Сдача единого государственного экзамена как выпускного и одновременно вступительного экзамена в вузы стала давно устоявшейся нормой, и все меньше становится критики ЕГЭ – педагоги, сами выпускники, родители уже понимают, что это стало необходимостью.
К ЕГЭ готовятся не в выпускном, 11‑м классе, а систематически, на протяжении нескольких лет, ибо программа будущего экзамена не основывается только на предметах старшей школы.
До сдачи ЕГЭ решается значительное количество вопросов: выбор вуза, предметов, на которые школьнику надо обратить особое внимание. При этом формируется, как правило, ценностный аспект выбора предмета сдачи ЕГЭ, что в значительной степени определяет престиж, полезность будущей специальности.
Часто в первые годы проведения экзамена были критические замечания, что якобы это не просто некая зона стандартизации, но зона ограничения возможностей школьника при поступлении проявлять свои знания по другим предметам. С этим можно не согласиться. Так как ежегодно в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ меняется не только формат вопросов, но и многие понятийные формулы; более понятные и внятные вопросы ЕГЭ дают выпускнику возможности как самовыражения, так и использования знаний не только выбранных предметов, но и других сопряженных тем.
Главный посыл при этом – экзамены всегда корреспондируются с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Ушло то время, когда в экзаменах были вопросы-угадайки. А вот предоставить необходимость анализа и логики ответов – этих возможностей появилось больше. Самое главное и полезное, что есть ныне в экзаменах, – это требование применить знания информационных технологий, свое понимание вариативности ответов, гибкости и динамичности логики. И сделано все это только для того, чтобы, обучаясь в вузе, студент мог, не испытывая затруднений по формуле такой подготовки, быть абсолютно вписанным в вузовскую систему обучения.
В тех вузах, программы которых отвечают требованиям времени, отсутствует система натаскивания студента по тем или иным темам. Он должен иметь набор компетенций самостоятельности, работать, выбирать и презентовать свои знания на стыке дисциплин.
Как же достичь такого уровня подготовки?
Департамент образования и науки города Москвы постоянно и систематически различными формами и приемами анализирует те диагностические данные, которые позволяют либо видоизменять методики преподавания предмета, либо более концентрированно саморегулировать учебную деятельность школьника, исходя из того, что подготовка к предстоящим экзаменам осуществляется по логической цепочке: осознанно выбирать предметы, иметь возможность пройти промежуточные экзамены, сформировать дополнительно программу по достижению поставленных целей в ЕГЭ.
Здесь нельзя исключить форму дополнительных занятий как внутри школы, так и вне ее, ибо город предоставляет огромное количество возможностей дозировать в системе дополнительного образования недостающие темы, практики, проверочные работы и т. д.
Предположим, для кого-то уровень школьных математики, физики, информатики недостаточно полный, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Такие учащиеся могут дополнительно заниматься в многочисленных технопарках, центрах технологической поддержки, кружках при школах и вузах, где есть возможность не только дополнить знания, но и одновременно пробовать свои силы в различных видах практической деятельности.
Уже сейчас в системе московского образования созданы предпрофессиональные классы, которые дают возможность изучения ряда предметов на углубленном уровне. Для предварительной подготовки московским школьникам доступны независимые диагностики. Такая оценка знаний проводится в том числе и в формате ЕГЭ, полностью воспроизводя технологии проведения экзамена. Результаты помогут объективно оценить уровень подготовки ученика, а сам процесс – понять, что ждет на экзамене.
В текущем учебном году Департамент образования и науки принял беспрецедентные меры по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации выпускников 11‑х классов, разрабатывая дополнительные инструменты для углубленной подготовки выпускников к ЕГЭ.
По словам заместителя мэра Москвы Анастасии Владимировны Раковой, «главная забота старшеклассников и их родителей – успешная сдача единого государственного экзамена. Именно от его результатов зависит дальнейший путь выпускника. Новый подход к обучению сможет соответствовать давно сформировавшимся запросам и родителей, и учащихся».
На школы, которые вошли в пилотный проект по созданию дополнительных условий для качественной сдачи ЕГЭ выпускниками, возложена задача дополнительно разработать систему для успешной сдачи экзамена. Как это будет осуществляться пошагово, уже знают каждая школа и каждый родитель выпускника. Но самое главное – знает выпускник, определивший для себя перечень предметов, необходимых ему при поступлении в вуз. При этом предусмотрена гибкость, и если будущий студент сейчас дополнительно выберет те предметы, которые, по его мнению, впоследствии не потребуются, то он их может легко затем снять из программы подготовки.
В разработанных Департаментом образования и науки Рекомендациях по внесению изменений в рабочие программы учебных предметов предусмотрена глубокая проработка по уровням сдачи предметов (базовый и углубленный), что, безусловно, приведет к новым качественным результатам сдачи ЕГЭ.
Самое главное – произойдет распределение тем по степени как значимости, так и возможности исключения перегрузки школьников.
Обновленные учебные планы будут включать в себя практикумы по подготовке к экзаменам. До февраля одиннадцатиклассники закончат изучать непрофильные предметы и смогут сосредоточиться на подготовке к поступлению в вуз. По сути, каждый одиннадцатиклассник получит личную траекторию подготовки к выбранным предметам и индивидуальный учебный план, позволяющий успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
Уже сегодня я бы пояснила для читателей следующую, как мне видится, концепцию обучения. По результатам выбора выпускниками предметов для сдачи ЕГЭ фактически может быть сформирован механизм уровня определения знаний по этим предметам. И если первая группа показывает высокие результаты изучаемых выбранных предметов, то фактически добавляется только некая саморегуляция подготовки школьника самостоятельного уровня и при поддержке педагога-предметника. Я бы назвала эту группу учащихся «высокая группа», то есть это те выпускники, которые имеют глубокие знания. Им нужно – и это предусмотрено в программах школ – дать дополнительный уровень по предметным областям знаний. чтобы они не испытывали никаких сложностей при обучении в вузе.
По сути, мы более глубоко сумеем организовать индивидуальное обучение и адаптировать к вузовским предметам нашего выпускника.
Кстати, это хороший вариант – посмотреть, как наши педагоги способны оценить вариативность занятий и качество преподавания своего предмета. Именно дополнительная вариативность будет отвечать интересам выпускника, его индивидуализированной образовательной траектории будущего обучения.
Ко второй группе учащихся стоит отнести тех ребят, у которых в результате подготовки к новой форме сдачи ЕГЭ будут определенные дефициты в полученных знаниях. В процессе преодоления их у учителя появляется новая возможность использовать дополнительные технологии в изучении предмета с использованием различных методик. При этом будет и серьезная оценка степени готовности самого учителя: сумеет ли он перестроить свою программу, каковы степень коммуникации с ребенком, умение дополнительно мотивировать школьника под возникшие задачи. И тогда можно, как принято в педагогике, говорить о «снятии» информации о степени готовности учителя работать в таком формате.
Третью группу я бы назвала группой выявления грубых ошибок, и не только в ответах, но и в логике расшифровки поставленной задачи по сдаче ЕГЭ. Это те дефициты изучения разделов, тем, предметных областей знаний, которые не были подкреплены методической работой как на уроке, так и вне урока, где есть отсутствие логической последовательности при сборке необходимых звеньев преподавания. Почему это произошло? Либо учитель недостаточно принимал во внимание преемственность при изучении предмета, либо у самого педагога недостаточный уровень подготовки. Впрочем, это нельзя рассматривать как ошибку только конкретного учителя. Так как постоянно меняющиеся требования к преподаванию часто не позволяют ему переформатировать свою методику.
Четвертая группа – это те школьники, у которых мы не сформировали не только базового уровня знаний предмета, но и даже механизма самостоятельной работы, принципов выполнения тех или иных заданий и, самое главное, интереса к знаниям. Это самая сложная категория выпускников, и, к сожалению, она не уменьшается ни в России, ни конкретно в Москве, где уровень образования традиционно высок. Поэтому, на мой взгляд, очень правильно Департамент образования и науки обратил внимание на эту проблему. Работа с данной категорией детей должна быть крайне динамична, устойчива и индивидуально ориентирована. Может быть, было бы правильным с точки зрения преподавания предмета провести дополнительную диагностику и определить степень запущенности усвоения материала, увидеть сформированность когнитивных способностей, степень физического состояния подростка. Если школа справится с такой задачей, то, я уверена, не будет сложностей в сдаче ЕГЭ, у выпускника появится дополнительная уверенность, вырастет уровень профессиональной деятельности учителя, педагога, который сумел провести коррекцию и получить результаты.
Да, коррекция методики преподавания всегда является самой сложной. Но для московских учителей она вполне по силам, так как в московских школах много дополнительных средств обучения.
Конечно, мотивировать ученика на успех может только тот педагог, который сам увлечен своим предметом, испытывает живой интерес к урокам, получает настоящее удовольствие от общения с учениками.
Влияют на успешность подготовки ученика и замотивированное окружение, отсутствие стресса и давления на подростка. С одной стороны, задача учителя – воспитать в ученике ответственность, убедить его в том, что только вместе они могут прийти к результату. Но при этом важно не перегрузить ученика, чтобы под весом возложенных на него надежд и требований он не сломался. Например, каждый год ученики теряют баллы на экзамене по простой причине – неправильно записывают верный ответ, забывают привести пример, дописать объяснение, расписать формулу. Конечно же, обидно получить меньший балл, когда ответ верный. А значит, педагог должен учить ребенка собранности, уделять внимание психологической составляющей. Психологическая подготовка – это не только залог спокойствия при сдаче экзаменов, но и высокие результаты.
Сегодня знания в предметной области уже нельзя назвать единственным важным качеством педагога. Учителю важно прокачивать свои soft skills – те самые гибкие навыки, которые влияют на степень интереса и вовлечения учащегося, его стремление совершенствоваться в предмете.
Мне часто задают вопрос: «Какая необходимость была в принятии такого решения Департаментом образования и науки?» Я всегда отвечаю, что департамент в достижении качественных результатов сдачи ЕГЭ имеет возможность и необходимость решать подобные вопросы, ибо они поставлены для защиты интересов учащихся и их родителей.
Часто родители задают вопрос, не отступили ли мы от закона. Во-первых, вариативность программы предусмотрена законодательством. А во-вторых, предлагаемый проект – это необходимость. А с необходимостью надо не просто мириться, но и помогать сделать все, чтобы наши выпускники успешно сдали ЕГЭ, были конкурентоспособны по своим знаниям, способны поступить в лучшие вузы Москвы и России.
Мария ЛАЗУТОВА, председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии