В 2011 году учителя и родители активно обсуждали перспективы введения в учебный план образовательных учреждений 3-го часа физической культуры. Среди учителей не было единства в этом вопросе.
Одни педагоги не на шутку испугались дополнительной, чрезмерной, на их взгляд, нагрузки на учеников (особенно начальных классов). Другие учителя считали, что увеличение уроков физкультуры в неделю – это безусловный плюс, но не станет ли это ущемлять другие школьные дисциплины? Третьи добавляли к этому, что основные предметы – это русский язык и математика, ведь именно по этим предметам выпускники сдают обязательные экзамены.Статистические данные свидетельствуют о дефиците двигательной активности у школьников: в младших классах – 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Минобрнауки, более 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главная причина, уверены специалисты, – именно дефицит движения (гиподинамия). Рост гиподинамии и плохое состояние здоровья подрастающего поколения отметил и Дмитрий Медведев, который всецело поддержал увеличение количества уроков физкультуры в школах.С 1 сентября 2011 года третий час урока физической культуры получил постоянную прописку в расписании образовательных учреждений Москвы. Но с начала учебного года учителя физической культуры столкнулись с определенными проблемами – это и недостаточная спортивная материально-техническая база образовательных учреждений, и введение в школьную программу новых видов спорта, ранее преподавателями никогда не используемых, и недостаточный уровень подготовки учителей к реализации новой программы.Первые отзывы учителей физического воспитания были такими:«3-й урок физкультуры – это здорово, если у школы есть хорошая спортивная база для проведения фитнеса, атлетической гимнастики, волейбола, баскетбола, футбола, ЛФК».«Дополнительная физкультура с квалифицированными педагогами – ДА! В грамотно составленной сетке расписания – ДА! В хорошем просторном, современно оборудованном спортивном зале – ДА! ДА! ДА!»«Введение 3-го урока физкультуры – дело хорошее, но сначала хорошо бы обеспечить школы дополнительными спортзалами, просторными раздевалками, современным оборудованием, бассейном, другими приспособленными помещениями (танцклассами, кабинетом хореографии, залом для борьбы, тренажерным залом)».С одной стороны, учебный материал по физкультуре самый сложный, ведь непродуманные действия могут повлечь за собой травмоопасные ситуации и даже несчастные случаи. С другой стороны, многообразие тем, средств и форм учебных занятий настолько велико, что творчеству педагога физического воспитания нет предела.Свидетельством тому стало использование учителями физической культуры школ Северного округа самого разнообразного спортивного материала на своих учебных занятиях. Сегодня педагоги разрабатывают и внедряют новые разделы программы по фитнесу и оздоровительной аэробике, хореографии и художественной гимнастике, шахматам и бадминтону в рамках введения третьего урока физической культуры. В «школах здоровья» эти нововведения уже существуют несколько лет и имеют свои положительные стороны. По мнению учителей физической культуры «школ здоровья», введение третьего урока физкультуры при наличии условий для его проведения имеет очень большое значение для повышения двигательной активности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья.В школах округа реализуют различные программы обучения физической культуре: в Центре образования №1454 и гимназии №1583 с начала этого учебного года идет апробация программы по фитнес-аэробике (1-11-е классы), в школе №149 на 3-м уроке физкультуры используют программу обучения бадминтону (2-11-е классы), Центр образования №1865 уже не первый год работает по программе введения элементов самбо в школьный учебный материал (2-9-е классы). Есть в округе школы, которые выбрали совсем нестандартный путь проведения 3-го часа физической культуры, скажем, школа №669 плотно и плодотворно развивает сотрудничество с опытными и квалифицированными тренерами спортивной школы «Виктория», которые с этого учебного года проводят занятия по спортивному ориентированию (1-4-е классы), уроки проходят в игровой, увлекательной форме, в основном на свежем воздухе, что очень важно для укрепления здоровья детей, нетрадиционно организовано проведение 3-го урока физкультуры в Центре образования №686 «Класс-центр», здесь дополнительному уроку очень обрадовались, так как появилась возможность больше и успешнее изучать сценическое движение и хореографию, что для будущих актеров немаловажно.Третий урок физической культуры дал многим школам возможность проводить занятия в близлежащих бассейнах, а значит, выросло число образовательных учреждений, выполняющих программу по обучению детей плаванию (в прошлом году обучались 3662 ребенка из 52 школ, в этом учебном году – 4571 ребенок из 60 школ округа).Но нельзя не сказать о тех проблемах и трудностях, которые возникают при введении дополнительного урока физической культуры. Несомненный минус – недостаточная материально-техническая база общеобразовательных учреждений. Общую картину в интервью РИА «Новости» прокомментировал заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного педагогического университета А.Матвеев. Анатолий Петрович отметил, что действительно многие школы оказались не готовы к введению третьего урока. В школах, где есть несколько спортзалов, бассейн и другие современные условия, проблем с организацией дополнительного урока нет, а в школах старой постройки возникли объективные сложности. Введение третьего урока должно было решить несколько задач: с одной стороны, способствовать оздоровлению школьников, а с другой – стимулировать развитие материальной базы образовательных учреждений, хотя, по мнению Матвеева, оптимальным было бы вводить дополнительный третий час поэтапно – сначала в начальной школе, затем постепенно в основной и старшей.Конечно, необходимо решать возникающие проблемы: администрации правильно составлять расписание, направлять на курсы повышения квалификации педагогов, учитывать возрастные особенности школьников, например, для обучающихся 5-7-х классов больше подходят аэробика, хореография, бадминтон, а вот шахматы больше нужны в 9-11-х классах, так как учащимся в этом возрасте надо развивать логическое мышление.Родители наших учеников в целом поддерживают введение дополнительного урока физкультуры. Но их мнения разделились: «3-й урок – это возможность лишний раз поиграть, побегать, выйти на лыжах, сходить на прогулку, в поход. Гиподинамия тогда не грозит»; «Согласна, что детей надо оздоравливать, но не в пыльном, холодном спортзале и тем более не в коридоре или рекреации»; «У меня сын учится во 2-м классе, и с этого года у него три урока физкультуры. Мы очень и очень за. Зимой один урок был в зале, а два – на лыжах. Детям сейчас так не хватает движения и свежего воздуха! Мой сын доволен, хотя кроме этого еще занимается плаванием и тейквондо»; «Третий урок – это обязательное движение, которое нужно для растущего организма. Тело и ум должны развиваться одинаково. А в жизни любого родителя главное – улыбки наших детей, здоровый цвет лица, хорошее самочувствие и настроение».Можно, конечно, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, школе, колледже, институте заставить его посещать уроки физической культуры, но если ребятам на них будет неинтересно, то ни о какой пользе занятий речь не может идти. Поэтому прежде всего преподавателю физического воспитания необходимо найти и применять на уроке такие средства, с помощью которых было бы возможно заинтересовать детей, привлечь, а в итоге и привить школьникам любовь к занятиям физкультурой, спортом и воспитать устойчивую привычку к двигательной активности и ведению здорового образа жизни.Еще одна, не менее важна проблема – наличие в программе по физическому воспитанию нормативов и оценивания по ним учащихся. Думаю, каждому известны случаи, когда хорошисты или отличники не могут выполнить нормативы по физкультуре. Вот и превращаются для них уроки физкультуры в настоящее испытание. Каждому учителю физической культуры нужно предоставить ученикам возможность заниматься физкультурой с удовольствием, в меру своих сил. Тогда ребята не только с радостью побегут на эти уроки, но и получат на них то, что хотели бы видеть родители наших детей и к чему всегда стремится любой педагог; нужно искать и использовать на практике такие педагогические средства и формы уроков, с помощью которых будут решаться любые учебные задачи, которые позволят проводить занятия физкультурой интересно, увлекательно, познавательно и эмоционально.Хороших, современных идей очень много, поэтому необходимо объединить все имеющиеся ресурсы для создания условий, позволяющих решить актуальную задачу укрепления и сохранения здоровья наших детей.Татьяна КРЕТОВА, директор ДООЦ «Северный»Знаю и умеюГородской смотр-конкурс под таким названием по предмету «Физическая культура» среди обучающихся 4-х классов прошел на базе школы №469. В нем приняли участие 10 лучших команд из всех округов, которые выполнили конкурсные задания по разделам: «Основы знаний» (тестовые и творческие задания), «Гимнастика» (акробатика, упражнения в равновесии на гимнастическом бревне), «Подвижные и спортивные игры» (прыжковые упражнения, задания для овладения навыками элементов баскетбола), «Легкая атлетика» (челночный бег).
Комментарии