). В нем объявляется тема пресс-конференции, излагается суть понятия “глобальные проблемы современности”, причины их обострения во второй половине ХХ столетия. Особенно подчеркивается усиление взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, необходимость решения глобальных проблем совместными усилиями и значение гражданской ответственности каждого жителя планеты за вклад в их решение. Ведущий представляет экспертов.
2. Выступления экспертов. Каждый из них в течение пяти минут должен изложить суть проблемы, которую он представляет, и предложить наиболее эффективные пути ее решения. При этом рекомендуется уделить внимание и месту России в решении этих проблем.
Для того чтобы не перегружать урок, рекомендуем следующий перечень экспертов:
1. Эксперт по проблемам народонаселения (демографическая ситуация на планете, в России, охрана здоровья, проблема наркомании, предотвращения распространения СПИДа, проблема депопуляции населения России).
2. Эксперт по экологическим проблемам (преодоление экологического кризиса, загрязнения окружающей среды).
3. Эксперт по проблемам разоружения (предотвращение угрозы мировой войны, разоружение, сохранение мира).
4. Эксперт по проблемам борьбы с международным терроризмом.
5. Эксперт по проблемам продовольствия (продовольственная проблема на планете, преодоление голода).
Возможен иной перечень избранных проблем.
3. Ответы “экспертов” на вопросы “журналистов”, дискуссия.
4. Подведение итогов, оценивание итогов урока и вклада каждого из участников.

Домашнее задание:
а) всем участникам пресс-конференции ознакомиться с дополнительными материалами, предложенными учителем;
б) журналистам написать небольшую статью-отчет о пресс-конференции. Лучшие работы можно поместить в школьной газете.

Вопросы и задания:
1. Какие проблемы человечества называются “глобальными проблемами современности”? Почему именно они являются наиболее сложными на сегодняшний день? Чем объяснить их глобальный характер?
2. Чем объясняется тот факт, что они приобрели глобальный характер именно во второй половине ХХ столетия?
3. Как вы думаете, каким будет ХХI век?
4. Ознакомьтесь с содержанием стихотворения А. Блока “Два века”. Оно было написано в самом начале ХХ века, в 1911 году. Какие черты ХХ столетия предугадал в нем А. Блок? Согласны ли вы, родившиеся в конце века, с оценками этого столетия человеком, жившим в его начале?
5. Как вы думаете, почему многие наши современники испытывают страх перед будущим? Какие чувства испытываете вы? Что вы ждете от будущего?
6. Как вы думаете, может ли ядерная война разрешить противоречия между странами?
7. В чем состоит опасность терроризма? Почему проблема борьбы против терроризма может быть решена только общими усилиями?
8. Какие из глобальных проблем современного человечества особенно актуальны для России? Объясните свои выводы.
9. В чем состоит чрезвычайная опасность депопуляции России? Почему в начале ХХI века эта проблема приобрела особую остроту?
10. Решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества. А как вы думаете, каким может быть вклад в решение этих проблем каждого конкретного гражданина, и, в частности, ваш личный вклад? Обсудите эту проблему в классе.

Дополнительная информация для учителя и учащихся
В октябре 1999 года на нашей планете родился шестимиллиардный житель. Им стал босниец Аднан Мевич. Человечество, достигнув шестимиллиардной отметки, перешло экватор своей предельной численности. Дело в том, что 6 млрд. – это ровно половина предельной численности “хомо сапиенс” как биологического вида. Какие проблемы порождает это событие?
По прогнозам ЮНЕСКО, население земного шара, численность которого превысит в 2025 г. 8 млрд. человек, может вступить в ХХI век обремененным 1 млрд. неграмотных, 1 млрд. безработных, 2 млрд. человек, оказавшихся в условиях относительного и абсолютного аграрного перенаселения, 1 млрд. обездоленных, живущих за “чертой бедности”, в том числе 1 млрд. человек, находящихся в крайне бедственном положении. При этом большинство населения развивающихся стран, которое достигло почти 5 млрд. к концу ХХ века, может оказаться в одной или даже нескольких из перечисленных выше категорий.
Самые высокие темпы роста населения наблюдаются в Африке, где с 1960 г. число жителей утроилось и в настоящее время составляет 767 миллионов человек. И это несмотря на то, что на “черном” континенте отмечается очень высокая смертность, в частности от СПИДа и отсутствия элементарных условий для существования. Население Азии за тот же период с 1960 г. удвоилось, достигнув сейчас 3,6 миллиарда человек. В Северной Америке и Европе темпы прироста очень низки, а в некоторых государствах вообще равны нулю. К примеру, в Новом свете рост населения за последние 40 лет составил лишь 50%, в Старом – всего 20.
Как отмечается в материалах ХI Международной конференции по СПИДу, проходившей в сентябре 1999 г. в столице Замбии Лусаке, “СПИД превратил Африку в огромный лагерь смерти”. Более 200 тысяч мужчин, женщин и детей погибли в результате локальных войн на Африканском континенте в 1998 г. За это же время СПИД унес жизни более двух миллионов африканцев. Ежедневно вирус этой смертоносной болезни поражает здесь 16 тысяч человек. Именно в африканских странах, где проживают всего 10% населения нашей планеты, отмечено 80% всех заболеваний СПИДом. При этом ежедневно от СПИДа умирают тысячи человек.
Демографическая ситуация в России также вызывает серьезные опасения. В России фактически возникло новое социальное явление – сверхсмертность. Ряд ученых в связи с этим стали говорить о депопуляции страны. В ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации “Государство Россия” (2000 год) приводились следующие данные: уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Если подобная тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой.

Материалы для формирования гражданских и учебных умений
Поскольку при подготовке к уроку учащиеся используют публикации прессы, рекомендуем ознакомить их с памяткой:
Как работать с газетными публикациями.
Ежедневно в нашей стране и за ее пределами происходит множество событий. Мы живем в быстро меняющемся мире, когда события, происходящие в дальних уголках планеты, сразу становятся частью нашей повседневной жизни. Действительно, мир стремительно превращается в глобальное сообщество, а это значит, что взаимосвязь и сотрудничество между народами становятся все теснее.
Поэтому очень важно каждому гражданину быть в курсе событий, происходящих внутри нашей страны и за ее пределами. Лучший источник информации о текущих событиях – это газета. Ежедневное обращение к газетной информации поможет тебе лучше ориентироваться в событиях в мире и стране.
Газетные публикации обычно отвечают определенным параметрам. Научившись разбираться в них, вы станете информированным гражданином. Чтобы лучше ориентироваться в газетных публикациях, следуйте этим правилам:
1. Прочитайте название статьи. Знакомство с содержанием статьи начинайте с ее заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.
2. Обратите внимание на дату информации и подзаголовок. Они следуют за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортером или информационным агентством. Крупнейшими информационными агентствами, поставляющими информацию для российских средств массовой информации являются: РИА “Новости”, ИТАР-ТАСС, Интерфакс. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события, и дату написания статьи.
3. Обратите внимание на начало статьи. Первые фразы газетных новостей ответят на ваши вопросы: что произошло? где? когда? как? и почему?
4. Ознакомьтесь с содержанием статьи. В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи, ее суть. Знакомство с деталями содержания статьи даст вам разностороннюю информацию о событии или ситуации.
5. Различайте новости и авторские комментарии к ним. В статье, повествующей о новостях, вы не найдете комментариев автора, изложения его точки зрения. Авторы обычно излагают свои идеи и взгляды в статьях, расположенных на отдельных газетных полосах. Граждане, не согласные с мнением авторов и желающие выразить свое мнение по проблеме, затрагиваемой в статье, могут изложить его в письме в редакцию.

Упражнения по анализу газетных публикаций
1. Подберите экземпляр одной из газет, выберите в ней заметку с информацией о деятельности органов власти (местных или федеральных) и статью о деятельности правительства одной из зарубежных стран. Ознакомьтесь с их содержанием и ответьте на следующие вопросы:
а) Какую информацию содержит заголовок?
б) Какую информацию несет подзаголовок?
в) Какие факты представлены в тексте статьи?
2. Подберите несколько публикаций различных газет, посвященных одному и тому же событию:
а) внимательно ознакомьтесь с их содержанием,
б) сравните содержание исследуемых статей,
в) определите события, нашедшие отражение в этих газетных публикациях,
г) сопоставьте различные точки зрения на эти события, содержащиеся в исследуемых статьях,
д) как вы думаете, чем объясняются различные позиции авторов по отношению к одному и тому же событию? Сделайте выводы,
е) свои выводы сообщите классу.

Словарь урока:
Биосфера – биологическая оболочка Земли, область распространения жизни на Земле, обитания живых организмов.
Глобальные проблемы человечества – современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его дальнейшее существование и дальнейший социальный прогресс.
Гринпис – международная экологическая организация.
Демографический взрыв – резкое ускорение темпов роста населения.
Депопуляция – резкое сокращение численности населения нации, представляющее угрозу ее существованию.
Парниковый эффект – нагрев внутренних слоев атмосферы, обусловленный прозрачностью атмосферы для основной части излучения Солнца и поглощением атмосферой основной части теплового излучения поверхности Земли, нагретой Солнцем. Парниковый эффект повышает температуру планеты, он является следствием разрушения озонового слоя земли.
Терроризм – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.
Урбанизация – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.
Экологический кризис – критическое состояние биосферы, вызванное негативными последствиями деятельности человеческого общества и грозящее самому существованию человечества.
Ядерная война – война, в которой воюющими сторонами применяется ядерное оружие.

Александр АНИКЕЕВ,
учитель истории и обществознания

Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте