Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Событие недели

Тренер – тот же педагог?

Дата: 13 октября 2020, 00:00
Автор:

Владимир Путин в ходе заседания Совета по развитию физической культуры и спорта заявил, что тренерам необходимо вернуть статус педагогов. «Тренер в спортивной школе ведь такой же педагог, как и учитель физической культуры в школе. И все организации, где дети занимаются спортом, по сути своей образовательные», – отметил президент. По его словам, статус педагогического работника, с одной стороны, даст дополнительные преимущества для спортивных наставников – педагогический стаж, пенсии, отпуск, а с другой – повысит требования к ним. Кроме того, Владимир Путин напомнил, что в сфере образования есть ограничения по работе с детьми для людей, которые имеют судимость или психические отклонения, а в спорте таких ограничений нет. «Мы уже говорили, что необходимо гармонизировать все эти отношения, но все это завязло в межведомственных дискуссиях», – отметил президент. Он поручил Министерству спорта, Минобрнауки и Минпросвещения в течение месяца решить все вопросы по согласованию этих позиций. Поможет ли распространение статуса педагога на тренеров привлечь к тренерской работе талантливых людей? В чем плюсы и минусы такого решения?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Поручение президента направлено на гармонизацию законодательства в сфере образования, физической культуры и спорта. Сегодня есть две квалификации – учитель физической культуры, работающий в общеобразовательной школе, и детский тренер спортивной секции, команды или клуба. Учителю подчас не хватает спортивной подготовки квалифицированного детского тренера, а тренеру – педагогических компетенций.
Тренер всегда играет особенную роль в жизни своих воспитанников. Для многих ребят, которые занимаются спортом, именно он зачастую становится путеводителем по жизни, выполняя функции и родителя, и друга, и психолога. Это специалист, который считает своим долгом быть на связи с воспитанниками в любое время дня и ночи, подчас за свой счет покупает амуницию и снаряжение, регулярно ищет возможности отвезти своих воспитанников на соревнования и просмотры. Многие тренеры сегодня, а особенно те специалисты, которые занимаются с ребятами, имеющими особенности здоровья, – люди без статуса педагога. Но они являются таковыми по факту. Круг их деятельности намного шире, чем осуществление спортивной подготовки ребят. Они составляют уникальные программы, используют уникальные технологии, а самое главное – искренне любят детей и готовы посвящать им свое время. Их нельзя потерять. Сохранить этих специалистов для системы образования и спорта, разработать и запустить реальные механизмы поддержки – ключевые задачи на данном этапе. Те возможности, которые предоставит тренерам статус педагога, – удлиненный отпуск, особые условия выхода на пенсию – могут стать для специалистов решающими при планировании своей дальнейшей карьеры и профессиональной жизни.

Сейчас эксперты Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования проводят общественно-профессиональное обсуждение проекта профессионального стандарта тренера-преподавателя, направленного Министерством труда. Дальнейшую доработку профстандарта мы будем проводить совместно с представителями Минспорта, Минпросвещения и Минобрнауки, а также экспертами СПК в сфере физической культуры и спорта. Заложенные в этом документе квалификационные требования, трудовые действия, набор необходимых знаний и умений позволят перейти к подготовке тренера-преподавателя, имеющего одновременно и педагогическое образование, и спортивную подготовку. Такие специалисты в ближайшем будущем появятся в школах, организациях дополнительного образования и спортивных школах.

Александр ПРИЛЕЖАЕВ, заслуженный тренер РФ, Великий Новгород:
– Я сорок лет проработал в детско-юношеской спортивной школе. Помню, как все мои коллеги возмутились, когда нас, тренеров, лишили педагогического статуса. Это было несправедливо. Любой тренер – всегда педагог. Это человек, который берет под свое крыло ребенка, зачастую малыша, и ведет его к спортивным победам в течение многих лет. Чем же он отличается от школьного преподавателя физкультуры? Тренер применяет те же педагогические методы и приемы и так же развивает спортивные навыки у детей. Функции тренера, на мой взгляд, даже шире!
Каждый тренер обязательно контролирует учебу юных спортсменов в общеобразовательной школе. На спортивных сборах тренер не только следит за питанием и здоровьем ребят, решает воспитательные задачи, но и порой помогает с выполнением домашних заданий по школьным предметам, чтобы дети не отставали от сверстников. Ни один школьный учитель не находится рядом с ребенком 24 часа в день, а тренер во время выездов на соревнования и сборы фактически выполняет работу и преподавателя, и воспитателя круглосуточного интерната. Ему доверяют своих детей родители. Это высочайший уровень признания. Пора и государству официально назвать тренеров педагогами. Верю, что это привлечет в профессию талантливых, увлеченных людей.

Юрий БЕЛОВ, заслуженный тренер России, директор отделения Федерации ушу России в Центральном федеральном округе, директор общеобразовательной школы №9, Воронеж:
– Дело в том, что уже в течение нескольких лет спортивные школы в большинстве регионов страны официально признаны учреждениями спортивной подготовки и переподчинены министерствам спорта. Тех, кто работает в этих школах, называют просто тренерами, а не тренерами-преподавателями. Считается, что спортивные школы ориентируются на спорт высших достижений, а занимаются там подростки и молодежь постарше, например от 16 лет. Но ведь в спортивные школы приходят и десяти-, и двенадцатилетние, а таких ребят нельзя только тренировать, их надо еще и формировать как личности. Поэтому правильнее в этом случае говорить не о тренере, а о тренере-преподавателе. Это более точное и емкое определение профессии, потому что в настоящем спорте тренер не только готовит воспитанников к покорению спортивных высот, но прежде всего воспитывает их, помогает сформировать такие качества характера, как упорство, терпение, сила воли, целеустремленность. Без этих качеств и в обычной жизни трудно, и в спорте не достичь высот. Поэтому правильнее вернуть тренерам статус педагога или, как раньше было, преподавателя. Владимир Владимирович Путин сам всю жизнь занимается спортом и прекрасно понимает, кем для спортсмена является его тренер. Поэтому его предложение заслуживает поддержки и одобрения.

Дмитрий З., заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, тренер-инструктор, Ямало-Ненецкий АО:
– В настоящее время спортивные школы не относятся к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Поскольку они ведут спортивную подготовку, их относят к учреждениям спорта. Следовательно, под действие Закона «Об образовании в РФ» они не попадают. А значит, организованной работой по воспитанию в привычном для всех учителей понимании они тоже не занимаются. Поэтому приравнивать спортивного тренера к педагогу или учителю – глупость, выпадающая за рамки правового поля. Ибо педагогами или учителями они не являются по определению и по сути своей работы. В противном случае спортивную деятельность нужно будет подвести под ФГОС, и это будет для всех нас очень неприятным сюрпризом, с одной стороны, а с другой – мы будем вынуждены снять с ребенка в процессе подготовки все лишние нагрузки, чтобы позволить ему уложиться в параметры ФГОС.

Валентина И., тренер по шахматам ДЮСШОР, Нижний Новгород:
– Не знаю, к чему приведет этот разговор, но мне не кажется, что сейчас в спортшколах мы как-то ущемлены по сравнению с педагогами общеобразовательных школ. Точно знаю, что ставки у нас выше, а требования, предъявляемые к нам, мягче. Мне бы не хотелось это менять.

Екатерина ГАВРИЛОВА, многодетная мама, в прошлом учитель физической культуры, Петрозаводск:
– Как правило, тренеры – это педагоги по призванию, я незаинтересованных, равнодушных среди них не встречала. Чаще эти люди болеют своим делом, переживают за учеников, знают их жизненную ситуацию. То есть гораздо ближе к ним, чем учитель химии или математики. В команде надо знать каждого человека, его особенности и способности, характер, чтобы мотивировать, поддерживать ребенка для достижения результатов. Поэтому все хорошие тренеры – это еще и психологи. Кроме того, тренер должен обладать медицинскими знаниями, разбираться в строении тела, биоритмах, возрастных особенностях и множестве других аспектов. Но ведь далеко не все тренеры могут иметь и педагогическое, и медицинское образование. И вдобавок диплом психолога. И если законодательно будут утверждены требования о наличии соответствующего образования, многие хорошие тренеры могут остаться не у дел. Опыт и мастерство человека, любовь детей или взрослых учеников говорят больше, чем дипломы. Я считаю, что не надо бы закручивать гайки в этой профессии требованиями, которые все равно не могут дать никаких гарантий. Пока, по крайней мере. Либо нужно сделать их введение долгосрочным, постепенным. Тогда да, я за!


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt