search
main
0

Третий по популярности

Вынужденная необходимость

ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, альтернативы ему сегодня нет. Школа в отличие от других социальных институтов меньше всего занимается критикой такой формы государственной итоговой аттестации. Администрация образовательных учреждений, да и сами преподаватели, давно уже поняли, что девиз «Меньше слов – больше дела» должен реализовываться на практике при подготовке школьников к сдаче единого государственного экзамена.

 

Обществознание – одна из самых популярных экзаменационных дисциплин по выбору. Так, в 2022 году предмет сдавали 276 тыс. человек. Это третий по популярности экзамен. Он уступает второе и первое места только профильной математике и русскому языку. Следовательно, школа старается найти в своем учебном плане дополнительные часы на внеурочную подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Как правило, подобные факультативы проводятся либо после уроков, либо в субботу. От хорошо спланированных и проведенных занятий напрямую зависит количество баллов, которые школьник может получить на ЕГЭ.

 

Стартуем с демоверсии

В конце августа на сайте ФИПИ публикуют демоверсии ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по обществознанию. Они позволяют сформировать представление о структуре заданий на экзамене и рассказывают об изменениях, которые планируются в контрольно-измерительных материалах (КИМах) по сравнению с прошлым годом. Именно с разбора демоверсии мы и начинаем свою подготовку к ЕГЭ по обществознанию. В процессе разбора учащиеся узнают стоимость каждого из заданий в баллах. Одновременно повторяем темы, которые изучались ранее. Тут ни в коем случае нельзя торопиться. После подробного решения демонстрационного варианта у учеников должно сложиться четкое и понятное представление о структуре экзамена.

Затем проводится диагностика учащихся, или, как они говорят, пробники. Лучше это делать в каникулы, так как появляется свободное время и у школьников, и у учителей. 3 часа 30 минут ученики пишут свою первую работу в формате ЕГЭ. Главная задача – опробовать свои силы и разобраться с правильным заполнением бланков №1 и №2.

После проверки пробников необходимо провести разбор всех ошибок, которые были допущены. Нельзя пропускать ни единой неточности. Мелочей при написании ЕГЭ не бывает. Ученики должны понимать, что экзамен – дело серьезное. На этом этапе учитель не только контролирует правильность выполнения заданий, но и объясняет, как нужно записывать ответы на задания второй части, а также обращает внимание на аккуратность заполнения бланка №1.

 

Кропотливая работа

Когда все разобрано и объяснено, снова начинается кропотливая работа непосредственно с заданиями ЕГЭ по обществознанию. В первую очередь решаются типовые экзаменационные варианты О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой. К тому времени эти сборники уже находятся в продаже, их можно свободно приобрести.

Вместе с тем начинаем составлять копилку планов по различным разделам обществознания. Это пригодится для выполнения задания №24. Параллельно с решением типовых вариантов активно работаем над составлением словаря обществоведческих терминов. Это нам будет нужно при решении задания №18. Знание обществоведческих терминов есть фундамент для успешного решения практически всех заданий ЕГЭ по обществознанию.

Часть занятий посвящаем разбору реальных примеров, которые были на экзамене в прошлом году. Их можно найти на различных тематических сайтах, да и выпускники прошлых лет делятся скринами своих бланков. Видя ответ на задания и конкретное количество баллов, которые выставили эксперты при проверке, будущие выпускники понимают, что следует писать в том или ином ответе на задания, как правильно оформлять ответ. Тут же разбираем ошибки, допущенные на реальном экзамене, и стараемся высказать предположение о том, как нужно было записать решение, чтобы не потерять столь дорогие баллы.

Зимой второй пробник. Ребята уже имеют определенный опыт, и теперь перед нами стоит совершенно другая задача. Все ученики заряжены на улучшение своего осеннего результата. И снова после проверки диагностических работ и выставления баллов необходим подробный разбор всех ошибок и неточностей, допущенных при написании. Каждый из одиннадцатиклассников получает конкретное указание на темы, которые у него западают, и в течение двух последующих занятий осуществляется контроль за выполнением поставленных задач по повторению учебного материала.

На финишной прямой

В течение всей третьей четверти решение типовых вариантов чередуется с отработкой определенных заданий ЕГЭ по обществознанию. Здесь необходимо избегать перекоса в ту или иную сторону. Чаще всего детей больше всего тревожат задания второй части. Это понятно. Они кажутся более трудными, чем тестовые. Но это не совсем правильно. Нужно уделять одинаково серьезное внимание заданиям из обеих частей.

После решения каждого варианта составляется перечень номеров заданий, которые вызвали затруднения у школьников. Далее на специальном тренажере отрабатывается решение каждого из них. Не надо жалеть на это времени, усилия окупятся сторицей.

Приближение весенних каникул сигнализирует нам, что нужно готовиться к очередному пробнику. Все диагностические варианты, используемые при проведении пробных ЕГЭ, лучше составлять самостоятельно. Отбор заданий производится из многочисленных сборников прошлых лет, из досрочных вариантов, ну и, конечно, из только что вышедших сборников. При работе желательно использовать пособия различных авторов.

В апреле подготовка к ЕГЭ выходит на новый уровень. Чувствуется усталость учеников. В этот момент очень важно психологически поддержать выпускников и не дать им расслабиться. Отдыхать можно и нужно, а вот расслабляться нельзя! Главное при подготовке к ЕГЭ – это не только знать учебный материал, но и быть психологически устойчивым. Сколько было случаев, когда ребенок великолепно готовился, а в последние два месяца выдыхался! У каждого учителя подобных примеров хватает с избытком. Следовательно, преподаватель должен быть одновременно грамотным специалистом в своем предмете и хорошим психологом. Тут ничего не поделаешь, таковы сегодняшние реалии.

В мае можно уже говорить о практически полной готовности учащихся к сдаче ЕГЭ. В этот последний месяц весны мы используем учебный прием, который окрестили так: метод случайного выбора. Смысл его заключается в том, что каждый из ребят может назвать абсолютно любую страницу сборника. Задания, которые оказываются на этом листе, выводятся на экран, и все решают их, а затем озвучивают ответы. Сборник для таких упражнений используется совершенно новый как для учеников, так и для учителя. Подобные занятия помогают «прокачивать» знания и вносят некие оживление и разнообразие в уже сложившуюся структуру подготовки.

Последняя консультация проводится за сутки перед единым государственным экзаменом. Она больше похожа на наставительную беседу. Ученики еще раз могут задать любой вопрос по обществоведческим темам, процедуре экзамена, структуре КИМов и т. д. Перед самим ЕГЭ рекомендую отдохнуть, подышать свежим воздухом, пораньше лечь спать, чтобы на экзамене быть во всеоружии.

Если ученик добросовестно готовился к итоговой аттестации, то он непременно все сдаст. Естественно, на экзамене возможно все. Иногда волнение может отразиться на качестве выполнения итоговой работы. Но все же большинство учеников справляются с этой проблемой и показывают достаточно хорошие результаты.

Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте