search
main
0

Тревога убивает личность. Будущие учителя должны знать о теневых сторонах профессии

IV Российский форум «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» собрал более пятисот участников. В его рамках также прошла научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях», на которой было представлено много любопытных докладов и исследований. Содержательной и интересной информацией поделилась и Санкт-Петербургская государственная академия постдипломного педагогического образования. К примеру, заслуживающим внимание стал доклад кандидата психологических наук, доцента СПбАППО Сергея Шингаева, который ознакомил участников форума с результатами исследования на тему «Профессиональное самоопределение и здоровье школьников – будущих менеджеров».

Выбор именно этой категории школьников ученый объяснил тем, что это будущие управленцы, люди, которым предстоит поднимать экономику нашей страны. Важно было понять, на кого нам надеяться и насколько будущие сотрудники государственных и частных компаний предполагают и осознают значимость собственного здоровья.Исследование проводилось на базе пяти школ, выборка составила более 340 школьников. По результатам опроса удалось выяснить, каков уровень осознанности школьниками выбора профессии с точки зрения соотношения успеха в профессии и тех затрат здоровья, которые идут на достижение этого успеха. Кроме соотношения здоровья и успеха, психологов интересовало, какое место занимает здоровье в системе ценностей и жизненных приоритетов школьников. Какими запасами здоровья с точки зрения самооценки школьников они обладают и каковы индивидуально-психологические особенности школьников в плане сохранения и становления в будущем профессионального здоровья?Для ребят был подготовлен целый пакет вопросов, и один из них содержал просьбу перечислить десять наименований наиболее стрессовых, на взгляд ребенка, профессий. Нужно отметить, что сегодняшние школьники показали очень приличную информационную подкованность, поскольку назвали 145 (!) профессий, в том числе и такие, которые известны не каждому взрослому. И тем не менее среди этих профессий в подавляющем большинстве стрессовых, с точки зрения школьников, оказались профессии, несущие физическую нагрузку, а не психологическую. Так, лидером среди стрессовых профессий стала профессия космонавта (61%). За ней следуют спасатель МЧС, летчик, полиция, ФСБ, ОМОН, спортсмен, военнослужащий, пожарный, врач и каскадер. Педагогов, психологов и воспитателей в этом списке нет. Все профессии, которые перечислили школьники, несут мощный физический компонент, а то, каковы издержки профессии в психологическом плане, школьниками не осознается. При этом на вопрос, насколько, вы считаете, ваши индивидуальные психологические особенности соответствуют трудностям вашей профессии, подавляющее большинство детей ответили: «соответствует». Однако, как показывают уже другие исследования, реальная картинка иная, и данное рассогласование становится базой для последующего развития таких явлений, как профессиональное выгорание, неудовлетворенность профессией и как следствие либо смена профессии, либо преждевременный уход из нее. При этом 37% школьников считают, что они вполне достаточно заботятся о своем здоровье, предполагая, что не имеют вредных привычек.В связи с этим можно смело утверждать, что у школьников, выбирающих профессию управленцев, неадекватная самооценка, имеющая ресурсом незнание теневых сторон своей профессии и реального положения дел.В то же время есть ресурс для радости в ответах школьников на вопрос, какие условия сохранения здоровья они считают важными. Чтобы сохранить свое здоровое и быть с помощью этого здоровья успешным в профессии и в жизни, школьники на первое место ставят регулярные занятия спортом, затем – внимание! – достаточные материальные средства (хотя исследования ученых доказали: нет прямой корреляции между материальным достатком и физическим благополучием, в советское время не было таких возможностей, но здоровье было на другом уровне). На третьем месте – выполнение здорового образа жизни, в том числе соблюдение режима дня, а на четвертом месте – возможность консультации у квалифицированного врача.Все условия, которые заняли первые места в ранговом ряде, активного поведенческого характера. Это же подтверждают ответы школьников на вопрос «Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья, которые проводятся в вашем классе, вы считаете наиболее интересными и полезными для вас как личности и будущего профессионала?». На первое место 59% респондентов поставили спортивные соревнования, на второе – работу, связанную с тематическими вечерами, днями здоровья, на третье – показ видеофильмов. Однако на вопрос «Проводится ли вообще что-либо в вашем образовательном учреждении, касающееся вопросов здоровья?» 57% ребят ответили: «Ничего не проводится!» Хотя это не так. Опрос педагогов данных школ показал, что в каждом из образовательных учреждений проводились мероприятия по укреплению здоровья, школьники их просто… не запомнили. А если запомнили, то отозвались так: проходили скучно, занудно, формально.Момент, на который психологи хотели бы обратить внимание, заключается в том, что у большинства школьников наблюдается низкая информированность о негативных моментах будущей профессии. На вопрос «Чем будет заниматься типичный представитель выбранной вами профессии?» и те, кто выбирал профессию управленца, и те, кто выбирал профессию педагога, предложили формальные ответы, которые не касаются теневых сторон той или иной деятельности. Психологи убеждены: нельзя дать детям наступить на те же грабли, что и взрослые, поэтому один из вариантов – это рассказывать школьникам еще на этапе профессионального самоопределения не только о позитивных, но и о негативных сторонах профессии. Например, в одной школе среди десяти стрессовых профессий ребята упомянули профессию педагога, что является большой редкостью. Оказалось, что педагог на классных часах рассказывала им о тех негативных моментах своей профессии, с которыми они могут столкнуться. И, кстати сказать, в этом же классе количество осознанно выбравших профессию педагога было на порядок выше, чем в классе, где об этом не говорилось.Поскольку формирование культуры здоровья у учащихся зависит от педагога, то на конференции не обошли вниманием и вопросы здоровья педагога. Как заметила кандидат педагогических наук, доцент СПбАППО Нина Панова, главный ресурс школы – это педагог. Школа – это место, где ребенка не только адаптируют социально, но и прививают гражданское самоопределение и, самое главное, дают ему психологическую устойчивость, психологическое здоровье. А главное действующее лицо, которое должно обеспечивать и по большей части обеспечивает это психологическое здоровье, конечно, педагог.Однако, как заметила Нина Панова, нет исследований относительно влияния личности педагога на психологическое здоровье детей. Например, мы констатируем степень невротизации учащихся, а вот каким образом в этом участвует сам педагог, сведений нет. Это серьезное упущение.В личностном влиянии помогает прежде всего отбор технологий и методик, равно как и отбор учебного материала, который способствует сохранению здоровья. Однако если обратиться к показателям при аттестации на высшую категорию, то там написано лишь про одну технологию, которая с успехом осваивается и внедряется, – это информационные технологии в учебном процессе. И технологии, и соответствующее образование ценятся высоко (50 баллов) и являются прямым указанием к тому, чтобы все этим овладевали. К сожалению, в аттестационных процедурах нет указания на личностное освоение и обучение. Если посмотреть на зарубежный опыт, то там, наоборот, педагог, проработавший в профессии более десяти лет и не прошедший в течение года двух тренингов личностного роста, не будет допущен к ведению профессиональной деятельности. Введение подобного показателя могло бы стать одним из путей нормализации гармоничных отношений между педагогом и его деятельностью, считают ученые.По мнению Нины Пановой, чтобы учителя знали, на что они способны и чем обладают, необходимо прежде всего создавать ресурс здоровья для самого педагога. И здесь ученые поделились результатами последнего исследования. На этот раз в опросе участвовали директора и заместители директоров образовательных учреждений, а также заведующие детскими садами. Общее количество респондентов составило более 500 человек.Опрос касался внутренних установок педагогов. По итогам опроса, всего 4% учителей признались, что идут в школу охотно и радостно, то есть их личностный потенциал чрезвычайно высок. 2% честно признались, что вынуждены ходить на работу, потому что это единственный источник средств к существованию. На работе они отбывают время. 19% учителей приходят в школу с текущим меняющимся настроением, то есть по настроению оценивают детей, по настроению выставляют оценки, по настроению организуют или ликвидируют конфликтные ситуации. 19% приходят на работу с чувством тяжелой повинности. И – внимание (!) – 61% учителей приходят на работу с постоянным беспокойством и тревогой. Среди причин тревожности доминирующим стал следующий показатель: педагоги постоянно суетятся по поводу того, что чего-то не успевают выполнить, например заполнить электронный журнал, документацию, отдать отчетность, быть в числе неисполнителей. Вторая причина тревожности – широко шагнувшие в стены школы различные органы власти, в частности прокуратура. Как указали руководители образовательных учреждений, они теперь очень часто по разным поводам посещают судебные заседания, например, нет огнетушителя в школе, не всем детям купили учебники к первому классу и т. д.Но главное не в этом, а в том, что тревожность – фактор, повсеместно влияющий на личность педагога. А от того, какое влияние на его личность оказывает этот фактор, зависит психологическое здоровье детей. Как написали в анкете респонденты-педагоги, сегодня факторы экономического, нормативного свойства убивающе действуют на личность педагога, как учителя, так и руководителя. Что же тогда говорить о детях?Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте