search
main
0

Третья грань . Единственно правильные трактовки отменяются

На полке книжного магазина мне встретилось учебное пособие «Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход» (М.: Прогресс-Традиция, Изд. дом «ИНФРА-М», 2003). Стало интересно: как включается технология в исключительно гуманитарный предмет? Влияет ли применение технологии на освоение литературы как учебного предмета? С автором пособия Сергеем Лавлинским можно было бы говорить еще о тысяче других вещей, связанных с литературой. Ведь он, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ, гуманитарный технолог, проводит тренинги для школьников «Диалоги о современной культуре», посвященные рассмотрению взаимосвязи литературы и кино ХХ века, Школу словесника для учителей… Но предметом нашего разговора на этот раз была его новая книга.

– Вы предлагаете студентам-филологам новый учебный курс. Что это – еще одна интересная методика?

– Я попытался разработать технологию литературного образования, предмет которой – комплексная деятельность учителя литературы. Это не методика, не схема задаваемого исключительно извне действия. Это, скорее, учение об искусстве, мастерстве, способах сопряжения читательской, литературоведческой и педагогической деятельности.

Не секрет, что профессионал-словесник вынужден работать на междисциплинарных границах, исполняя одновременно роли литературоведа, методиста, психолога и т.п. Эпоха романтически настроенного педагога, которого вдруг озаряет внезапно посетившая идея, закончилась. Конечно, от личности учителя многое зависит, но только в том случае, когда он в состоянии грамотно соотнести собственную практику и рефлексию, непосредственное читательское восприятие своих учеников (да и свое собственное) с многообразными способами анализа и интерпретации произведения. Зазор между предметом (текстом литературного произведения) и интересом реального читателя исчезает, если учитель осознает, что его понимание прочитанного ничуть не лучше понимания школьника, что он имеет только собственно теоретические и технологические преимущества перед своими учениками…

– Каким же смыслом тогда наполняется понятие «методика»?

– Методика освоения предмета – это одна из многих тактик обучения, схема целенаправленных действий педагога, определяемых образовательной стратегией. Технологических стратегий немного, а вот тактик – огромное количество. Работая, скажем, в рамках «воспитательной» стратегии, педагог подбирает тактики монологического воздействия на своих учеников, «облагораживая» их посредством примеров из литературы. Литература в данном случае становится средством для решения разного рода «полезных» задач – идеологических, религиозных, экологических и т.п. А вот если признать самоценность литературы, проявляющуюся как в отдельных произведениях, так и в «двуединой деятельности чтения и письма», то и тактики работы с художественными текстами и речью читателей приобретают подчеркнуто диалогический характер.

– Получается, в большинстве школ литературу преподают неправильно?

– Решение общеобразовательных и методических проблем в среде словесников зачастую носит формальный характер. Главная беда гуманитария, работающего в школе: он не всегда размышляет о самом главном – зачем, собственно, он втянут в образовательный процесс, с какой целью он предлагает изучать литературу своим ученикам, да еще и в определенной последовательности… Предполагается, что из двух субъектов образования (ученика и учителя) второй точно знает ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать литературу?». Однако это иллюзия. Как правило, многие словесники не всегда предполагают, а чего же от уроков литературы, от чтения произведений ждет читатель-школьник. Мне часто на различных семинарах приходилось слышать приблизительно следующие вопросы-просьбы: «А как лучше по-современному проанализировать то или иное произведение?». Вопрос «как» подменяет вопросы «зачем» и «с какой целью». Кстати, изучение литературы в школе – это просто дань российской образовательной традиции, или же в этом есть определенный социокультурный и экзистенциальный смысл? По некоторым учебникам училось не одно поколение школьников, а учителя все чаще и чаще жалуются, что дети не хотят читать. Может, эти учебники и не нужны были вовсе…

Стоило бы вспомнить совет известного литературоведа Г.А.Гуковского. Он еще в 1947 году на одной из лекций, прочитанной ленинградским учителям, говорил: «Прежде чем решать вопросы о том, как изучать литературу (т.е. решать собственно методические вопросы), следует понять, что и, главное, зачем нужно изучать на уроках литературы». То есть Гуковский хотел обратить внимание на предметность и целесообразность литературного образования как такового.

– А что, по вашему мнению, должно стать целью изучения литературы в школе?

– Если говорить очень широко, целью гуманитарного образования должно стать развитие культуры понимания. Целью литературного образования – развитие культуры читательского восприятия и понимания. Такая культура предполагает осознание того, что в произведении существует как минимум две грани: с одной стороны, мир, в котором живут герои, а с другой – текст, посредством которого мы что-то узнаем об этом мире. Так вот культура читателя состоит в том, чтобы соотносить эти две позиции друг с другом и понимать, почему текст об этом мире и этих героях выстроен так, а не как-то по-другому. А это в свою очередь открывает третью грань – авторскую позицию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте