search
main
0

Тревога, прочь!

Ключи к счастью и сказочные сюжеты: обогащаем эмоции

Неблагоприятные условия, в которых ребенок полностью или частично лишен родительского тепла, заботы, осложняют его жизнь, его взаимодействие с окружающим миром, затрудняют освоение новых социальных ролей, разрушают уравновешенные эмоциональные состояния, вызывая повышенную тревожность. Как с этим справиться и преодолеть все невзгоды?

В этом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста – 5-6 лет. Применялся следующий комплекс методик: тестовая диагностика уровня тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Темпл, М.Дорки, В.Амен); исследование эмоционального состояния ребенка «Карта наблюдения» (Д.Стотт); способность детей 5-7‑летнего возраста к распознаванию эмоциональных состояний (Е.М.Листик).
Использовалась схема формирующего эксперимента, представленного констатирующей, преобразующей и контрольной частями. Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов. На первом этапе проводилась констатирующая диагностика, позволившая выявить особенности деформаций эмоциональной сферы детей. Второй этап носил развивающий характер, ориентированный на устранение тревожности детей. На третьем этапе проводилась повторная диагностика проявлений тревожности испытуемых дошкольников.
Анализ данных, полученных на констатирующем этапе экспериментального исследования с помощью диагностических процедур и наблюдения, показал следующее:
1. Высокая эмоциональная тревожность является преобладающим состоянием.
2. Зоной повышенной тревоги является межличностное взаимодействие в системах отношений «ребенок – ребенок» и «ребенок – взрослый».
3. Анализ детских комментариев по сюжетам теста М.Дорки позволил выявить ряд особенностей эмоционального отражения тревожных детей, определяющих проявление их тревожности в системе межличностного взаимодействия: а) большинство дошкольников затруднялись в восприятии сюжета ситуаций; б) большинство идентифицировали себя с главными персонажами ситуаций, отражая при этом неудовлетворенную потребность в проявлении родительской привязанности и любви.
4. Высокая тревожность детей детерминирована низким уровнем развития позитивного эмоционального опыта, содержание которого составляет социальная перцепция, а именно: умение распознавать эмоциональные состояния в качестве инструмента построения межличностных контактов.
Выявлены особенности эмоционального опыта тревожных детей: а) дошкольники, правильно описывая эмоциональные состояния на вербальном уровне, испытывают значительные затруднения в распознавании эмоциональных состояний на невербальном уровне; б) наиболее успешное распознавание эмоций на невербальном уровне осуществляется с помощью использования эталона; в) дети затрудняются дифференцированно распознавать собственные эмоциональные состояния и состояния взрослых; г) особенно большие затруднения у них вызывает дифференциация состояний взрослых (других людей).
Исходя из этого, для преодоления тревожности у детей необходимо развивать адекватную социальную перцепцию, повышать собственную позитивную социальную активность.
На основе анализа данных диагностического обследования использована авторская программа развивающей направленности по арт-терапии. Содержание занятий было ориентировано на знакомство дошкольников с эмоциональными состояниями и трансляцию их через эмоциональные проявления. Использовались различные техники и, в частности, создание рисуночных образов. Выполняемые задания должны были развивать представление об эталонах эмоций, использование которых позволяет распознавать сами эмоции, прочитывать их на основе сложившегося эталона и транслировать через мимические выражения. Много внимания уделялось определению категории эмоции. Правильное обозначение категории состояния обеспечивает адекватность восприятия эмоционального состояния других лиц и адекватность трансляции собственных состояний. Над этим типом распознавания работали, используя сказочные сюжеты. На следующем этапе детям демонстрировались видеосюжеты, наблюдая за которыми дошкольники должны были назвать эмоциональные состояния и эмоции персонажей сюжетов и описать, как они проявляются.
Проведенные развивающие занятия с детьми дали положительные результаты. Наблюдения за процессом работы детей позволили выделить особенности динамики преобразования тревожности детей. На первых встречах в силу обедненности опыта эмоционального выражения многие дети затруднялись обозначить свое эмоциональное состояние в процессе выполнения заданий. Возникали проблемы и в межличностном взаимодействии. Деятельность в коллективе вызывала у детей негативные эмоции. По мере включения в арттерапевтический процесс проявление тревожности у детей снижалось. Дошкольники овладевали умением выражать словами свое эмоциональное отношение к выполняемой работе. Обогащение социальных эмоций детей новым опытом, развитие социальной перцепции оказало влияние на межличностное взаимодействие дошкольников. Отношения между детьми стали более открытыми, появилось сотрудничество.
При повторном диагностическом исследовании испытуемых, проведенном после развивающей работы, был использован тот же банк методик, что и при первичной диагностике. Наблюдение по схеме Д.Стотта позволило отметить, что у детей снизился уровень высокой тревожности по отношению к взрослым с 37 до 17%; снизился уровень высокой тревожности по отношению к детям с 42 до 19%. Результаты диагностики по тестам М.Дорки показали, что уменьшилось количество высоко тревожных детей – с 46 до 11%. Анализ по методике «Способность детей 5-7‑летнего возраста к распознаванию эмоциональных состояний» (Листик Е.М.) показал, что значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем успешности распознавания – с 3 до 32%.
Таким образом, в результате развивающих занятий снизился уровень тревожности у большинства детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

Ирина КАЛИШ,
педагог-психолог школы №2089

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте