search
main
0

Третий вовсе не лишний. Как преодолеть сопротивление «материала» на уроке физкультуры

С сентября 2011 года третий урок физкультуры в образовательных учреждениях Российской Федерации приобрел официальный статус. На момент принятия такого решения, говорят специалисты, было очевидно, что два урока в неделю не решают тех задач, которые стоят перед физкультурным образованием школьников.

Однако и сейчас во многих школах этот урок – как третий лишний. При этом в других, кажется, и трех мало. О том, как заинтересовать школьников ходить на физкультуру, как приобщить их к здоровому образу жизни, как достигать хороших спортивных результатов учеников, при этом обустроить образовательный процесс с минимальными для образовательного учреждения финансовыми потерями, делились участники круглого стола «Физическая культура и спорт в образовании – стартовая площадка для подрастающего поколения в будущее». Он прошел в рамках Московского международного салона образования-2018.Делясь впечатлениями от увиденного и услышанного, что представил в рамках программы салона Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, многие его участники признавались – нынешний ММСО интереснее прошлогоднего. При этом идеи, высказанные выступавшими, иногда казались полярно противоположными. К примеру, учитель московской школы №2121, обладатель гранта мэра Москвы Анна Скуридина убеждена, что урок физической культуры – единственный среди всех школьных дисциплин, где дети могут расслабиться, выплеснуть энергию после многочасового сидения за партами и даже немного побеситься. В то время как педагог Центра патриотического воспитания и школьного спорта Департамента образования Москвы Олег Калуцких настаивает на жесткой дисциплине, беспрекословном подчинении учащихся учителю, и при этом «никаких игр». Однако все новаторы едины в одном – эту мысль здорово сформулировал победитель Национального проекта «Образование», заслуженный учитель России Дмитрий Бесполов: «Задача учителя урока физкультуры – поднять сидящего ребенка со скамейки, но очень важно при этом самому встать со скамейки».Для начала встать со своих мест пришлось самим участникам круг­ло­го стола. Анна Скуридина и Дмитрий Бесполов провели для них разминку так, как это делают на уроках физкультуры в школе №2121 имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина. Под музыку, воспринимая команды на слух, с командами на английском языке, танцем вместо традиционных наклонов вперед-назад и поворотов вправо-влево. «Большую часть урока мы стараемся преподать в виде какой-то сказки, праздника, чтобы дети приходили на урок и не знали, что их сегодня ждет», – рассказывает Анна Скуридина. Когда учителя физкультуры предложили учащимся танцы вместо разминки на основе танцевальной игры Just Dance, мальчишки сперва бунтовали. Зато теперь танцуют все! Начальная школа – на переменках в рекреациях, где установлены специальные мониторы, все остальные – на школьных конкурсах, которые непременно открывают учителя физкультуры. Когда же здесь поняли, что никакими дополнительными балами при поступлении в вуз не заманишь детей сдавать нормы ГТО, придумали акцию. «Позвали спорт­сменов, олимпийцев, паралимпийцев, разделили детей на команды, капитаном каждой команды был известный спортсмен, который тоже вместе с ними сдавал ГТО. Подстегнули ребят. После этой акции у нас проблем с ГТО нет», – поделилась Анна.В московской же школе №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника нет проблем с посещаемостью – 97 процентов! Причем, по словам учителя физкультуры, мастера спорта международного класса по хоккею на траве и индорхоккею Натальи Дорброхотовой, на уроки физкультуры ходят все: «У нас тесная связь с администрацией школы, с родителями, с медицинским работником. С разрешения родителей все дети посещают уроки». Тут разработали авторский силовой комплекс к подготовительной части урока, а также создали свой игровой модуль на основе двух видов спорта – хоккея на траве и флорбола.Учителям-физкультурникам сегодня действительно приходится преодолевать сопротивление «материала». По данным, представленным на круглом столе доцентом кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки Московского городского педагогического университета Натальей Николаевой, до 60% опрошенных школьников не заинтересованы в уроке физкультуры. При этом чем старше учащиеся, тем эта пассивность лишь возрастает. «Так, среди младших школьников это 14% пассивных учеников, среди старших школьников это уже 85%, – поделилась результатами исследования Наталья Николаева. – По-разному школьники понимают значимость физкультуры. 21% опрошенных школьников считают, что занятия физкультурой помогают снять утомление от учебы, 26% считают, что урок нужен только для сдачи зачетов и нормативов. 42% школьников либо сомневаются в нужности физкультуры, либо вообще считают, что эта дисциплина не нужна». Причем во многом такое отношение к урокам физкультуры формируется в семьях!А ведь кроме не заинтересованных в спорте родителей есть еще другие влияющие на двигательную пассивность детей факторы. «Ни для кого не секрет, что наши дети сидят в гаджетах. Моя идея достаточно проста – нужно заинтересовать детей большим экраном и вместо нажатия кнопок на пульте управления дать им в руки мяч. Это компьютерная игра. Но экраном служит не монитор, а стена, и играть в нее надо не сидя, а бросая и ловя мяч», – рассказывает автор программы «Футбол – современно!», учитель физкультуры московской школы «Технологии обучения» Галина Шамаева.Как говорится, клин клином вышибают. Но это московские школы, а что в районных или сельских, спросите вы. Тут проблема с проведением межшкольных спортивных состязаний – нет транспорта или он дорогой, не хватает участников. А ведь состязательность – основа мотивации. Как выход – онлайн-соревнования. И ехать никуда не надо, и участников неограниченное количество!Одним словом, учителям физкультуры сегодня приходится не только активно двигаться, но и нестандартно мыслить, чтобы их предмет был, что называется, в тренде, а российские дети – здоровы и спортивны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте