Если фильм о футболе трогает даже людей, равнодушных к этой игре, то по большому счету он качественный – такова моя краткая оценка дебютной картины Данилы Козловского «Тренер», недавно вышедшей в прокат. Я, не будучи поклонницей футбольных баталий и (почти крамола!) Данилы, смотрела на экран с интересом все два часа, что длилась картина. Что не мешает мне признать: при добротности картины в целом при детальном рассмотрении ей чего-то недостает – сразу и не поймешь, чего.
Новоиспеченный режиссер практически во всех интервью заявляет, что с самого начала планировал снимать фильм не о футболе, а о людях – об их чувствах, эмоциях и страстях. Получилось: и того, и другого, и третьего в «Тренере» хоть отбавляй.Капитан российской футбольной сборной Юрий Столешников (сам Козловский) обожает игру, но еще больше – себя в ней. И в решающем матче с командой Румынии намеревается особенно блеснуть: пробить пенальти, которое может стать победным. Один из комментаторов вещает из рубки, что поскольку удар определяет судьбу матча, то надо бы доверить его игроку, который бьет штрафные лучше всех (такие в команде есть). Однако Столешников картинно целует мяч, подбрасывает его, делает замах… мяч отправляется в руки счастливому вратарю.Нет гола, нет победы. Трибуны возмущенно ревут. Капитан на эмоциях устраивает драку – сначала с соперниками на поле, потом с фанатами у скамейки запасных, куда приходит, получив желтую карточку. После – отстранение от игр, нелегкие диалоги с любящим отцом («Не получилось из меня Месси, пап») и, спустя год, дорога в Новороссийск. В приморский городок Столешников едет по приглашению Ларисы Вольской, президента тамошнего футбольного клуба «Метеор» (Ирина Горбачева). Вольская предложила отставному капитану пост главного тренера команды, бывший лидер сборной скрепя сердце подписал контракт.По прибытии начинающий тренер встречает молодую решительную женщину, прямолинейно заявляющую: «Вы можете отказаться и уехать, но вряд ли найдете еще одну дуру, которая наймет вас – с вашей-то репутацией», ее отца, по совместительству мэра города (Виктор Вержбицкий), футболистов «Метеора» – расслабленных, толстеющих и всегда готовых «слить» матч, то есть проиграть по договоренности.И без того подавленный Столешников еще больше теряется. На вопрос своих новых коллег: «Зачем ты здесь?» он после неловкой паузы отвечает: «Чтобы побеждать», однако уверенности в этих словах столько же, сколько игрового энтузиазма у его подопечных, то есть ноль. Зато нарциссизм Юрия продолжает цвести и на благодатной южной почве, в его общении с обленившейся до неприличия командой больше столичного снобизма и самолюбования, чем желания мотивировать спортсменов на результат. Из-за всего этого сначала дела у него никак не ладятся. И лишь благодаря помощи близких, поддержке друзей и, чего уж там, вызовам тайных и явных недоброжелателей Столешников достойно решает свои проблемы. Он старательно усваивает уроки, данные ему отцом (Андрей Смоляков), коллегой Бергером (Владимир Ильин), врачом Варей (Ольга Зуева), виртуозно применяет полученный опыт в работе с «Метеором». И, разумеется, исправляет допущенные ранее ошибки.Повторю: «Тренер» смотрится на одном дыхании, несмотря на некоторую шаблонность и «глянцевость» сюжета. Фильм действительно в первую очередь о чувствах и эмоциях, и в этой части он, пожалуй, безупречен. Например, ясно, почему первый поцелуй героя и его возлюбленной случился именно во время их спора, а не в какой-то другой момент.Есть цельность и логика: каждое условное «ружье», висящее на стене, обязательно «выстреливает», для меня лично это особое удовольствие. Радуют хорошая картинка (оператор – Федор Лясс), звук.Еще один большой плюс – актерская работа. Ирина Горбачева мастерски показала современную сильную леди. Козловский в одном из интервью, отвечая на вопрос: «Почему вы сделали президентом клуба женщину?», сказал: «Это как минимум красиво». И добавил, что это тренд времени, например, насколько он помнит, футбольным клубом «Тосно» Ленинградской области успешно управляет женщина (президент «Тосно» – Светлана Пронина). Однако при всех достоинствах, чувство некой неудовлетворенности после просмотра возникает и не исчезает. Во-первых, понимаешь, что хотя Столешников и добился результата, его личный вклад в это не глобален. Чужие наработки, меткие фразы других людей – это помогло ему справиться с кризисом в «Метеоре». А где, собственно, сам Юрий Столешников, воздействие его личности? Если это и есть, то в очень небольшом количестве. Нет, например, беспробудного пьянства потерявшего репутацию спортсмена, нет искусанных локтей и выплаканных в тоске по футболу мужских глаз. А потому и не возникает полного доверия к герою, настоящего сопереживания.
Но посмотреть фильм стоит – потому что интересно, красиво, с эмоцией.
Комментарии