search
main
0

Третий вал. Шествие Клеточки: от Калининграда до Чукотки

Первая волна интереса к шахматам как учебному предмету прокатилась у нас в 80-е годы ХХ века и была поддержана всеми шахматными СМИ. Тогда состоялось немало конференций и семинаров на эту тему, но Министерство образования РФ отклонило предложение о введении шахмат в урочную сетку.

Продолжение. Начало в № 4Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Вторая волна, инициированная самим Министерством образования, прошла в середине 90-х годов. С 1994 года одним из официальных факультативов в школе стал шахматный, разработанный мной по заказу Минобразования. Современный третий этап начался 18 мая 2004 г., когда был подписан Приказ Минобразования №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» и создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ под председательством многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова.

Сейчас в России немало общеобразовательных школ, где шахматы давно стали обязательным учебным предметом. Например, московский центр образования №1828 «Сабурово», воронежский лицей №5, ульяновская школа №38. Город Набережные Челны просто «заражен» шахматным образованием. Сравнительно недавно, но очень активно включились в работу педагоги Калининграда, Обнинска, Нижнекамска, других городов и поселков.

Хочется назвать поименно лучших пропагандистов шахматной идеи в образовании. Это Галина Ковалева (пгт. Пойковский, Тюменская область), Виталий Неизвестных (пос. Байкит, Эвенкийский автономный округ), Сергей Волков (пос. Черлак, Омская область), Ольга Трофимчук (пос. Провидения, Чукотский автономный округ), Анна Дончак и Виктор Гончаров (Набережные Челны), Сергей Егошин (г. Балаково, Саратовская область), Александр Благодарный, Михаил Козионов и Анатолий Гайнуллин (Ульяновск), Вениамин Исаев, Владимир Мечитов, Вадим Александров (Москва), Борис Барсов, Всеволод Костров (Санкт-Петербург), Игорь Сабельников (Воронеж), Игорь Сокрустов (Обнинск), Анатолий Никитин (Красноярск), Александр Добрынин (Дмитров), Эдуард Егоров (Новгород), Инга Андреева (Кемерово), Владимир Волошкин (Белгород), Рафис Валеев (Нижнекамск)… Этот список можно продолжать и продолжать.

Особо отмечу удивительного педагога Елену Жукавину из уникальной гимназии №1 Калининграда, где шахматы как предмет преподаются аж в 18 начальных классах! Много ли в нашей стране (да и в мире) наберется таких гимназий? Единицы!

Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги, – нехватка методических разработок конкретных уроков. Попробую частично восполнить этот пробел. В №4 «УГ» за 2006 год я подробно описал один из вариантов первого урока («Шахматная беседка»). Сегодня предлагаю вашему вниманию второй урок «Горизонталь и вертикаль». Это инсценировка главы «Линии» пособия «Удивительные приключения в Шахматной стране».

Наглядный материал на учительском столе: 1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Клеточка, Юра, Задира, гном Веселый Горизонталик); 2) кукла Клеточка, которая надевается на руку; 3) маленькая игрушка – Веселый Горизонталик; 4) домик Веселого Горизонталика из кубиков (в начале урока он не виден ученикам – скажем, загорожен тетрадями); 5) нарисованные кнопки с буквами В, Г, Д; 6) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски; 7) шахматные горизонтали, вырезанные из картонной доски (по одной для каждого ученика).

На партах перед каждым учеником – шахматная доска. У стены – демонстрационная доска.

Учитель надевает на правую руку куклу Клеточку, раскрывает книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», начинает читать и одновременно инсценировать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте