search
main
0

Третий урок физкультуры – лишний!

Агрессивная внешняя среда, гиподинамия, нарушения пищевого режима и физической активности, вредные привычки – вот неполный перечень причин, содействующих снижению уровня здоровья школьников. Врачи констатируют: нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются с раннего школьного возраста. 70% функциональных расстройств, сформировавшихся у учеников в начальных классах, к моменту окончания школы приобретают хронический характер. В 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в три раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств, а также заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Всем понятно, что нужно что-то предпринимать. Правительство Санкт-Петербурга в этой ситуации, к примеру, утвердило план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников. Постановление подписала губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко. Программа рассчитана на 2011-2015 годы. Она предусматривает, что в течение ближайших двух лет в учебные планы государственных общеобразовательных школ должен быть включен третий урок физкультуры в неделю. Кроме того, планируется обеспечить \”оптимальный режим двигательной активности школьников\”, то есть  в течение учебно-воспитательного процесса проводить утреннюю гигиеническую и оздоровительную гимнастику, динамические паузы и т.д. Кроме того, предлагается увеличить количество специализированных спортивных классов с углубленным учебно-тренировочным процессом. Администрациям районов города также поручено создать школьные спортивные клубы, обеспечить медицинские кабинеты образовательных учреждений необходимым оборудованием и лекарствами.

Что и говорить, цели благородные, только на память сразу приходит разговор с одной девочкой, теперь уже бывшей ученицей. На мой вопрос, почему она систематически прогуливает уроки физкультуры, школьница резонно ответила в свойственной тинейджерам манере: «Физкультура – это мрак, скука и бред. Я что стану здоровее, если два раза прыгну через «козла»? И потом, после физры я ужасно потею, а помыться негде. Это негигиенично». Возразить девочке было трудно. Введение третьего урока физкультуры в неделю, похоже, тоже не вызовет восторга у нынешних школьников, и, как оказалось, нововведение не пользуется популярностью и у родителей. Небольшой блиц-опрос, проведённый мной на одном из родительских сайтов, показал, что  из 109-ти участников, только двое высказались положительно. Вот некоторые выдержки из родительских размышлений.  К сожалению, пишет Ирина Соколова, программа по физкультуре сейчас большинству детей совершенно неинтересна. Игровых видов спорта, интересных упражнений, да и вообще, любого обучения – минимум. Сплошная тренировка выносливости и сдача нормативов, к которым никто нормально не готовит. В целом, программа по физкультуре со времён моего детства осталась той же самой. В итоге, интерес к предмету на сто процентов зависит от учителя физкультуры. С учительницей, которая была у нас в прошлом году, я подумывала добыть освобождение на веки вечные, чтобы она не смогла привить ребенку на всю жизнь ненависть к любой физической активности. К учительнице этого года дочка добровольно два раза в неделю ходит на два часа дополнительных занятий, благо они бесплатные. Я скорее против третьего урока физкультуры, но за развитие в школах таких бесплатных спортивных кружков, куда берут всех детей.

Иван Каливалов замечает, что никто не ставит вопрос так, как его надо ставить: зачем нужны уроки физкультуры в школе? Если для достижения \”результатов\” и сдачи \”норм\”, то для такого рода занятий существуют спортивные секции и ШОР. Если для общей физической подготовки и обеспечения здоровья, то зачем \”голы, очки, секунды\”? Не у всех длинные ноги, чтобы высоко прыгать и быстро бегать, не у всех точный глаз, чтобы закидывать мяч в корзину, не всем стоит лазать на канат, так как может присутствовать боязнь высоты. Растяжка, гибкость, координация, умение плавать (не на секунды, а для себя), спортивные игры (не для голов, а просто погонять мяч с друзьями) – вот что надо. А беготня по залу в течение 45-ти минут и бесконечные \”эстафеты\” – отобьют желание у кого угодно. И, конечно, вопрос об оснащении школ – где большие залы, где оборудование, где раздевалки с душем? Детям лыжи, зачастую, негде поставить – нет места. А проблема зимних уроков – почему их не сдваивают, чтобы можно было нормально покататься на лыжах? Получается – нужно с предыдущего урока рысью переодеться, потом переодеться  на следующий урок, а, если это большая перемена,  надо еще и успеть поесть. Собственно катание на лыжах – 15-20 минут! В чём смысл такого занятия? Анна Алексеева сетует, родительского мнения насчет принятого решения никто, к сожалению, не спросил. «У меня дочь, к примеру, тоненькая, маленькая, медлительная. Приходит из школы и всякий раз говорит: \”Мама, мы сегодня в длину прыгали, я прыгнула на тройку\”; \”Мама, мы сегодня бегали на время, я пробежала на тройку\”, и т.д. Она не может бегать быстрее, прыгать лучше! Она – музыкант. Ей такая физкультура не нужна! Ребенку тяжело угнаться за всеми. А для того, чтобы подвигаться, мы три раза в неделю ходим в бассейн. Ребенку там нравится. Тренер замечательная, сильно не напрягает, но плавать учит. Чем лишний час в школе сидеть из-за никому не нужной физкультуры, лучше в бассейн сходить. Да и вообще, кто хочет подвигаться – найдет себе секцию по душе. Кто не хочет – зачем обязаловка? Принудиловкой здоровья не прибавишь. Мне кажется, основной упор нужно делать на пропаганду здорового образа жизни».

Многие родители боятся, что из-за третьего урока физкультуры у детей будет не «пятидневка», а «шестидневка», и на отдых от уроков остается одно воскресенье. Нужно ли говорить, что  нынешнему перегруженному школьнику этого катастрофически мало. Подавляющее большинство родителей считают третью физкультуру  формальностью, на которую буду потрачены бюджетные средства, а также непродуманным шагом. В последнем с ними можно согласиться. Например, если провести простой арифметический подсчёт, получаются любопытные цифры. В каждой школьной параллели в среднем три класса, в целом – это 33 класса. Каждый класс должен иметь три урока физкультуры – это 99 уроков в неделю. Учебная неделя – шесть дней, то есть каждый день должно проходить 16 – 17 уроков физкультуры!  Даже если соединять два класса, а это в среднем пятьдесят детей, это 8-9 уроков. Где взять столько учителей? И о каком здоровье может идти речь, когда в зале занимаются полста детей? Может быть, прежде  чем принимать программы, имеет смысл сначала прислушиваться к мнению, как это принято сейчас говорить, заказчиков образовательных услуг?

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте